Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в части возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности" предлагаются изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие возможность включения в коллективный договор обязательств работодателя и работников по вопросам поддержки добровольчества (волонтерства) и благотворительной деятельности.
Отмечаем, что согласно статье 23 Кодекса "социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений", которое осуществляется в том числе в форме заключения коллективного договора (ст. 27 Кодекса).
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (см. ч. 1 ст. 40 Кодекса).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" "под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 данного Федерального закона".
Таким образом, вопросы добровольчества (волонтерства) и благотворительной деятельности не являются непосредственно предметом социально-трудовых отношений, поскольку не направлены на регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он направлен на повышение мотивации работников к вовлечению в благотворительную деятельность и добровольчество (волонтерство). Однако, как отмечает Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, из законопроекта данный вывод однозначно не следует, поскольку формулировка законопроекта не указывает на субъектный состав участников и адресатов такой деятельности (поддержки).
В соответствии с частью первой статьи 41 Кодекса содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
Перечень обязательств работников и работодателей, которые могут включаться в коллективный договор, не является исчерпывающим, в связи с чем возможность включения в коллективный договор обязательств в сфере добровольчества (волонтерства) и благотворительности не исключается и в настоящее время (без внесения предлагаемых законопроектом изменений).
Результат рассмотрения законопроекта N 385290-8 органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв. Мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что вопросы добровольчества (волонтерства) и благотворительной деятельности не являются предметом социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Кроме того, Правовое управление в своем заключении отмечает, что "...Редакция предлагаемых изменений не позволяет определить, в чем будет выражаться указанная "поддержка" добровольчества (волонтерства) и благотворительной деятельности".
Комитет Государственной Думы по молодежной политике, являющийся комитетом-соисполнителем по законопроекту, поддерживает проект федерального закона N 385290-8 "О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в части возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности".
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 385290-8 "О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в части возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности".
К настоящему времени Правительство Российской Федерации официальный отзыв на законопроект не представило.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, отмечает, что "...действующая редакция Трудового кодекса РФ не содержит запрета на включение сторонами в коллективный договор положений о поддержке добровольчества (волонтерства) и благотворительной деятельности. Соответственно, данный вопрос не требует корректировки законодательства". Также отмечается, что "корпоративное волонтерство" не должно "насаждаться" сверху. Работодатель не должен использовать "административное" давление на работников, понуждая их к участию в своей благотворительной деятельности". Вместе с тем, "профсоюзная" Сторона "поддерживает концепцию законопроекта в части необходимости установления в Трудовом кодексе РФ конкретных мер поддержки работников, участвующих в добровольческой (волонтерской) деятельности, и обращает внимание на необходимость существенной доработки законопроекта".
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, поддерживает законопроект в представленной редакции.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 385290-8 "О внесении изменения в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в части возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.