г. Краснодар |
|
11 августа 2020 г. |
Дело N А32-41757/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Айбатулина К.К. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - товарищества собственников жилья "Флагман" (ИНН 2311117830, ОГРН 1092311003290) - председателя Елеонской Е.Г., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "ВСВ Водоканал" (ИНН 2311158509, ОГРН 1132311006849), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСВ-Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А32-41757/2018, установил следующее.
ООО "ВСВ Водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Флагман" (далее - товарищество) о взыскании 251 849 рублей 70 копеек задолженности за фактическое потребление холодной воды с 01.02.2017 по 01.08.2018, 29 042 рублей 31 копейки в день пеней с 30.09.2018 по 15.05.2019, пеней в размере 150 рублей 14 копеек за каждый день просрочки, начиная с 16.05.2019 по день фактической оплаты долга, а также 8037 рублей расходов по уплате государственной пошлины (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Краснодар Водоканал".
Решением от 10.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.05.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований истца. По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие у истца лицензии на недропользование является основанием для отказа в удовлетворении иска, ошибочен. Суд не учел, что лицензия у истца отсутствовала только с 01.02.2017 по 19.10.2017, что давало ответчику право отказаться от получения коммунального ресурса, однако им не сделано. С 20.10.2017 по 30.07.2018 у общества имелась лицензия, в связи с чем вывод судов о том, что имела место нелегальная добыча подземных вод в течение всего заявленного периода, противоречит обстоятельствам дела. Добыча подземных вод до получения лицензии являлась вынужденной мерой, у истца отсутствовала возможность устранения возникшей угрозы охраняемым интересам иными средствами. Пользование водой осуществлялось в интересах населения, истец является единственным поставщиком холодной воды для указанной группы населения. Отсутствие лицензии не является основанием для прекращения подачи холодной воды. Вывод судов о том, что ретроспективное распространение тарифа на предыдущие периоды прямо противоречит закону, основан на неправильном применении норм права, противоречит сложившейся судебной практике и материалам дела. Кроме того, общество обратилось в суд иском о взыскании задолженности за поставленный коммунальный ресурс, а не о взыскании неосновательного обогащения. Ходатайства об изменении или уточнении исковых требований истец не заявлял, следовательно, суды неправомерно вышли за пределы заявленных требований, обязав истца доказывать обстоятельства неосновательного обогащения. Заявитель также не согласен с выводом судов о том, что товарищество является ненадлежащим ответчиком.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, товарищество является организацией, управляющей общим имуществом многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 87.
Общество указало, что с 01.02.2017 по 31.07.2018 фактически осуществляло поставку холодной воды в указанный МКД, объем которой составил 10 485 куб. м.
Постановлением администрации от 18.07.2018 N 2982 в отношении общества впервые установлен тариф на поставку питьевой холодной воды с 01.08.2018 по 31.12.2018 в размере 24 рублей 02 копеек/куб. м.
17 августа 2018 ответчик обратился к истцу с заявкой на заключение договора на отпуск питьевой воды с 01.08.2018.
В рамках дела N А32-35345/2018 рассматривался спор между сторонами об обязании заключить типовой договор холодного водоснабжения от 01.08.2018 N 131-00-18 в редакции общества.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2019 по делу N А32-35345/2018 изменено, абзац четвертый резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Датой начала подачи (потребления) холодной воды является 01.08.2018".
Полагая, что на стороне товарищества образовалась задолженность за отпущенную в МКД с 01.02.2017 по 31.07.2018 холодную воду, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды руководствовались нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что предпринимательская деятельность, связанная с поставкой коммунального ресурса в виде питьевой воды и ее транспортировкой, является нормативно регулируемым видом деятельности посредством установления компетентным органом власти соответствующего тарифа.
При отсутствии доказательств установления уполномоченным органом индивидуального тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению для истца, последний, как лицо, не имеющее статуса ресурсоснабжающей организации (организации водопроводно-канализационного хозяйства), не вправе требовать плату за оказание услуг по водоснабжению для потребителей в рамках обязательственных правоотношений, регулируемых нормами Закона N 416-ФЗ.
Как видно из материалов дела и установлено судами, истец приобрел статус ресурсоснабжающей организации только 01.08.2018 (дата начала применения тарифа на поставку холодной воды, утвержденного постановлением администрации от 18.07.2018 N 2982), в связи с чем до указанного момента общество не могло заключать договоры на поставку холодной питьевой воды с получателями коммунального ресурса. Ретроспективное распространение тарифа на предыдущие периоды прямо противоречит императивному положению пункта 33 Правил N 406.
Кроме того, суды установили, что в спорном периоде у общества отсутствовала лицензия на недропользование (на добычу воды).
На основании пункта 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) основанием возникновения права пользования участками недр, в частности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу статьи 16 Закона N 2395-1 порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения), для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, для размещения отходов производства и потребления, для размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, для образования особо охраняемых геологических объектов, для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, а также при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр (за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых, и участка недр местного значения) пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.
В соответствии со статьей 19 Закона N 2395-1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
В пояснениях (т. 1, л. д. 83) истец сослался на договор аренды водозаборного комплекса от 01.02.2017, который им якобы представлен в материалы дела. Однако в материалах дела данный договор отсутствует.
При изложенных обстоятельствах до момента получения указанной лицензии истец не имел законных оснований добывать артезианскую воду и поставлять ее гражданам, проживающим в спорном МКД. В отношении арендодателей, с которыми истец, по его утверждению, заключал договоры пользования скважинами, доказательства законных оснований добывать артезианскую воду не представлены.
Нелегальная добыча поставщиком подземных вод не может порождать у него статуса законного владельца коммунального ресурса.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А32-41757/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 19 Закона N 2395-1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2020 г. N Ф08-5640/20 по делу N А32-41757/2018