г. Краснодар |
|
19 августа 2020 г. |
Дело N А53-47179/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (ИНН 6163072411, ОГРН 1056163000926) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Ваша аптека" (ИНН 6168084379, ОГРН 1156196075683), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2020 по делу N А53-47179/2019, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - служба) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ваша аптека" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 18.02.2020 общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 120 тыс. рублей штрафа. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 14.1 Кодекса, соблюдением процедуры и срока привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2020 решение суда от 18.02.2020 отменено, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что служба не доказала совершение обществом административного правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась служба с кассационной жалобой, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, в нарушение статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии события правонарушения, сославшись на отсутствие видеозаписи как доказательство фиксации безрецептурной реализации обществом лекарственного препарата, презюмируя тем самым особую правовую ценность видеозаписи как единственного допустимого доказательства совершения обществом правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, и представленным в материалы дела доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Министерством здравоохранения Ростовской области обществу выдана лицензия от 26.08.2019 N ЛО-61-02-003785 на осуществление фармацевтической деятельности в аптеке, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, Советский район, пр. Коммунистический, дом 29 (далее - аптека).
В связи с поступившим в ДЧ УКОН ГУ МВД России по Ростовской области сообщением гражданина Крикунова М.В. о приобретении им в свободной продаже медицинского препарата "Лирика" в аптеке по адресу: г. Ростов-на-Дону, Советский район, пр. Коммунистический, дом 29, проведен осмотр помещения аптеки, о чем составлен протокол осмотра от 20.11.2019 и оформлен административный материал, который передан в службу.
По результатам рассмотрения административного материала служба составила в отношении общества протокол от 09.12.2019 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отразив в протоколе нарушение обществом подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании), пунктов 4 и 8 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н (далее - Правила N 403н), выраженное в следующем: 20.11.2019 фармацевт аптеки Сукиасян А.А. реализовала лекарственный препарат для медицинского применения "Лирика 300 мг" в количестве 2 (двух) капсул (фрагмент ячейковой упаковки) без рецепта врача, с превышением максимального размера розничной надбавки на 176%, а также с нарушением первичной и вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата, без предоставления инструкции (копии инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата физическому лицу, приобретшему данный лекарственный препарат.
В протоколе об административном правонарушении указано, что в нарушение подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании, подпункта 2 пункта 3 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приложением N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 N 378н (далее - Правила регистрации), пункта 7 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 N 378н (далее - Правила ведения и хранения специальных журналов), в аптеке отсутствует журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (далее - Журнал учета); не ведется учет поступивших лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету (в том числе по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты). При этом согласно представленным в службу организациями оптовой торговли лекарственными средствами материалам, с 01.01.2019 по 30.09.2019 в аптеку общества поставлено 4 028 упаковок лекарственных средств для медицинского применения, включенных в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.04.2014 N 183н, в том числе следующие лекарственные препараты: "Лирика, капсулы 300 мг N 14", "Лирика, капсулы 300 мг N 56", "Терпинкод, таблетки N 10", "Нурофен Плюс, таблетки покрытые оболочкой 200 мг, N 12", "Прегабалин, капсулы 300 мг N 14", "Прегабалин, капсулы 300 мг N 56"; не учтен расход лекарственного препарата "Лирика, капсулы 300 мг" в количестве 2 капсул, отпущенного 20.11.2019 фармацевтом аптеки Сукиасян А.А. гражданину Крикунову М.В.
В порядке статей 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела суды правильно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Пунктом 6 Положения о лицензировании установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании определено, что для осуществления фармацевтической деятельности лицензиат должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 403н по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, за исключением лекарственных препаратов, указанных в абзацах 1 и 3 пункта 4 Правил N 403н, и лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в абзацах 1, 3 - 9 пункта 4 Правил N 403н, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Отпуск лекарственных препаратов, не указанных в пункте 4 Правил N 403н, в соответствии с инструкциями по их медицинскому применению осуществляется по рецептам, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта (пункт 5 Правил N 403н).
Согласно пункту 8 Правил N 403н нарушение вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата и отпуск лекарственного препарата в первичной упаковке допускается в случае, если количество лекарственного препарата, указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему лекарственный препарат (при безрецептурном отпуске), меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке. В таком случае при отпуске лекарственного препарата лицу, приобретающему лекарственный препарат, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил регистрации аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 Правил регистрации), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, по форме согласно приложению N 2 к Правилам регистрации.
В силу пункта 7 Правил ведения и хранения специальных журналов поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного препарата с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Как предусмотрено пунктом 6 Положения о лицензировании, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании.
Суд первой инстанции поддержал позицию службы о виновных действиях общества, квалифицируемых по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявления на том основании, что служба не доказала совершение обществом правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции установил, что согласно представленным службой сведениям о лицензиях на осуществление фармацевтической деятельности по одному адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, дом N 29 выданы лицензии двум юридическим лицам - ООО "Ваша аптека", учредитель Бережная О.В. (лицензия от 26.08.2019 N ЛО-61-02-003785) и ООО "Ваша аптека Ростов", учредитель Бережная Л.И. (лицензия от 19.11.2019 N ЛО-61-02-003899).
Суд апелляционной инстанции критически оценил протокол осмотра расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, дом N 29 помещения аптеки от 20.11.2019, составленный в присутствии понятых Двуреченской Н.С. и Лесняковой Т.А., с участием Крикунова М.В. (как отражено в протоколе) добровольно выдавшего препарат "Лирика", который реализован ему в аптеке общества фармацевтом Сукиасян А.А. за 350 рублей. При этом суд апелляционной инстанции учел, что протокол осмотра не подписан фармацевтом Сукиасян А.А., которая отказалась от подписи, о чем в протоколе имеется отметка.
Суд апелляционной инстанции отметил, что реализация Крикунову М.В. препарата "Лирика" без рецепта подтверждена лишь объяснениями Крикунова М.В., при этом в протоколе осмотра от 20.11.2019 и пояснениях понятых Двуреченской Н.С. и Лесняковой Т.А. подтверждено лишь то, что Крикунов М.В. дал эти пояснения. При этом в материалы дела не представлен товарный чек, фото- и видеозаписи или иные доказательства, позволяющие однозначно установить факт реализации Крикунову М.В. препарата "Лирика 300 мг" именно обществом. Пояснения фармацевта Сукиасян А.А., которая (согласно объяснениям Крикунова М.В.) продала ему товар, в материалы дела не представлены. Служба документально не опровергла довод общества о том, что Сукиасян А.А. не является сотрудником общества, а состоит в трудовых отношения с иной организацией - ООО "Ваша аптека Ростов", которое осуществляет фармацевтическую деятельность по тому же адресу, что и общество.
Суд апелляционной инстанции учел приложенные к протоколу об административном правонарушении от 09.12.2019 пояснения представителя общества о неосуществлении обществом на день проверки деятельности через обособленное подразделение по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, дом N 29; представленное в материалы дела уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области от 25.04.2019 о снятии 23.04.2019 общества с учета в налоговом органе в связи с прекращением осуществления по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, дом N 29 видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации; представленную в материалы дела карточку о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области от 15.03.2019; составленный в отсутствие представителя общества протокол осмотра помещения от 20.11.2019, содержащий указание на то, что в ходе осмотра проводилась видеосъемка, которая не представлена в материалы дела.
Суд апелляционной инстанции критически оценил довод службы о том, что при осмотре 20.11.2019 помещения аптеки в нем размещалась лицензия общества, сославшись на непредставление службой документального подтверждения этого довода. Несмотря на то, что в протоколе осмотра от 20.11.2019 отмечено, что в ходе осмотра проводилась видеосъемка, доказательства ее фактического проведения на материальном носителе в материалы дела не представлены.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на непредставление службой доказательств запроса Журнала учета именно у общества. Как указано в протоколе об административном правонарушении от 09.12.2019, Журнал учета не предоставлен. Вместе с тем, в протоколе осмотра от 20.11.2019 отсутствует информация о наличии/отсутствии у общества Журнала учета, в том числе и информация о запросе данного журнала у общества.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции мотивированно не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что независимо от показаний свидетеля по факту реализации в аптеке по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, дом N 29 лекарственного препарата "Лирика", в деятельности общества имеются нарушения лицензионных требований, в частности, подпункта 2 пункта 3 Правил регистрации и пункта 7 Правил ведения и хранения специальных журналов.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что соблюдение обществом Правил регистрации и Правил ведения и хранения специальных журналов служба не проверила, а сам по себе факт поставки обществу с 01.01.2019 по 30.09.2019 лекарственных средств (4 028 упаковок) для медицинского применения, включенных в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.04.2014 N 183н, не подтверждает ни нарушение обществом указанных Правил, ни факт реализации обществом 20.11.2019 препарата "Лирика 300 мг" без рецепта.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о непредставлении службой доказательств, необходимых и достаточных для вывода о нарушении обществом лицензионных условий и наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, что в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает привлечение общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы службы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2020 по делу N А53-47179/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что соблюдение обществом Правил регистрации и Правил ведения и хранения специальных журналов служба не проверила, а сам по себе факт поставки обществу с 01.01.2019 по 30.09.2019 лекарственных средств (4 028 упаковок) для медицинского применения, включенных в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.04.2014 N 183н, не подтверждает ни нарушение обществом указанных Правил, ни факт реализации обществом 20.11.2019 препарата "Лирика 300 мг" без рецепта.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о непредставлении службой доказательств, необходимых и достаточных для вывода о нарушении обществом лицензионных условий и наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, что в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает привлечение общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2020 г. N Ф08-6166/20 по делу N А53-47179/2019