г. Краснодар |
|
12 августа 2020 г. |
Дело N А01-1711/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от истца - государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН 7717151380, ОГРН 1097799013652) - Беличенко Е.Н. (доверенность от 25.09.2019), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (ИНН 2302046936, ОГРН 1042300667727) - Бояршиновой О.Г. (доверенность от 28.02.2020), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Стройюгрегион", публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань", публичного акционерного общества "Кубаньэнерго", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А01-1711/2019, установил следующее.
Государственная компания "Автодор" (далее - государственная компания) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Южная нефтяная компания" (далее - общество) об обязании прекратить эксплуатацию и осуществить снос инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке 1342+850-1343+450 (справа) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, прекратить эксплуатацию и осуществить снос инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 01:06:0000000:1506 (адрес: Республика Адыгея, район Теучежский, Тлюстенхабльское городское поселение), 01:06:2500001:1785 (адрес: Республика Адыгея, район Теучежский, пгт. Тлюстенхабль, ул. Кубанская), 01:06:2500001:1795 (Республика Адыгея, район Теучежский, Тлюстенхабльский поселковый округ), 01:06:2500001:1810 (Республика Адыгея, Теучежский район, Тлюстенхабльское городское поселение) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком в течение 10 дней вступившего в законную силу решения суда, предоставить государственной компании право выполнить работы по сносу инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке 1342+850-1343+450 (справа), в границах земельных участков с кадастровыми номерами 01:06:0000000:1506, 01:06:2500001:1785, 01:06:2500001:1795 и 01:06:2500001:1810 с последующей компенсацией затрат на выполнение таких работ за счет ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Стройюгрегион", ПАО "ТНС энерго Кубань" и ПАО "Кубаньэнерго".
Решением суда от 17.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты.
Податель жалобы указывает, что на момент возведения воздушной линии согласование ее размещения с владельцем автомобильной дороги не требовалось. Выводы судов сделаны без учета фактических обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель истца возражал против ее удовлетворения, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" автомобильная дорога М-4 "Дон" отнесена к числу федеральных автомобильных дорог.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2133-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление" по передаточному акту от 30.04.2010 N 2-ГК/2-ПА федеральная автомобильная дорога М-4 "Дон" передана Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации государственной компании на девяносто девять лет.
В рамках объекта "Реконструкция транспортных развязок на автомагистрали М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1319 - км 1345, Краснодарский край, Республика Адыгея. Этап 2. Транспортная развязка км 1342+850" (далее - объект) разработана проектная документация.
Проект строительства, имеющий положительное заключение государственной экспертизы проектной документации от 26.02.2015 N 275-15/ГГЭ-9492/04, выданное ФАУ "Главгосэкспертиза России", утвержден распоряжением государственной компании от 26.03.2015 N ТП-34-р и запущен в реализацию в соответствии с Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2010 - 2020 гг.)" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848) и Программой деятельности государственной компании на долгосрочный период (2010 - 2020 годы) (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р).
В целях реализации проектных решений по результатам торгов государственная компания (заказчик) и ООО "Стройюгрегион" (подрядчик) заключили договор от 16.07.2018 N ЦУП2018-760 на выполнение комплекса работ на объекте.
Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации выдало разрешение на строительство от 10.10.2018 N 01-RUO1506107-096-2018.
Для установления границ земельных участков, предназначенных для проведения работ по реконструкции транспортных развязок, разработана документация по планировке территории объекта и утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 27.10.2014 N 1992-р.
В рамках подготовки объекта к реализации установлено наличие самовольной инженерной коммуникации в границах придорожной полосы автомобильной дороги М-4 "Дон", а именно линии электропередачи (Вл-10кВ).
Уведомлением от 29.10.2018 N 2696-КрФ 29.10.2018 государственная компания запросила у общества разрешительные документы в отношении спорной инженерной коммуникации (Вл-10 кВ).
В письме от 22.03.2019 N 353 ООО "Стройюгрегион" обратилось к обществу с просьбой переустроить линию электропередачи, так как она препятствует выполнению строительно-монтажных работ по устройству съезда С-2 путепровода.
Уведомлением от 02.04.2019 N 918-КрФ у общества запрошены разрешительные документы (технические условия на пересечение а/д М-4 "Дон", акт разграничения границ балансовой принадлежности с энергоснабжающей организацией).
Письмом от 12.04.2019 N 454 ООО "Стройюгрегион" запросило у общества землеотводные и разрешительные документы в отношении спорной инженерной коммуникации (Вл-10 кВ).
Требование государственной компании от 14.05.2019 о сносе самовольных коммуникаций оставлено обществом без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения государственной компании в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Статьями 304 и 305 Гражданского кодекса предусмотрено, что собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
По смыслу положений статьи 304 Гражданского кодекса и приведенных разъяснений в предмет доказывания по делу входит установление обстоятельств наличия права собственности у истца на имущество, в пользовании или распоряжении которым ему чинятся препятствия; фактическое наличие препятствий в осуществлении права собственности; противоправность действий (бездействия) лиц, создающих препятствия в пользовании собственником своим имуществом.
На основании статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), в соответствии с которой автомобильные дороги, соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации являются автомобильными дорогами общего пользования (часть 5), к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3), а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", согласно которому автодорога М-4 "Дон" (идентификационный номер 00 ОП М-4 (Е50, Е97, Е115, Е592, СНГ) проходит от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, до Новороссийска, федеральная автомобильная дорога М-4 "Дон" является дорогой общего пользования федерального значения.
Федеральная автомобильная дорога общего пользования М-4 "Дон" и занятые ней земельные участки (включая полосу отвода), являются федеральной собственностью на основании статьи 6 Закона об автомобильных дорогах, статей 87 и 90 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (приложение 1, раздел IV, пункт 5).
В силу статьи 36 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственной компании) земельные участки, находящиеся в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, а также предназначенные для осуществления дорожной деятельности предоставлены государственной компании без проведения торгов в аренду.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее - Правила N 486).
Воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера (пункт 2 Правил N 486).
Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.
Согласно части 2 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
При проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций (часть 2.1 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах).
В силу части 3 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах придорожных полос автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу данного Федерального закона, обязаны получить согласие в письменной форме владельцев автомобильных дорог, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
Из положений части 2 статьи 61 и части 1 статьи 63 Закона об автомобильных дорогах следует, что положения названного Закона применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, то есть с 14.11.2007.
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 22.04.2010 N 16968).
Согласно пункту 2 названного Порядка в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются: при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия; с учетом требований, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом об автомобильных дорогах, Законом о государственной компании (пункт 8 Порядка).
В пункте 19 названного Порядка определено, что размещение инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения допускается при наличии согласия, выдаваемого в письменной форме владельцем автомобильной дороги, и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом об автомобильных дорогах, Законом о государственной компании. Размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт возможно только при соблюдении следующих условий: размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения либо их переустройство будет осуществлено за счет средств владельцев таких объектов (подпункт 2 пункта 19).
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды установили, что государственная компания является арендатором спорных земельных участков (с кадастровыми номерами 01:06:0000000:1506, 01:06:2500001:1810, 01:06:2500001:1785, 01:06:2500001:1795), на которых расположены принадлежащие обществу опоры линии электропередач ВЛ-10кВ с условными обозначениями ST3 - ST14, попадающие в строительную площадку выполнения работ на объекте и препятствующие реконструкции федеральной дороги. При этом надлежащие доказательства получения согласований (выделение земельных участков под размещение линии электропередачи ВЛ-10кВ и установление охранной зоны объекта электросетевого хозяйства) при размещении и эксплуатации линии электропередачи в придорожной полосе автодороги М-4 "Дон" ответчиком не представлены. До 01.01.2013 обществом не согласовано размещение и эксплуатация линии электропередачи в придорожной полосе с государственной компанией как владельцем автомобильной дороги. Суды отметили, что размещение линии электропередачи на спорных земельных участках нарушает права государственной компании, создавая препятствия к осуществлению истцом полномочий в области осуществления дорожной деятельности и реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон".
Заявитель документально не опроверг вывод судов о нахождении в границах придорожной полосы автодороги М-4 "Дон" опор линии электропередачи (Вл-10кВ), принадлежащих обществу и препятствующих реконструкции федерального дороги, с учетом проведенного представителями ООО "Стройюгрегион", истца и ответчика осмотра участка федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон"", по результатам которого составлен акт от 12.10.2019.
При изложенных обстоятельствах судебные инстанции, указав на отсутствие доказательств неправомерного поведения со стороны государственной компании и установив в действиях ответчика нарушение действующего законодательства (статья 19 Закона об автомобильных дорогах), сделали правомерный вывод о наличии оснований для возложения на общество обязанности по прекращению эксплуатации и осуществлению сноса инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон".
Несогласие общества с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены судебных актов.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом исследования судов и правомерно ими отклонены, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды первой и апелляционной инстанций оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А01-1711/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 19 названного Порядка определено, что размещение инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения допускается при наличии согласия, выдаваемого в письменной форме владельцем автомобильной дороги, и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом об автомобильных дорогах, Законом о государственной компании. Размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт возможно только при соблюдении следующих условий: размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения либо их переустройство будет осуществлено за счет средств владельцев таких объектов (подпункт 2 пункта 19).
...
Заявитель документально не опроверг вывод судов о нахождении в границах придорожной полосы автодороги М-4 "Дон" опор линии электропередачи (Вл-10кВ), принадлежащих обществу и препятствующих реконструкции федерального дороги, с учетом проведенного представителями ООО "Стройюгрегион", истца и ответчика осмотра участка федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон"", по результатам которого составлен акт от 12.10.2019.
При изложенных обстоятельствах судебные инстанции, указав на отсутствие доказательств неправомерного поведения со стороны государственной компании и установив в действиях ответчика нарушение действующего законодательства (статья 19 Закона об автомобильных дорогах), сделали правомерный вывод о наличии оснований для возложения на общество обязанности по прекращению эксплуатации и осуществлению сноса инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2020 г. N Ф08-6186/20 по делу N А01-1711/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6186/20
18.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-997/20
31.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22314/19
17.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1711/19