Постановление Правительства Республики Алтай от 20 октября 2023 г. N 400
"Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности"
20 ноября, 21 декабря 2023 г.
Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности".
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Исполняющий обязанности |
В.Б. Махалов |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 20 октября 2023 г. N 400
Государственная программа
Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности"
20 ноября, 21 декабря 2023 г.
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы (комплексной программы) Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности"
Раздел 1 изменен с 1 января 2024 г. - Постановление Правительства Республики Алтай от 21 декабря 2023 г. N 482
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности" (далее - Программа)
Одним из направлений государственной социальной политики является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание социальной стабильности в обществе, установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Республики Алтай, а также специфика ее бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной поддержки населения.
Система социальной защиты населения Республики Алтай в результате ее радикального реформирования и развития за последние годы представляет качественно новую, самостоятельную, разветвленную и многопрофильную отрасль. Инфраструктура системы социального обслуживания включает в себя сеть организаций социального обслуживания различного типа - это три дома-интерната для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат с отделением для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, республиканский комплексный центр социального обслуживания населения и одиннадцать управлений социальной поддержки населения.
На реализацию государственной социальной политики, реализуемой в рамках Программы, в 2022 году было направлено более 5,1 миллиарда рублей, что составляет 112% к уровню 2021 года (более 564 миллионов рублей), из них на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан более 1,4 миллиарда рублей, что составляет 113% к уровню 2021 года (более 170 миллионов рублей). В 2022 году меры социальной поддержки получили 6783 многодетных семей, более 14 тысяч ветеранов труда и тружеников тыла, 11364 сельских специалистов. Равная доступность услуг общественного транспорта и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются более 10 тысячам человек. Социальные гарантии установлены отдельным категориям граждан в виде ежемесячных денежных выплат, пособий, доплаты к пенсии, государственной социальной помощи, компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия), в том числе твердого топлива. Ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица имеют право на бесплатное зубопротезирование, первоочередную бесплатную установку телефона.
Педагогическим работникам меры социальной поддержки предоставляются в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Размер компенсации составляет 100% расходов. Медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Республики Алтай, медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятых социально-медицинским обслуживанием, социальным работникам организаций социального обслуживания населения, специалистам государственной ветеринарной службы, специалистам в области культуры и искусства, работающим в государственных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, образовательных организациях установлена ежемесячная денежная выплата. Вместе с тем, данные лица могут (по выбору гражданина) воспользоваться единовременной денежной выплатой.
Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются на пенсионеров из числа вышеуказанных лиц и пенсионеров из числа медицинских и фармацевтических работников, вышедших на пенсию из организаций здравоохранения, принятых в государственную собственность Республики Алтай, проработавших в организациях социального обслуживания, медицинских и образовательных организациях, в учреждениях ветеринарии, культуры и искусства в сельской местности не менее 10 лет при условии, что при выходе на пенсию они пользовались льготой по оплате жилья и коммунальных услуг.
Выполняются обязательства по обеспечению жильем участников и инвалидов Великой Отечественной войны, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. В Республике Алтай в 2018 году завершено обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны (1171 человек).
Однако исполнение полномочий по улучшению жилищных условий ветеранов и инвалидов боевых действий, граждан с инвалидностью, вставших на учет до 1 января 2005 года, идет слишком медленно. Основные проблемы: недостаточное финансирование из федерального бюджета на реализацию меры социальной поддержки по обеспечению жильем данных категорий граждан, а также несоответствующий размер социальной выплаты по отношению к рыночной стоимости жилья и, как следствие, трудности в поиске и приобретении жилья. На жилищном учете по состоянию на 25 июля 2023 г. состоят 32 инвалида, 12 ветеранов боевых действий.
Под постоянным контролем находятся вопросы реализации нормативных публичных обязательств в целях своевременности выплаты мер социальной поддержки льготным категориям граждан. Системная работа в этом направлении осуществляется согласно федеральному законодательству и законодательству Республики Алтай.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" принят и реализуется с 2019 региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей".
В рамках указанного регионального проекта установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде выплаты республиканского материнского (семейного) капитала при рождении четвертого или последующих детей, в размере 54 860 рублей.
Абзац утратил силу с 1 января 2024 г. - Постановление Правительства Республики Алтай от 20 ноября 2023 г. N 439
С 1 апреля 2021 г. размер выплаты дифференцирован (50, 75 и 100 процентов установленной в регионе величины прожиточного минимума для детей) в зависимости от дохода семьи, а также введены дополнительные критерии нуждаемости при предоставлении выплаты (имущественный критерий, правила "нулевого дохода"). По состоянию на 1 января 2023 г. указанная выплата была произведена 14357 детям из малообеспеченных семей.
В 2019 году Республика Алтай вошла в состав пилотных регионов, которым из федерального бюджета Российской Федерации были предоставлены субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
По итогам пилотного проекта проведена работа по совершенствованию механизма социального контракта, в ходе которой было доработано нормативно-правовое обеспечение в части использования средств, предоставляемых на основании социального контракта. По состоянию на 1 января 2023 года 7569 граждан получили государственную социальную помощь на основании социального контракта.
Кроме того, с 2010 года на территории Республики Алтай реализуются мероприятия по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В настоящее время необходимо использовать новые подходы к организации социальной защищенности отдельных категорий граждан на всех уровнях управления - федеральном, региональном и муниципальном. Особую актуальность приобретает объединение усилий государства, предпринимательских структур и некоммерческих организаций в реализации социально значимых мероприятий.
Наибольший эффект обеспечения доступности и качества социальных услуг для населения Республики Алтай дает комплексный подход на основе применения программно-целевых методов финансирования.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
К приоритетным направлениям и целям социальной политики Республики Алтай отнесены в том числе:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам.
Целью программы является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, снижение социального неравенства населения.
Под уровнем жизни подразумевается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения. Под качеством жизни - доступность и уровень потребления услуг социальной сферы, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт. К гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, относятся семьи и категории граждан, которые в соответствии с федеральным законодательством имеют право на социальную поддержку, осуществляемую через институты социальной защиты.
В рамках реализации мероприятий государственной программы осуществляется предоставление налоговых льгот по уплате транспортного налога, установленных статьей 3 Закона Республики Алтай от 27 ноября 2002 г. N 7-12 "О транспортном налоге на территории Республики Алтай".
Статьей 1.2-2 Закона Республики Алтай от 3 июля 2009 г. N 26-РЗ "Об установлении налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков" установлены налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для категорий налогоплательщиков, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1290 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций", осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан Российской Федерации, оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам, деятельность в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации, содействия развитию внутренней трудовой миграции.
3. Сведения о взаимосвязи с национальными целями, стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Цели и задачи Программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, а также и задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296.
Реализация Программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
4. Задачи государственного управления Республики Алтай, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 г. N 60, определены основные задачи социальной политики в Республике Алтай:
решение демографических проблем на основе повышения уровня жизни населения;
повышение эффективности функционирования государственного сектора социального обслуживания населения;
обеспечение приоритетности в оказании поддержки социально незащищенным категориям населения, в том числе:
усиление принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки;
организация реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
предупреждение семейного неблагополучия и профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Раздел дополнен подразделом 5 с 1 января 2024 г. - Постановление Правительства Республики Алтай от 21 декабря 2023 г. N 482
5. Сведения об участии муниципальных образований
Порядок предоставления и распределения и расходования субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов представлен в приложении N 1 к Программе.
Государственная программа дополнена приложением 1 с 1 января 2024 г. - Постановление Правительства Республики Алтай от 21 декабря 2023 г. N 482
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Алтай "Обеспечение
социальной защищенности"
Порядок
предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных районов (городского округа) в Республике Алтай на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
1. Настоящий Порядок определяет цели, условия предоставления и распределения субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных районов, городского округа в Республике Алтай (далее - муниципальные образования) из республиканского бюджета Республики Алтай на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, снижения социального неравенства и содействия занятости населения, на обеспечение достижения мероприятия (результата) "Обеспечена доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)".
3. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству образования и науки Республики Алтай (далее - Министерство) на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий (результатов), указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
4. Условиями предоставления субсидий являются:
а) наличие муниципального правового акта, предусматривающего перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, и принятого в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Алтай;
б) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, включающих размер планируемой к предоставлению из республиканского бюджета субсидии, если иное не предусмотрено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
в) заключение соглашения, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
5. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие в образовательных организациях потребности в создании условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
6. Распределение субсидий между муниципальными образованиями осуществляется:
1) в соответствии с поручениями Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай;
2) по следующей формуле:
Фмсi=(НмсiYi/SUM(Нмсi
Yi))
Фмс, где:
Фмсi - объем субсидии на реализацию мероприятий (результатов), указанных в пункте 2 настоящего Порядка i-му муниципальному образованию;
Нмсi - расчетная потребность i-го муниципального образования на реализацию мероприятий (результатов), указанных в пункте 2 настоящего Порядка;
Yi - уровень софинансирования из республиканского бюджета Республики Алтай расходного обязательства i-го муниципального образования, который утверждается Правительством Республики Алтай;
Фмс - общий объем субсидии, предусмотренный в республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий (результатов), указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
7. Предоставление субсидий муниципальным образованиям осуществляется на основании соглашения.
Заключение соглашений осуществляется в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай местным бюджетам в Республике Алтай, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 11 августа 2017 г. (далее - Правила N 189).
8. В течение 30 календарных дней со дня внесения изменений в закон Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на текущий финансовый год и плановый период и (или) правовой акт Правительства Республики Алтай, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, в целях софинансирования реализации которых предоставляется субсидия, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
9. Перечисление субсидии в бюджет муниципального образования осуществляется на основании заявки муниципального образования о перечислении субсидии (далее - заявка), представляемой Министерству по установленной им форме и сроки.
10. Перечисление субсидии осуществляется в соответствии пунктом 14 Правил N 189.
11. Перераспределение бюджетных ассигнований в течение финансового года может осуществляться в соответствии с заявками муниципальных образований в связи со сложившейся экономией или увеличением потребности субсидии.
12. Оценка эффективности использования муниципальным образованием субсидий осуществляется Министерством на основании показателя достижения результатов - доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети).
Оценка эффективности использования муниципальным образованием субсидий осуществляется Министерством путем сравнения, установленного соглашением планового значения результата (показателя достижения результата) использования субсидий и фактически достигнутого значения результата (показателя достижения результата) использования субсидий.
13. Органы местного самоуправления в Республике Алтай предоставляют в Министерство по форме и в сроки, установленные Министерством следующие отчеты:
об использовании субсидии из республиканского бюджета Республики Алтай;
о достигнутых значениях целевых показателей достижения результатов.
14. Министерство представляет сводный отчет об использовании субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай местными бюджетами в Республике Алтай по форме и в сроки, установленные Министерством финансов Республики Алтай.
15. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
16. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальными образованиями условий ее предоставления и распределения, в том числе невозврата муниципальными образованиями средств в республиканский бюджет, в соответствии с пунктами 17-19 Правил N 189, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
17. Неиспользованные остатки субсидий на конец отчетного периода подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Алтай в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.
18. В случае потребности муниципального образования в субсидиях, не использованных в отчетном финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка субсидий, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета муниципального образования, которому они были ранее предоставлены, в соответствии с требованиями, установленными статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
19. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляют Министерство и органы государственного финансового контроля в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 20 октября 2023 г. N 400 "Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
"Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 октября 2023 г. N 0400202310230001
официальный портал Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 23 октября 2023 г.
Сборник законодательства Республики Алтай, октябрь 2023 г. N 212(218), ч. 2, с. 149
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Алтай от 21 декабря 2023 г. N 482
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 20 ноября 2023 г. N 439
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.