г. Краснодар |
|
20 августа 2020 г. |
Дело N А32-44466/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании от истца - индивидуального предпринимателя Медведева Александра Михайловича (ИНН 233001576679, ОГРНИП 310233028100029) - Ковтуновой В.А. (доверенность от 21.08.2019), от ответчика - администрации муниципального образования Динской район (ИНН 2330024645, ОГРН 1022303619140) - Никифоровой Л.Н. (доверенность от 26.12.2019), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "СВП" - Клочко В.А. (доверенность от 11.06.2019), в отсутствие третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Медведева Александра Михайловича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А32-44466/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Медведев А.М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Динской район (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия администрации в лице уполномоченного органа Управления строительства, ТЭК, промышленности, транспорта, связи и жилищной политики администрации (далее - управление), выразившиеся в недопуске предпринимателя к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район на лот N 1;
- признать протокол рассмотрения заявок и документов на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район на лот N 1 от 31.07.2019 недействительным;
- обязать администрацию в лице управления признать открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район на лот N 1 не состоявшимся;
- признать недействительным выданное на основании проведенного конкурса ООО "СВП" (далее - общество) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район на лот N 1;
- обязать администрацию в лице управления повторно провести открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район на лот N 1 (уточненные требования).
Решением суда от 17.12.2019 исковые требования частично удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 28.05.2020 решение от 17.12.2019 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление от 28.05.2020 и оставить в силе решение от 17.12.2019. Податель жалобы указывает, что открытый конкурс проведен с нарушением прав предпринимателя как потенциального участника. Отсутствие права собственности предпринимателя на транспортные средства не является законным основанием для отказа ему в подаче заявки на участие в конкурсе. Допущенная предпринимателем техническая опечатка в документах не привела бы к изменению результатов конкурса. Выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и общество указали на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали соответственно доводы жалобы и отзывов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением администрации от 11.03.2019 N 481 "Об организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район" в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) и Законом Краснодарского края от 21.12.2018 N 3931-КЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" утверждено положение о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район (далее - положение N 481) и уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории муниципального образования Динской район определено управление.
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 положения N 481 организатором конкурса является администрация в лице управления. Организатор конкурса осуществляет следующие функции: принимает решение об объявлении конкурса, размещает на официальном сайте муниципального образования Динской район в информационно-телекоммуникационной сети Интернет извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию и другие сведения, и информацию, определенные настоящим положением; подготавливает конкурсную документацию; по заявлением заинтересованных лиц (участников конкурса) представляет конкурсную документацию, дает разъяснения ее положений; ведет прием, регистрацию конвертов с заявками на участие в конкурсе и прилагаемых к ним документов, обеспечивает их хранение; обеспечивает условия для работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок и проведению конкурса; обеспечивает размещение протоколов конкурсной комиссии на официальном сайте; выдает свидетельства, карты маршрута; выполняет иные функции, предусмотренные настоящим положением.
В июле 2019 года управление провело открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район.
Условия открытого конкурса, а также сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 22 Закона N 220-ФЗ, изложены организатором торгов в извещении N 1/2019 о проведении открытого конкурса и конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе, допуска перевозчика, подавшего заявку на участие в конкурсе, к участию в конкурсе, признании такого перевозчика участником конкурса от 31.07.2019 N 2- 1/2019 на участие в конкурсе по лоту N 1 подано 2 заявки: предпринимателя и общества; конкурсной комиссией принято решение признать участником открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район общество.
Предпринимателю отказано в допуске к участию по следующим основаниям.
Согласно сведениям об автобусах, заявляемых претендентом (стр. 91 заявки), перевозку пассажиров планируется осуществлять транспортными средствами марки 320435-04 со следующими государственными регистрационными номерами: АК 056 23 (VIN X1M3204NSJ0002698), АК 057 23 (VIN X1M3204NSJ0002854), АК 058 23 (VIN X1M3204NSJ0002696), АК 059 23 (VIN X1M3204NSJ0002697), АК 060 23 (VIN X1M3204NSJ0002695).
В соответствии с выпиской из решения о включении сведений об автобусах в реестр лицензий от 23.05.2019 (стр. 6 заявки) включены указанные транспортные средства, при этом основанием владения по автобусам АК 056 23 и АК 057 23 указан договор лизинга, по автобусам АК 058 23, АК 059 23 и АК 060 23 - договор аренды.
Договором финансовой аренды (лизинга) от 27.11.2018 N АХ_ЭЛ/Крд90530/ДЛ (стр. 156 заявки) определено, что VIN транспортного средства/самоходной машины, номер и дата выдачи паспорта транспортного средства (ПТС)/паспорта самоходной машины (ПСМ) и иные данные, указываются в акте приемки-передачи предметов лизинга (приложение N 4 к договору лизинга).
Согласно приложению N 4 к указанному договору лизинга (стр. 177 заявки) предметом лизинга является ПАЗ 320435-04 с VIN X1M3204NSJ0002854, модель, N двигателя 534230 J0077578, ПТС/ПСМ 52РА403797. Согласно свидетельству о регистрации ТС (стр. 101 заявки) данное транспортное средство зарегистрировано с государственным номером АК 057 23.
В приложении N 4 (стр. 182 заявки) к договору финансовой аренды (лизинга) от 28.11.2018 N АХ_ЭЛ/Крд90531/ДЛ (стр. 204 заявки) указано, что предметом лизинга является ПАЗ 320435-04 с VIN X1M3204NSJ0002854, модель, N двигателя 534230 J0077578, ПТС/ПСМ 52РА403797.
Участником конкурса представлено два договора финансовой аренды (лизинга) с различными номерами, но по актам приема-передачи предмета лизинга передано одно и тоже транспортное средство с VIN X1M3204NSJ0002854, модель, N двигателя 534230 J0077578, ПТС/ПСМ 52РА403797. Копия документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство АК 056 23 (VIN X1M3204NSJ0002698) не представлена. В выписке из решения о включении сведений об автобусах в реестр лицензий от 23.05.2019 (стр. 6 заявки) указано, что данное транспортное средство находится в лизинге.
Согласно договору субаренды транспортных средств от 29.12.2018 N 35/2019 (стр. 207 заявки) объектом субаренды являются транспортные средства ПАЗ 320435-04 VIN X1M3204NSJ0002695, VIN X1M3204NSJ0002696, VIN X1M 3204NSJ0002697.
В соответствии с пунктом 1.4 договора субаренды передаваемое в субаренду имущество находится у субарендодателя (индивидуальный предприниматель Подгорный М.А.) во временном владении и пользовании на основании договоров финансовой аренды (лизинга) от 28.11.2018 N АХЭЛ/Крд-90502/ДЛ, от 28.11.2018 N АХЭЛ/Крд-90567/ДЛ, от 28.11.2018 N АХЭЛ/Крд-90494/ДЛ (стр. 214 - 294 заявки).
Согласно приложению N 4 к каждому из трех договоров лизинга, указанных в договоре субаренды транспортных средств от 29.12.2018 N 35/2019, предметом лизинга является ПАЗ 320435-04 с VIN X1M3204NSJ0002854, модель, N двигателя 534230 J0077578, ПТС/ПСМ 52 РА 403797.
Письмами ООО "Элемент Лизинг" дано согласие индивидуальному предпринимателю Подгорному А.М. на передачу ПАЗ 320435-04 в субаренду предпринимателю, а именно по транспортному средству с VIN X1M3204NSJ0002695 (договор лизинга от 28.11.2018 N АХЭЛ/Крд-90567/ДЛ; стр. 240 заявки);
по транспортному средству с VIN X1M3204NSJ00026996 (договор лизинга от 28.11.2018 N АХЭЛ/Крд-90494/ДЛ; стр. 267 заявки); по транспортному средству с VIN X1M3204NSJ0002697 (договор лизинга от 28.11.2018 N АХЭЛ/Крд-90502/ДЛ;
стр. 294 заявки).
Согласно приложению N 4 к каждому из трех договоров лизинга, указанных в письмах ООО "Элемент Лизинг", предметом лизинга является ПАЗ 320435-04 с VIN X1M3204NSJ0002854, модель, N двигателя 534230 J0077578, ПТС/ПСМ 52РА403797.
В договоре субаренды транспортных средств от 29.12.2018 N 35/2019 указаны договоры финансовой аренды лизинга на одно и тоже транспортное средство и отличное от транспортных средств, передаваемых в субаренду.
Предприниматель в конкурсной заявке представил пять договоров лизинга с различными номерами на одно и тоже транспортное средство ПАЗ 320435-04 с VIN X1M3204NSJ0002854, модель, N двигателя 534230 J0077578, ПТС/ПСМ 52РА403797.
Поскольку конкурсной комиссией установлено несоответствие заявки предпринимателя на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, конкурсная комиссия, руководствуясь подпунктом 4.2 статьи 4 положения N 481, не допустила предпринимателя к участию в конкурсе.
В соответствии с протоколом результатов открытого конкурса от 31.07.2019 победителем конкурса признано общество.
Предприниматель, полагая действия организатора конкурса по отказу в допуске к участию в открытом конкурсе незаконными, протокол рассмотрения заявок и документов на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок, а также выданные свидетельства об осуществлении перевозок недействительными, обратился в арбитражный суд.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные, существенные нарушения правил, установленных законом.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - информационное письмо N 101) разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Закона требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
В статье 23 Закона N 220-ФЗ перечислены требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Пункт 2 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ предусматривает, что к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.
Из системного толкования части 1 статьи 23 и части 7 статьи 24 Закона N 220-ФЗ следует, что заявки на участие в конкурсе могут быть отклонены как в случае несоответствия лица требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса (статья 23 Закона N 220-ФЗ), так и в случае несоответствия заявки конкурсной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона N 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 данной статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Шкала для оценки критериев и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования Динской район утверждена постановлением администрации муниципального образования Динской район от 11.03.2019 N 481 (приложение N 2; положение N 481).
В пункте 4.1.2 раздела 4 положения N 481 содержатся условия допуска к участию в конкурсе, в том числе принятие на себя обязательства о подтверждении наличия на праве собственности или ином законом основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе.
Аналогичные требования на участие в открытом конкурсе содержатся в подпункте 2 пункта 3.1 конкурсной документации.
К заявке на участие в конкурсе прилагаются также документы и (или) их копии, обязательность предоставления которых предусмотрена конкурсной документацией (пункт 8.5 положения N 481).
Пунктом 9 приложения N 2 к конкурсной документации (перечень документов, прилагаемых к заявке) предусмотрено в обязательном порядке приложение заверенных претендентом копий договоров аренды, лизинга и т. п., с приложением заверенных претендентом копий документов, подтверждающих прием-передачу транспортных средств, в случае если заявляемые транспортные средства принадлежат претенденту не на праве собственности.
Согласно разделу 10 положения N 481 конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией и соответствие подавших такие заявки перевозчиков требованиям, установленным пунктом 4.1 раздела 4 данного положения (пункт 10.1). На основании результатов рассмотрения заявок комиссией принимается решение о допуске или отказе в допуске к участию в конкурсе.
В соответствии с пунктом 12.1 конкурсной документации организатор открытого конкурса рассматривает претендентов на соответствие требованиям, установленным статьей 23 Закона N 220-ФЗ и разделом 3 конкурсной документации, и поданных ими заявок на соответствие требованиям конкурсной документации.
На основании результатов рассмотрения заявок на конкретный лот принимается решение, в том числе о соответствии или несоответствии заявки конкурсной документации (подпункт 2 пункта 12.2).
Подпунктом 3 пункта 12.3 конкурсной документации предусмотрено, что претендент не допускается к участию в открытом конкурсе по конкретному лоту и (или) поданная им заявка признается не соответствующей конкурсной документации, если заявка и (или) прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям (одному из требований) к содержанию конкурсного предложения, форме и составу заявок, установленным конкурсной документацией и предмету открытого конкурса, указанному в извещении.
Основание не допуска к участию в конкурсе и (или) признания заявки несоответствующей конкурсной документации, как указание в заявке и (или) прилагаемых к ней документах недостоверных сведений, предусмотрено подпунктом 4 пункта 12.3 конкурсной документации.
Согласно статье 625 Гражданского кодекса к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих договорах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе положения конкурсной документации, организацию и проведение конкурса, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации в лице управления нарушений при организации и проведении конкурса.
Суд установил, что предприниматель не представил предусмотренные конкурсной документацией документы; в составе заявки предпринимателя имелась противоречивая информация; заявителем указаны сведения, не соответствующие требованиям конкурсной документации. Как указал суд апелляционной инстанции, данные обстоятельства в совокупности являются достаточным основанием для отстранения предпринимателя от участия в открытом конкурсе на любом этапе его проведения, в том числе на этапе рассмотрения конкурсной комиссией вопроса о допуске заявителя к участию в конкурсе (подпункт 4.2 пункта 4 положения N 481). При этом суд отметил, что материалами дела не подтвержден факт нарушения прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей либо создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, апелляционный суд правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы заявителя подлежат отклонению, поскольку были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А32-44466/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.