Распоряжение Министерства образования и науки Астраханской области от 16 декабря 2022 г. N 583
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год при осуществлении министерством образования и науки Астраханской области федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования"
30 декабря 2022 г., 11 сентября 2023 г.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям":
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год при осуществлении министерством образования и науки Астраханской области федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Программа профилактики на 2023 год).
2. Управлению контрольно-надзорной деятельности и оценки качества образования, государственному казенному учреждению Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" обеспечить исполнение Программы профилактики на 2023 год.
3. Управлению контрольно-надзорной деятельности и оценки качества образования в срок до 15.02.2024 обеспечить подготовку доклада об итогах реализации Программы профилактики за 2023 год.
4. Руководителю государственного казенного учреждения Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" в течение 5 дней со дня утверждения Программы профилактики на 2023 год разместить утвержденную Программу профилактики на 2023 год на официальном сайте министерства образования и науки Астраханской области http://minobr.astrobl.ru.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра - начальника управления контрольно-надзорной деятельности и оценки качества образования Дудину Е.А.
И.о. министра |
А.Е. Калиниченко |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
министерства образования и науки
Астраханской области
от 16.12.2022 N 583
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год при осуществлении министерством образования и науки Астраханской области федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
30 декабря 2022 г.
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
В рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в 2022 году министерство образования и науки Астраханской области (далее - министерство) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется за образовательной деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Астраханской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования".
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Согласно части 4 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
При сборе, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета министерством используется информация, представляемая ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информация, получаемая в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступная информация.
Учет сведений об объектах федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования осуществляется посредством:
1) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;
2) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
3) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
4) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
5) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
Приказом от 13.09.2022 N 340 "Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска" объекты контроля были распределены по категориям риска (14 отнесены к высокому риску (в 2021 году - 9), 78 - к среднему (в 2021 - 92), 560 - к низкому (в 2021 году - 556).
Увеличение объектов контроля высокого риска обусловлено увеличением обращений граждан, по результатам рассмотрения которых факты, указанные в обращениях, нашли свои подтверждения при наличии сведений о применении к административных наказаний.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования министерством осуществляется деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий министерства посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
По состоянию на 30.09.2022 на территории Астраханской области осуществляют деятельность 653 объекта контроля (658 в 2021 году по состоянию на 01.09.2021), имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, в отношении которых осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования (далее - контролируемые лица). За период с 01.09.2021 по 30.09.2022 20 контролируемым лицам прекратили действие лицензии на осуществление образовательной деятельности, в том числе в связи с ликвидацией контролируемых лиц и прекращением образовательной деятельности (6 учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО), 4 организации, осуществляющие обучение (ООО), 3 индивидуальных предпринимателя (ИП), 2 общеобразовательные организации (ОО), 1 дошкольная образовательная организация (ДОУ), 4 учреждения дополнительного образования (ДОП)). 15 контролируемых лиц получили лицензию на осуществление образовательной деятельности (2 ДПО, 8 ООО, 4 ИП, 1 ДОУ).
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2022 году проводились в соответствии с планом, утвержденным приказом министерства от 06.10.2021 N 582 "Об утверждении плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере образования на 2022 год", в который было включено 42 контролируемых лица, исходя из категории риска и периодичности.
В связи с невозможностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий по причине отсутствия проверочных листов, применение которых с 01.03.2022 является обязательным при проведении выездной проверки, из плана были исключены проверки в отношении 2 контролируемых лиц. В связи с вступлением в силу 10.03.2022 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) министерством принято решение об исключении из плана контрольных (надзорных) мероприятий 31 контролируемого лица.
По состоянию на 30.09.2022 проведено 9 контрольных (надзорных) мероприятий (плановых выездных проверок) в отношении контролируемых лиц (в 2021 году - 81, из них плановых выездных проверок - 77, внеплановых документарных - 4). Все проверки были проведены в отношении юридических лиц, организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ДОУ - 1, ДПО - 1, общеобразовательные школы - 6, СПО - 1). Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2022 году (по состоянию на 30.09.2022) не проводились в связи с отсутствием оснований.
Таким образом, по состоянию на 10.03.2022 план контрольных (надзорных) мероприятий с учетом исключенных на правовых основаниях контролируемых лиц был реализован в полном объеме.
Сравнение показателей (результатов контрольных (надзорных) мероприятий, профилактических мероприятий) 2021 и 2022 года некорректно в связи с введенным в марте 2022 года моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий и различием подходов к проведению профилактической работы в связи с вступлением в силу Федерального закона N 248-ФЗ с 01.07.2021.
В 8 из 9 контрольных (надзорных) мероприятиях 2022 года выявлены нарушения в части:
- осуществления приема - в 4 ОО выявлено 27 нарушений;
- аттестации педагогических кадров - в 5 ОО 18 нарушений;
- проведения самообследования - в 3 ОО 5 нарушений;
- размещения информации на сайте - в 6 ОО 59 нарушений;
- внесения сведений в ФИС ФРДО - в 3 ОО 3 нарушения;
- учета и выдачи документов об образовании - в 5 ОО 11 нарушений;
- оказания платных образовательных услуг - в 1 ОО 1 нарушение;
- работы конфликтной комиссии - в 3 ОО 7 нарушений;
- проведения социально-психологического тестирования - в 4 ОО 6 нарушений;
- учета мнения при принятии локальных нормативных актов - в 2 ОО 2 нарушения;
- осуществления безлицензионной деятельности - в 1 ОО 1 нарушение;
- обеспечения доступности для инвалидов - в 1 ОО 3 нарушения;
- при реализации ФГОС - в 2 ОО 2 нарушения;
- формирования ВСОКО - в 1 ОО 1 нарушение;
- несоблюдения лицензионных требований - в 2 ОО 3 нарушения.
По результатам проведенных проверок контролируемым лицам было выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений. В связи с вступлением в силу 10.03.2022 Постановления N 336 сроки исполнения указанных предписаний были автоматически увеличены на 90 дней, о чем контролируемые лица были уведомлены письмами министерства.
Контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования в 2022 году осуществлялся министерством путем рассмотрения уведомлений об исполнении предписаний, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
По результатам рассмотрения представленных в адрес министерства уведомлений об исполнении предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований (без проведения внеплановых проверок) в адрес 2 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направлены уведомления о снятии исполненных предписаний с контроля, 1 предписание снято с контроля в связи с прекращением деятельности 1 контролируемого лица.
Факты неисполнения предписаний по состоянию на 30.09.2022 не установлены. На контроле остается 5 предписаний об устранении нарушений, срок исполнения которых не истек (с учетом увеличения сроков по постановлению N 336).
В соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в рамках принятия мер по итогам проверок по фактам выявленных нарушений составлено 9 протоколов об административных правонарушениях в отношении контролируемых лиц и (или) должностных лиц, в том числе:
3 протокола по части 5 статьи 19.30 КоАП РФ (за нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема);
3 протокола по части 2 статьи 19.30.2 КоАП РФ (за непредставление сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении");
1 протокол по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ (за осуществление деятельности без лицензии);
1 протокол по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (за привлечение педагогических работников, не имеющих соответствующей квалификации);
1 протокол по статье 9.13 (за нарушение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг).
Кроме того, в 2022 году вне рамок контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам рассмотрения поступивших в министерство сведений о признаках нарушений обязательных требований составлены 2 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ (за нарушение установленного порядка реализации прав обучающихся на дому) и частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ (неукомплектованность штата необходимым количеством педагогических работников).
Следует отметить, что в отношении 2 контролируемых лиц перед контрольным (надзорным) мероприятием проводились профилактические визиты. Вместе с тем, при проведении выездной проверки в отношении 1 контролируемого лица были выявлены нарушения обязательных требований законодательства.
В 2022 году все контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведены с соблюдением требований законодательства о порядке их проведения.
Случаи оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения министерством в отношении указанных контролируемых лиц мероприятий по контролю в 2022 году отсутствуют.
Случаи досудебного и судебного обжалования решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц, факты поступления в министерство жалоб от контролируемых лиц на нарушение их прав, злоупотребление правом, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, в 2022 году отсутствуют.
В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990, распоряжением министерства от 17.12.2021 N 378 утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, которая прошла общественное обсуждение и предусматривает следующие профилактические мероприятия:
- информирование контролируемых лиц,
- обобщение правоприменительной практики,
- объявление предостережения,
- консультирование,
- профилактический визит.
В целях профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования министерством осуществлено следующее:
1. Обеспечивается своевременная информированность и доступность информации для контролируемых лиц.
В целях информирования контролируемых лиц в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу;
- перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный Минпросвещения России и согласованный Рособрнадзором 21.09.2021, а также изменения в Перечень от 04.04.2022. Письмом министерства от 20.05.2022 N 106-08.02-12/794 информация об указанном перечне (с учетом изменений) доведена до сведения контролируемых лиц. Обязательные требования, включенные в указанный Перечень, были предметом проверок в 2022 году;
- руководства по соблюдению обязательных требований;
- план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере образования на 2022 год;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться министерством у контролируемого лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц;
- доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерства;
- доклады о государственном контроле (надзоре) в сфере образования и о лицензировании образовательной деятельности (указанные доклады размещены на сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" и "Лицензирование образовательной деятельности" соответственно);
- сведения о результатах контрольных (надзорных) мероприятиях;
- информационные письма.
В 2022 году в адрес ОМСУ и ОО в рамках профилактической работы было направлено 20 писем по итогам проверок, по результатам рассмотрения обращений, а также в рамках исполнения поручений Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора):
- разъяснения по исполнению предписания и предоставлению уведомления о его исполнении (с формой отчета);
- разъяснения по работе в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО), получению электронной подписи и административной ответственности;
- информация по Постановлению N 336 об отмене контрольных (надзорных) мероприятий и деятельности министерства;
- разъяснения по ФИС ФРДО, аттестации рабочего места, проверке информации об образовательных организациях в ФИС ФРДО;
- информация по ФИС ГИА и приема;
- разъяснения по приему в 1 класс;
- обобщенная информация по проверкам органов местного самоуправления и нарушениям в дошкольных образовательных организациях (по информации Рособрнадзора);
- информация об изменениях в Перечне НПА (обязательных требований);
- информация об изменениях порядка по учету и выдаче документов об образовании;
- разъяснения о ЕПГУ для подачи жалобы на нарушение моратория проверок;
- информация по жалобам на заполнение ИС Дневник.ру;
- информация по применению программ подготовки водителей транспортных средств и перечню обязательных требований;
- информация Министерства просвещения Российской Федерации по выдаче аттестатов о среднем общем образовании с отличием;
- информация Рособрнадзора по внесению сведений в ФИС ФРДО;
- разъяснения по дистанционному обучению;
- информация по досудебному обжалованию;
- разъяснения по проведению медицинских осмотров при приеме на обучение;
- разъяснения по семейному обучению;
- информация по проведению профилактического визита;
- информация по размещению сведений на сайте ОО с учетом изменений законодательства.
В 2022 году раздел "Контрольно-надзорная деятельность" дополнен подразделом "Мораторий на проведение в 2022 году контрольных надзорных мероприятий", где размещена информация по исполнению Постановления N 336 (презентации, видеоролики, информационные сообщения).
Кроме того, с контролируемыми лицами проводились видеоконференции, совещания (18.02.2022, 05.04.2022, 29.06.2022), в рамках которых:
- обсуждались типичные нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий и причины их возникновения;
- проводился обзор изменений законодательства об образовании и других нормативных правовых актов;
- обсуждались актуальные вопросы и пути их решения.
Для граждан и контролируемых лиц на информационных стендах в рекреации министерства размещена информация об осуществлении министерством федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (ежегодный план проведения проверок, порядок обжалования решений и действий (бездействия) министерства, а также информация о должностных лицах министерства, график работы министерства, адрес электронной почты и официального сайта, контактные данные).
В рамках реализации медиа-плана, осуществляемого министерством, проводились теле- и радиопередачи с участием руководства министерства по часто поступающим вопросам: об организации приемных кампаний в образовательных организациях, об итогах проведения государственной итоговой аттестации выпускников и осуществления контроля за ходом ее проведения, по вопросу организации образовательной деятельности и другим вопросам, связанным с реализацией обязательных требований законодательства.
2. Министерство ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики министерства за предшествующий календарный год, и его размещение на официальном сайте для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней. Доклад о правоприменительной практике утверждается и размещается на официальном сайте не позднее 1 июня каждого года.
Доклад министерства о результатах обобщенной правоприменительной практики за 2021 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - доклад) утвержден приказом министерства от 27.05.2022 N 208, размещен на сайте министерства 31.05.2022. Предложения по итогам общественного обсуждения проекта доклада в адрес министерства не поступали.
3. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в министерство возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте. По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения министерство принимает одно из следующих решений:
- удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;
- отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.
Основания для выдачи министерством предостережений о недопущении обязательных требований законодательства были установлены по итогам рассмотрения обращений граждан и организаций.
По состоянию на 30.09.2022 рассмотрено 136 обращений граждан и организаций, содержащих различные вопросы: нарушение прав обучающихся на получение образования, охрану здоровья в ОО; жалобы на педагогических работников; жалобы на необъективное оценивание знаний обучающегося; жалобы на руководителей ОО; жалобы на медработников; по дистанционному обучению; по питанию; по разработке локальных актов; по привлечению денежных средств; по приему в ОО; по лицензионным требованиям.
По 16 обращениям даны разъяснения действующего законодательства в сфере образования по вопросам самообразования, по действиям участников образовательных отношений, внеурочной деятельности и организации образовательного процесса.
В рамках рассмотрения обращений было проведено 9 встреч с заявителями и представителями образовательных организаций для разрешения конфликтных ситуаций, а также 1 выезд в образовательную организацию, в том числе для проведения анкетирования участников образовательных отношений.
Так, по фактам нарушений обязательных требований по состоянию на 30.09.2022 было направлено 7 предостережений:
- нарушение прав обучающихся на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся (реализация образовательной программы не в полном объеме) - 1;
- нарушение прав обучающихся, в части уважения человеческого достоинства, защиты от всех норм физического и психического насилия, оскорбления личности, охраны жизни и здоровья - 2;
- размещение информации на официальном сайте образовательной организации не в полном объеме - 2;
- нарушение порядка предоставления платных образовательных услуг - 2.
Возражения в отношении предостережений в министерство не поступали.
4. Должностные лица министерства осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе с:
а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
г) порядком обжалования решений министерства.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и уполномоченными должностными лицами министерства.
Информация о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах размещена на официальном сайте министерства в сети "Интернет" в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" https://minobr.astrobl.ru/deyatelnost/kontrolno-nadzornaia-deiatelnost-2/peredannye-polnomociia-nov/svedeniia-o-sposobax-poluceniia-konsultacii-po-voprosam-sobliudeniia-obiazatelnyx-trebovanii.
В 2022 году проведено 18 консультирований по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования, а также по вопросам:
- проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- применения перечня обязательных требований;
- периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
5. В рамках программы профилактики осуществлено 13 профилактических визитов:
- 8 из 9 профилактических визитов, запланированных в отношении контролируемых лиц, которым присвоен высокий риск. 1 контролируемое лицо к моменту проведения профилактического визита прекратило свою деятельность как юридическое лицо (АНО ЦДПО "Школа мастеров - Новый шаг"). Все профилактические визиты проведены в отношении общеобразовательных организаций;
- 5 из 7 профилактических визитов, запланированных в отношении контролируемых лиц, которым была выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности в 2021 году. 2 контролируемых лица (АО "Южный центр судостроения и судоремонта", ООО "Образовательный центр Касп Центр" направили официальный отказ от проведения профилактического визита). 1 профилактический визит проведен в отношении общеобразовательной организации, 2 - в отношении индивидуальных предпринимателей, 2 - в отношении организаций, осуществляющих обучение, для которых образовательная деятельность является дополнительным видом деятельности (ООО).
В ходе профилактических визитов контролируемым лицам были разъяснены основные требования законодательства, а также способы, направленные на снижении категории риска контролируемого лица, порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Следует отметить, что отдельные контролируемые лица, в отношении которых проводились профилактические визиты в 2022 году, в настоящее время также относятся к высокой категории риска. В этой связи профилактические визиты в отношении указанных лиц будут проведены и в 2023 году (МБОУ "Приволжская СОШ N 2", МБОУ "СОШ N 5 МО "Ахтубинский район").
Анализ типичных нарушений обязательных требований законодательства об образовании показывает, что причинами, способствующими возникновению выявленных в 2022 году нарушений, являются:
1) низкая исполнительская дисциплина руководящих и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования;
2) недостаточный административный контроль со стороны учредителей за соблюдением подведомственными им образовательными организациями обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.
3) недостаточная правовая грамотность всех участников образовательных отношений. В недостаточной мере используются информационные ресурсы, в том числе сайт министерства, где размещена необходимая информация об обязательных требованиях.
Следует отметить, что в 2022 году совещания в форме видеоконференции по актуальным вопросам стали проводиться для всех представителей государственных и муниципальных образовательных организаций.
К источникам и факторам риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по итогам осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2022 году отнесены:
- низкий уровень правовой грамотности контролируемых лиц;
- отсутствие единообразия понимания контролируемыми и иными заинтересованными лицами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании;
- недостаточный уровень материальных, финансовых, кадровых ресурсов, необходимых контролируемым лицам для добросовестного соблюдения обязательных требований при осуществлении образовательной деятельности.
Таким образом, приоритетным направлением при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году остается деятельность по предупреждению нарушений обязательных требований законодательства об образовании.
Возможные варианты решения выявленных проблем:
1) проведение совещаний с руководителями и заместителями руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке их вступления в действие;
3) информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства об образовании;
4) объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
5) информирование контролируемых лиц об итогах федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования путем размещения на официальном сайте министерства:
- обобщений правоприменительной практики;
- информации о порядке и сроках проведения контрольных (надзорных)
мероприятий, их результатах, о принятых решениях по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
6) проведение профилактических визитов.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целью реализации программы профилактики на 2023 год является предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предупреждение нарушений обязательных требований, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей.
Задачи реализации программы профилактики на 2023 год:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- повышение прозрачности и открытости осуществления министерством федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем создания условий для доведения до контролируемых и иных заинтересованных лиц информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- выявление условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определение способов своевременного устранения или снижения рисков их возникновения;
- снижение при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования административной нагрузки на объекты контроля (контролируемые лица);
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных объектов контроля (контролируемых лиц) и присвоенной им категории риска, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки их проведения
N п/п |
Наименование профилактического мероприятия |
Форма профилактического мероприятия |
Срок (периодичность) проведения |
Ответственные за реализацию мероприятия |
1. |
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами |
1.1. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" текстов нормативных правовых актов (далее - НПА), регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, и сведений об изменениях, внесенных в НПА |
Не позднее даты вступления в силу НПА, содержащего обязательные требования, и (или) в соответствии с которым вносятся изменения в действующие НПА, содержащие обязательные требования, либо признается утратившим силу НПА, содержащий обязательные требования |
Должностные лица управления контрольно-надзорной деятельности и оценки качества образования (далее - Управление), ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
1.2. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" перечня НПА с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
В 15-дневный срок со дня утверждения перечня или его актуализации |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
1.3. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" руководств по соблюдению обязательных требований |
В 10-дневный срок со дня утверждения или их актуализации руководителем федерального органа |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
1.4. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска (при их актуализации) |
В 10-дневный срок со дня актуализации |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
1.5. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
В 5-дневный срок со дня утверждения перечня или его актуализации |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
1.6. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и план проведения плановых мероприятий |
Не позднее 22 декабря 2023 года |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
1.7. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемых лиц |
До 15 января 2023 года (при необходимости актуализации) |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
1.8. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
До 15 января 2023 года (при необходимости актуализации) |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
1.9. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" сведений о порядке досудебного обжалования решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц |
До 15 января 2023 года (при необходимости актуализации) |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
1.10. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики |
Не позднее 1 июня 2023 года |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
1.11. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" доклада о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования за 2022 год |
Не позднее 20 февраля 2023 года |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
2.1. Сбор данных об организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий, об объявленных предостережениях, об обжаловании результатов контрольных (надзорных) мероприятий, выявление проблемных вопросов организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений |
В течение года |
Должностные лица Управления |
2.2. Подготовка проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад) |
Не позднее 30 апреля 2023 года |
Должностные лица Управления |
||
2.3. Размещение на сайте министерства в сети "Интернет" проекта доклада для публичного обсуждения |
Не позднее 30 апреля 2023 года на 10 рабочих дней |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
2.4. Утверждение доклада приказом министра |
Не позднее 31 мая 2023 года |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
3. |
Объявление предостережения |
В случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объявления предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований |
В случае наличия сведений в срок не более 10 дней со дня принятия министерством решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
Должностные лица Управления |
4. |
Консультирование |
4.1. Консультирование осуществляется на личном приеме в виде устных разъяснений |
В ходе поступления вопросов |
Должностные лица Управления |
4.2. Консультирование осуществляется в ходе проведения профилактического визита в виде устных разъяснений |
В течение одного рабочего дня в день проведения профилактического визита |
Должностные лица Управления |
||
4.3. Консультирование осуществляется путем размещения на сайте министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей |
В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей в течении 10 рабочих дней со дня подготовки разъяснений |
Должностные лица Управления, ГКУ АО "Служба единого заказчика в сфере образования" |
||
5. |
Профилактический визит |
5.1. Направление по почте и (или) электронной почте (при наличии) уведомления о проведении профилактического визита |
Не позднее 5 рабочих дней до проведения профилактического визита |
Должностные лица Управления |
5.2. Проведение профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
В течении 1 рабочего дня в соответствии с утвержденными графиками в отношении контролируемых лиц, со дня начала фактического осуществления деятельности которых прошло менее одного года (приложение N 1) и в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска (приложение N 2) |
Должностные лица Управления |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Оценка результативности и эффективности деятельности министерства осуществляется на основе ключевых показателей федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и их целевых значений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования":
Наименование показателя |
Целевые значения |
2023 год | |
Доля контролируемых лиц в отношении которых применялись меры, предусмотренные статьей 93.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", такие как лишение государственной аккредитации, аннулирование действия лицензии |
не более 0,13 |
Мониторинг результативности и эффективности программы профилактики включает в себя:
- регулярные (не реже 1 раза в квартал) сбор и накопление информации о ходе реализации запланированных профилактических мероприятий;
- анализ соблюдения обязательных требований законодательства об образовании, количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
- выработку актуальных предложений о необходимых управленческих мерах по обеспечению выполнения программы профилактики.
Приложение 1 изменено. - Распоряжение Министерства образования и науки Астраханской области от 11 сентября 2023 г. N 605
Приложение N 1
к Программе профилактики на 2023 год
Контролируемые лица,
получившие в 2022 году лицензию на осуществление образовательной деятельности
30 декабря 2022 г., 11 сентября 2023 г.
N |
Наименование |
Дата получения лицензии |
Дата профилактического визита |
1 |
ИП Утешева О.В. |
26.01.2022 |
25.01.2023 |
2 |
ООО "Паллада" |
04.02.2022 |
01.02.2023 |
3 |
ООО "ПожСпецМонтаж" |
11.02.2022 |
07.02.2023 |
4 |
ГБОУ АО ДПО "Центр мониторинга в образовании" |
28.02.2022 |
20.02.2023 |
5 |
ИП Бустаев Т.М. |
01.03.2022 |
27.02.2023 |
6 |
ООО "ЦПР Перспектива" |
03.03.2022 |
01.03.2023 |
7 |
ООО "5.25. Учебный центр" |
05.03.2022 |
03.03.2023 |
8 |
ИП Болотова М.И. |
09.03.2022 |
06.03.2023 |
9 |
ООО "СОЛКД "Астраханские зори" |
04.04.2022 |
10.03.2023 |
10 |
ГАУ АО "Центр пространственной аналитики и промышленного развития" |
14.04.2022 |
03.04.2023 |
11 |
ООО "Академия вождения" |
13.05.2022 |
28.04.2023 |
12 |
ИП Путилина Е.Ю. |
06.06.2022 |
22.05.2023 |
13 |
ООО "АрхПроектСервис" |
07.06.2022 |
01.06.2023 |
14 |
ООО "Непрерывное медицинское образование Астра-групп" |
29.09.2022 |
28.09.2023 |
15 |
ИП Попов С.О. |
22.11.2022 |
23.10.2023 |
16 |
ИП Попов А.В. |
23.11.2022 |
25.10.2023 |
17 |
ИП Нагиев А.А.-о |
28.12.2022 |
15.11.2023 |
Приложение N 2
к Программе профилактики на 2023 год
Контролируемые лица,
отнесенные к категории высокого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
NN |
Наименование |
Дата присвоения высокого риска |
Дата профилактического визита |
1 |
ГАОУ АО "Институт развития образования" |
02.08.2022 |
Февраль 2023 года |
2 |
МБОУ "Приволжская СОШ N 2" |
02.08.2022 |
Февраль 2023 года |
3 |
МБОУ "Карагалинская СОШ" |
02.08.2022 |
Март 2023 года |
4 |
МБОУ г. Астрахани "СОШ N 13" |
02.08.2022 |
Март 2023 года |
5 |
ГБОУ АО "Школа-интернат имени С.И. Здоровцева" |
02.08.2022 |
Апрель 2022 года |
6 |
МБОУ г. Астрахани "Лицей N 3" |
02.08.2022 |
Апрель 2023 года |
7 |
МБДОУ г. Астрахани "Детский сад N 1" |
02.08.2022 |
Май 2023 года |
8 |
МКОУ "СОШ г. Нариманов" |
02.08.2022 |
Июнь 2023 года |
9 |
ГКОУ АО "Школа-интернат N 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
02.08.2022 |
Июль 2023 года |
10 |
ООО "Центр развития личности "Алые паруса" |
02.08.2022 |
Август 2023 года |
11 |
МБОУ "Забузанская СОШ имени Турченко Э.П." |
02.08.2022 |
Сентябрь 2023 года |
12 |
МБОУ г. Астрахани "СОШ N 36" |
02.08.2022 |
Октябрь 2023 года |
13 |
МКОУ "СОШ N 5 МО "Ахтубинский район" |
02.08.2022 |
Ноябрь 2023 года |
14 |
МКОУ "СОШ N 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени С.Г. Хуснетдинова МО "Ахтубинский район" |
02.08.2022 |
Ноябрь 2023 года |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования и науки Астраханской области от 16 декабря 2022 г. N 583 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год при осуществлении министерством образования и науки Астраханской области федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования"
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства образования и науки Астраханской области от 11 сентября 2023 г. N 605
Распоряжение Министерства образования и науки Астраханской области от 30 декабря 2022 г. N 672