г. Краснодар |
|
24 августа 2020 г. |
Дело N А25-1977/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества "Вымпел-коммуникации" (ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636), заинтересованного лица - Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0917022799, ОГРН 1130917001214) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901006343, ОГРН 1020900515767), Управления жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования г. Черкесска (ИНН 0917035188, ОГРН 1180917002661), общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Уютный дом" (ИНН 0917024122, ОГРН 1130917002589), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Вымпел-коммуникации" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А25-1977/2019, установил следующее.
ПАО "Вымпел-Коммуникации" (далее - общество, ПАО "ВымпелКом") обратилось в суд с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление) о признании недействительным и отмене распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 28.05.2019 N 405, признании акта проверки от 06.06.2019 N 401 недопустимым доказательством, признании недействительным и отмене предписания от 06.06.2019 N 401 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики, Управление жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования г. Черкесска и ООО УК "Уютный дом".
Решением от 19.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2020, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. Суды сделали вывод о том, что оспариваемые распоряжение и предписание управления соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными; акт проверки от 06.06.2019 N 401 является допустимым доказательство по делу.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество указывает, что в соответствии с пунктом 5 распоряжения от 28.05.2019 N 405, основанием для проведения внеплановой документарной проверки, послужило заявление Камбиевой Ю.А., которое в материалах дела отсутствует; в материалы дела представлена коллективная жалоба, подписанная жителями г. Черкесска, которые не проживают в спорном многоквартирном доме и не являются собственниками помещений в нем. Выводы судов о том, что сооружение связи на крыше спорного многоквартирного дома нарушает права собственников многоквартирного дома, не соответствуют действительности; в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что сооружение связи на крыше спорного многоквартирного дома представляет опасность для жизни и здоровья населения г. Черкеска. Внеплановая проверка проведена управлением с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), что в силу пункта 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ влечет недействительность результатов проверки. Сооружение связи размещается непосредственно на крыше здания лестничной клетки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики, пристроенного к спорному многоквартирному дому; крыша здания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики и крыша спорного многоквартирного дома, не являются единым целым, не имеют совмещенных конструктивных элементов. Сооружение связи является, социально значимым объектом, ПАО "ВымпелКом" руководствуясь информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", имеет право требовать установления сервитута части кровли здания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 29.04.2019 в Мэрию муниципального образования г. Черкесска поступила коллективная жалоба - обращение собственников квартир и частных домов (том 3 л. д. 70 - 74), подписанное, в том числе, гражданкой Камбиевой Ю.А., по вопросу расположения вышек сотовой связи на крышах многоквартирных домов, расположенных в г. Черкесске по ул. Парковой, 13; ул. Октябрьской, 22; ул. Космонавтов, 13.
Письмом от 08.05.2019 N 39-843/2 Управление жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования города Черкесска направило коллективную жалобу - обращение собственников квартир и частных домов г. Черкесска в управление для ее рассмотрения и принятия мер.
На основании коллективной жалобы - обращения собственников квартир и частных домов в г. Черкесске управление направило в адрес общества письмо от 24.05.2019 N 965 о предоставлении в срок до 30.05.2019 документов, подтверждающих право и законность установки вышки сотовой связи на крыше домов.
28 мая 2019 года управление вынесло распоряжение N 405 о проведении в отношении общества внеплановой документарной проверки фактов, изложенных в коллективной жалобе. Копия распоряжения от 28.05.2019 N 405 вручена 06.06.2019 представителю общества Еслимесову К.А., действующему на основании доверенности от 26.12.2018 N ЮР-18-415 (том 2, л. д. 122 - 123), что подтверждается его подписью на распоряжении (том 2, л. д. 121).
Уведомлением от 28.05.2019 N 405 управление известило общество о том, что 06.06.2019 в 10 часов 00 минут состоится внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в коллективной жалобе (том 2, л. д.120).
По результатам проверки управление составило акт от 06.06.2019 N 401, в котором зафиксировало следующее нарушение.
На крыше многоквартирного дома по адресу: г. Черкесск, ул. Парковая, 13 (далее - спорный многоквартирный дом), расположено оборудование сотовой связи общества. Правоустанавливающих документов на установление оборудования не предоставлено.
Регулирование отношений собственников помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Согласно пункту 4 статьи 36 Жилищного кодекса объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, только по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников.
Копия акта от 06.06.2019 N 401 вручена присутствовавшему при проведении проверки представителю обществу Еслимесову К.А., что подтверждается подписью представителя общества в акте проверки (том 2, л. д. 117 - 118).
Для устранения выявленного нарушения управление выдало обществу предписание от 06.06.2019 N 401, которым обществу предписано в срок до 06.07.2019 демонтировать сооружение связи на крыше спорного многоквартирного дома.
Не согласившись с предписанием управления, полагая что внеплановая проверка проведена с существенными нарушениями требований Закона N 294-ФЗ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 20, 36, 37, 39, 44 - 46 Жилищного кодекса статей 10, 16, 17, 20 Закона N 294-ФЗ, пунктами 1 - 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктами 1.1, 2.1, 3.7, 4.2 Положения об Управлении государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного, Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 24.04.2015 N 59 (далее - Положение N 59), суды сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, ввиду соответствия оспариваемых распоряжения и предписания управления требованиям действующего законодательства.
Судебные инстанции установили, что основанием для вынесения распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 28.05.2019 N 405 явилось поступление в управление с письмом Управления жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования города Черкесска коллективной жалобы - обращения собственников квартир и частных домов г. Черкесска, подписанное, в том числе, гражданкой Камбиевой Ю.А. (том 3, л. д. 73 обратная сторона). В коллективной жалобе - обращении, собственники квартир и частных домов г. Черкесска просили провести проверку законности установки сооружений связи в г. Черкесске на крышах многоквартирных домов, расположенных по ул. Парковой, 13; ул. Октябрьской, 22; ул. Космонавтов, 13.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что у управления в силу положений статьи 20 Жилищного кодекса, пунктов 1.1, 2.1, 3.7, 4.2 Положения N 59, имелись правовые основания для вынесения распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 28.05.2019 N 405 и проведения внеплановой проверки по фактам, изложенным в коллективной жалобе - обращении собственников квартир и частных домов г. Черкесска, в пределах установленной компетенции.
Суды также установили, что вопреки доводам общества акт проверки от 06.06.2019 N 401 (том 2, л. д. 7 - 118) содержит указание на нарушенные обществом нормы действующего законодательства и выявленное нарушение, выразившееся в установке сооружения связи в отсутствие положительного решения собственников помещений спорного многоквартирного дома. При проведении проверки присутствовал представитель общества по доверенности Еслимесов К.А., что подтверждается подписью представителя общества в акте проверки (том 2, л. д. 117 - 118). При этом акт проверки от 06.06.2019 N 401 подписан Еслимесовым К.А. без замечаний, в том числе к его содержанию, в связи с чем не могут быть приняты доводы общества о том, что представителю ПАО "ВымпелКом" выдан акт проверки от 06.06.2019 N 401, в котором отсутствуют сведения о выявленных нарушениях и нормах права, нарушенных обществом. С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований в части признания акта проверки от 06.06.2019 N 401 недопустимым доказательством, оформленным с нарушением требований Закона N 294-ФЗ. Документально данный вывод общество не опровергло.
Проверяя законность и обоснованность предписания управления от 06.06.2019 N 401, суды установили, что согласно материалам проверки вышка сотовой связи общества размещена на крыше спорного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Черкесск, ул. Парковая, 13, являющегося общей долевой собственностью собственников помещений спорного многоквартирного дома, при этом собственники спорного многоквартирного дома не давали обществу разрешения на установку оборудования, решение общего собрания собственников по данному вопросу отсутствует. ПАО "ВымпелКом" не заключало с собственниками спорного многоквартирного дома договор на размещение вышки сотовой связи на крыше. Из коллективной жалобы - обращения, в том числе гражданки Камбиевой Ю.А. усматривается, что жильцы спорного многоквартирного дома просят демонтировать неправомерно установленные вышки сотовой связи на крыше.
Как следует из текста оспариваемого предписания, обществу вменено нарушение требований пункта 4 статьи 36 Жилищного кодекса, согласно которому, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, только по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собраний таких собственников.
Для устранения выявленного нарушение управление предписало обществу демонтировать неправомерно установленные вышки сотовой связи на крыше спорного многоквартирного дома.
Таким образом, установив, что оборудование в виде сооружения сотовой связи размещено обществом вопреки требованиям статьи 36 Жилищного кодекса без соответствующего решения собственников спорного многоквартирного дома, с нарушением прав и законных интересов собственников многоквартирного дома, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание управления является законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции не принял, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, довод общества о том, что сооружение связи размещается непосредственно на крыше здания лестничной клетки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики, пристроенного к спорному многоквартирному дому; крыша здания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики и крыша спорного многоквартирного дома, не являются единым целым, не имеют совмещенных конструктивных элементов.
Для устранения выявленного нарушение управление предписало обществу демонтировать неправомерно установленные вышки сотовой связи на крыше спорного многоквартирного дома.
Вопреки доводам кассационной жалобы оспариваемое предписание управления выдано уполномоченным лицом в пределах его компетенции, содержит ссылки на нормы права, допущенное нарушение и указание на способ его устранения. Доказательства обратного общество не представило.
Доводы общества о допущенных управлением существенных нарушениях требований Закона N 294-ФЗ при проведении проверки были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А25-1977/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из текста оспариваемого предписания, обществу вменено нарушение требований пункта 4 статьи 36 Жилищного кодекса, согласно которому, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, только по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собраний таких собственников.
Для устранения выявленного нарушение управление предписало обществу демонтировать неправомерно установленные вышки сотовой связи на крыше спорного многоквартирного дома.
Таким образом, установив, что оборудование в виде сооружения сотовой связи размещено обществом вопреки требованиям статьи 36 Жилищного кодекса без соответствующего решения собственников спорного многоквартирного дома, с нарушением прав и законных интересов собственников многоквартирного дома, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание управления является законным и обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2020 г. N Ф08-6601/20 по делу N А25-1977/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6601/20
15.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1593/20
19.03.2020 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1977/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1977/19
18.07.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1977/19