г. Краснодар |
|
19 августа 2020 г. |
Дело N А20-4849/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836, ОГРН 1060721063655), ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266), местной администрации городского округа Нальчик (ИНН 0711037382, ОГРН 1020700751169), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по делу N А20-4849/2019, установил следующее.
Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) и местной администрации городского округа Нальчик (далее - администрация) о признании права собственности Кабардино-Балкарской Республики на следующее недвижимое имущество:
- здание склада общей площадью 5,4 кв. м (инвентарный N 754), расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Белая Речка;
- здание склада общей площадью 20,8 кв. м с кадастровым номером 07:08:2600000:363, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, 400 м на север от с. Белая Речка;
- здание склада общей площадью 155,3 кв. м с кадастровым номером 07:08:2600000:364, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, 400 м на север от с. Белая Речка (уточненные требования).
Решением суда от 12.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2020, принят отказ истца от иска в части признания права собственности на здание склада площадью 5,4 кв. м, в указанной части производство по делу прекращено; в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении иска и в указанной части принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Податель жалобы указывает, что решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2014 по делу N А20-1503/2014, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела, признано право собственности Кабардино-Балкарской Республики на здание склада площадью 5,4 кв. м, в связи с чем отказ судов в признании права собственности Кабардино-Балкарской Республики на остальные объекты недвижимости является незаконным.
Поскольку участвующие в деле лица не оспаривают вывод судов первой и апелляционной инстанции в части прекращения производства по делу, то судебные акты в данной части не являются предметом исследования суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по управлению государственным имуществом (далее - комитет), правопреемником которого является министерство, 15.02.1993 издал распоряжение N 38, из которого следует, что в связи с выделением Кабардино-Балкарского прорабского участка N 301 из состава Северо-Кавказского специализированного управления "Союзвзрывпром" на основании протокола собрания трудового коллектива, комитет распорядился создать государственное предприятие "Взрывпром" на базе названного участка, утвердить устав предприятия, передать предприятию имущество на общую сумму 1717 тыс. рублей.
Согласно акту от 10.03.1993 (исправлено на 10.04.1993) Северо-Кавказское специализированное управление "Союзвзрывпром" сдало, а государственное предприятие "Взрывпром" приняло имущество, включая основные средства.
Из пункта 3 акта учета имущества государственного предприятия "Взрывпром", следует, что оно имеет недвижимость (в том числе по перечню объектов недвижимости) балансовой стоимостью 100,22 тыс. рублей.
Распоряжением от 30.06.2003 N 166 министерство утвердило устав государственного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Взрывпром" и решило закрепить за предприятием имущество остаточной стоимостью 928 300 рублей на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 1.1 устава государственного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Взрывпром" оно является правопреемником государственного унитарного предприятия "Взрывпром".
В приложении к уставу (перечень основных средств, передаваемых в хозяйственное ведение) указан "Склад ВВ" по адресу: п. Белая Речка (Цемзавод), балансовой стоимостью 10,5 тыс. рублей.
В соответствии с актом оценки стоимости имущества государственного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Взрывпром" от 30.12.2004 указанный в нем объект "Склад ВВ" построен в 1958 году.
Из акта проверки наличия объектов недвижимости от 23.10.2008 следует, что представители министерства и предприятия провели проверку наличия зданий склада взрывчатых веществ 1958 года постройки, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием.
В ходе проверки на земельном участке площадью 1933,7 кв. м обнаружены следующие объекты недвижимости: здание склада взрывчатых материалов, здание склада средств взрывания, здание наблюдательного пункта, караульное помещение.
Площадь зданий в акте не указана.
В соответствии с разделом 3 карты учета государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, имеющегося у юридического лица по состоянию на 01.11.2008 (от 12.11.2008), у государственного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Взрывпром" на праве хозяйственного ведения имеется склад взрывчатых веществ (в том числе здание склада взрывчатых материалов, здание склада взрывания, здание наблюдательного пункта).
Распоряжением от 10.11.2008 N 546 министерством изъят из хозяйственного ведения названного предприятия в казну Кабардино-Балкарской Республики объект недвижимого имущества "Склад взрывчатых веществ", расположенный по адресу:
г. Нальчик, п. Белая Речка.
Во исполнение распоряжения предприятие и министерство подписали акт от 13.11.2008 приема-передачи здания склада, введенного в эксплуатацию в 1958 году.
18.12.2008 на кадастровый учет поставлен земельный участок, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, 400 м на север от п. Белая Речка, площадью 16 286 * 223 кв. м с кадастровым номером 07:08:2600000:74 (кадастровый паспорт от 18.12.2008).
Согласно свидетельству N 046800 право собственности Кабардино-Балкарской Республики на указанный участок зарегистрировано 24.02.2009.
30.08.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности государственного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Взрывпром" путем реорганизации в форме преобразования в открытое акционерное общество "Взрывпром". Предприятие прекратило деятельность 04.09.2015 в связи с его ликвидацией.
Из кадастровых паспортов от 10.08.2011 на здания складов площадью 155,3 кв. м (литера Г) и площадью 20,8 кв. м (литера Г1) следует, что они расположены на земельном участке с кадастровым номером 07:08:2600000:74.
13 декабря 2016 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о спорных объектах: здании склада общей площадью 20,8 кв. м с кадастровым номером 07:08:2600000:363 и здании склада общей площадью 155,3 кв. м с кадастровым номером 07:08:2600000:364, расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, 400 м на север от пос. Белая Речка.
Указанные здания внесены в реестр государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики на основании распоряжения комитета от 15.02.1993 N 38, распоряжения министерства от 10.11.2008 N 546 и акта приема-передачи от 13.11.2008 (выписки от 30.08.2019 N 159 и 160).
Полагая, что спорные здания складов являются объектами государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, министерство обратилось в арбитражный суд.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Исходя из системного толкования статей 12, 209, 223, 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем.
В силу пункта 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего в спорный период; далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом.
Решение суда о признании права является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении правообладателя (субъекта права), что согласуется с правовой позицией, выраженной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15148/08 и постановлении N 10/22.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12048/11 и от 25.09.2012 N 5698/12, понятие "самовольная постройка" распространено на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая применяется с 01.01.1995, и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ). Здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками.
Пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, спорные объекты недвижимого имущества (литеры Г и Г1) площадью 155,3 кв. м и 20,8 кв. м построены до 01.01.1995 и расположены на земельном участке с кадастровым номером 07:08:2600000:74 по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, 400 м на север от с. Белая Речка, принадлежащем на праве собственности Кабардино-Балкарской Республике (свидетельство о государственной регистрации права от 24.02.2009 серия 07-АВ N 046800; т. 1, л. д. 119). В реестр государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики указанные сведения внесены на основании распоряжения комитета от 15.02.1993 N 38, распоряжения министерства от 10.11.2008 N 546 и акта приема-передачи от 13.11.2008 (выписки от 30.08.2019 N 159 и 160). Актом проверки наличия объектов недвижимости от 23.10.2008 установлено расположение на спорном земельном участке зданий складов (т. 1, л. д. 109).
При изложенных обстоятельствах, суды не указали, какими иными доказательствами, помимо представленных в материалы дела, министерство должно подтвердить наличие спорных зданий на принадлежащем ему земельном участке, а также их индивидуализировать (идентифицировать), с учетом того, что доказательства правопритязаний на спорное имущество со стороны третьих лиц (право собственности Кабардино-Балкарской Республики на здания складов не оспаривается) в материалах дела отсутствуют. Суды не исследовали, к какому уровню собственности относилось спорное имущество на момент его строительства и принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга"; имеются ли на спорном земельном участке иные объекты недвижимости и кому они принадлежат; в чьем фактическом владении находятся спорные склады; если невозможно отнести представленные истцом документы к спорным объектам, то к какому иному имуществу, расположенному по спорному адресу, они относятся. При этом, суды не установили и материалами дела не подтверждается, что спорные объекты построены после 01.01.1995 и их технические характеристики изменялись.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Данная норма во взаимосвязи с упомянутыми положениями статей 65 и 71 указанного Кодекса означает, что судом должно быть исследовано, поименовано в судебном акте и мотивированно принято или отклонено каждое доказательство, после чего по результатам оценки их совокупности во взаимной связи сделан обобщающий вывод об их достаточности для подтверждения или опровержения указываемых стороной обстоятельств полностью или в части.
Суд округа полагает, что судебными инстанциями доказательства по делу не были всесторонне исследованы и оценены. В основу судебного решения не могут быть положены выводы, не основанные на исследованных судом доказательствах.
Ограничение предмета доказывания при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, повлекшее принятие ошибочных судебных актов, может являться основанием для направления дела на новое рассмотрение (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 16112/2009, от 16.11.2010 N 8467/10).
Таким образом, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора. Для принятия обоснованного и законного судебного акта по существу спора требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции, поэтому обжалуемые судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно положениям части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
С учетом того, что суды отказали в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что истцом не представлены доказательства принадлежности ему спорного имущества, а также принимая во внимание, что ранее аналогичный спор о праве разрешался в рамках дела N А20-1503/2014, то при новом рассмотрении дела в данном конкретном случае в целях установления эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соблюдения принципов справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности, исковые требования министерства подлежат рассмотрению по существу.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить указанные нарушения, при необходимости истребовать должным образом дополнительные доказательства, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, оценить доводы участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 по делу N А20-4849/2019 в части прекращения производства по делу оставить без изменения.
В остальной части судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, спорные объекты недвижимого имущества (литеры Г и Г1) площадью 155,3 кв. м и 20,8 кв. м построены до 01.01.1995 и расположены на земельном участке с кадастровым номером 07:08:2600000:74 по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, 400 м на север от с. Белая Речка, принадлежащем на праве собственности Кабардино-Балкарской Республике (свидетельство о государственной регистрации права от 24.02.2009 серия 07-АВ N 046800; т. 1, л. д. 119). В реестр государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики указанные сведения внесены на основании распоряжения комитета от 15.02.1993 N 38, распоряжения министерства от 10.11.2008 N 546 и акта приема-передачи от 13.11.2008 (выписки от 30.08.2019 N 159 и 160). Актом проверки наличия объектов недвижимости от 23.10.2008 установлено расположение на спорном земельном участке зданий складов (т. 1, л. д. 109).
При изложенных обстоятельствах, суды не указали, какими иными доказательствами, помимо представленных в материалы дела, министерство должно подтвердить наличие спорных зданий на принадлежащем ему земельном участке, а также их индивидуализировать (идентифицировать), с учетом того, что доказательства правопритязаний на спорное имущество со стороны третьих лиц (право собственности Кабардино-Балкарской Республики на здания складов не оспаривается) в материалах дела отсутствуют. Суды не исследовали, к какому уровню собственности относилось спорное имущество на момент его строительства и принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга"; имеются ли на спорном земельном участке иные объекты недвижимости и кому они принадлежат; в чьем фактическом владении находятся спорные склады; если невозможно отнести представленные истцом документы к спорным объектам, то к какому иному имуществу, расположенному по спорному адресу, они относятся. При этом, суды не установили и материалами дела не подтверждается, что спорные объекты построены после 01.01.1995 и их технические характеристики изменялись."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2020 г. N Ф08-6281/20 по делу N А20-4849/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6281/20
18.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1166/20
12.02.2020 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4849/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4849/19