г. Краснодар |
|
26 августа 2020 г. |
Дело N А63-19494/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном в режиме онлайн с использованием информационной системы "Мой арбитр", от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пантеон" (ИНН 2618021720, ОГРН 1152651019058) - Литвиновой Л.С. (доверенность от 10.03.2020), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю (ИНН 2626036310, ОГРН 1062626009170) - Зарудняк Т.Н. (доверенность от 07.10.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Карачаево- Черкесской Республике (ИНН 0915000158, ОГРН 1040900748460) и третьего лица - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пантеон" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А63-19494/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Пантеон" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю (далее - инспекция N 10), выразившихся в непрекращении камеральной проверки представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за III квартал 2017 года (корректировка N 9).
На основании части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве второго заинтересованного лица к участию в деле привлечена Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция N 1).
В соответствии со статьями 51 и 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае.
Решением суда от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что оспариваемые действия (бездействие) инспекции N 10 не противоречат действующему налоговому законодательству и не нарушают права и законные интересы общества.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды нарушили принцип состязательности и фактически возложили на общество негативные последствия непредставления инспекцией N 10 доказательств в обоснование заявленных ею доводов. Суды не учли, что уточненная декларация по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 10) представлена в инспекцию N 10 до составления и вручения акта камеральной проверки от 01.04.2019 N 85 (оформленного по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9)), однако в нарушение пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция N 10 не прекратила камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9). В материалы дела не представлены результаты проверки представленных обществом 10.06.2019, 13.06.2019, 29.07.2019 уточненных деклараций по НДС за III квартал 2017 года. В нарушение статьи 88 Кодекса инспекция одновременно проводила несколько камеральных налоговых проверок представленных обществом уточненных налоговых деклараций по НДС за III квартал 2017 года. Суды не учли следующее: если после составления акта, но до вынесения решения по камеральной проверке представлена уточненная налоговая декларация, моментом окончания камеральной проверки является день вынесения решения по проверке; Кодексом не установлены сроки представления налогоплательщиком уточенных налоговых деклараций; изложенные в письме ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@ положения не применимы к обстоятельствам по настоящему делу. Незаконные действия инспекции N 10 нарушили права общества в предпринимательской сфере, так как повлекли принятие инспекцией N 10 незаконного решения по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9). В нарушение пунктов 3 и 5 статьи 88 Кодекса при проведении проверки инспекция N 10 не затребовала у общества пояснения, однако данное обстоятельство суды также не учли.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция N 10 просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция N 1 и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества и инспекции N 10 поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция N 10 провела проверку представленной обществом 17.12.2018 уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9), по результатам которой составила акт от 01.04.2019 N 85.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 02.09.2019 N 08-21/02592 жалоба общества на действия (бездействие) должностных лиц инспекции N 10 по вопросам соблюдения процедуры проведения камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9) оставлена без удовлетворения.
Полагая незаконными действия (бездействие) должностных лиц инспекции N 10, выразившиеся в непрекращении камеральной проверки налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9), в связи с подачей обществом уточненной налоговой декларации за III квартал 2017 года (корректировка N 10), общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированно отказали обществу в удовлетворении требований, приняв законные и обоснованные судебные акты, которые не подлежат отмене или изменению.
Суды правильно исходили из того, что согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суды указали, что такая совокупность условий для признания незаконными действий должностных лиц инспекции N 10 не установлена. При этом суды правильно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа. Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления налоговой декларации.
Согласно пункту 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Как установлено пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. В акте налоговой проверки указываются даты начала и окончания проверки (подпункт 9 пункта 3 статьи 100 Кодекса).
Суды установили, что первичная налоговая декларация по НДС за III квартал 2017 года представлена обществом 25.10.2017, после чего общество представило в инспекцию N 10 еще четырнадцать уточненных (корректировки N 1 - 14) налоговых деклараций по НДС за III квартал 2017 года.
Суды правильно указали, что в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации срок проведения камеральной налоговой проверки представленной обществом 17.12.2018 уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9) - до 18.02.2019.
На основании абзаца 5 пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция N 10 приняла решение от 18.02.2019 N 07-30/002672 о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки до трех месяцев, т. е. до 18.03.2019. Данное решение получено обществом 19.02.2019.
По завершении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9) инспекция N 10 составила акт от 01.04.2019 N 85, в котором указаны дата начала налоговой проверки - 17.12.2018 и дата окончания налоговой проверки -18.03.2019.
29 марта 2019 года общество представило в инспекцию N 10 уточненную декларацию по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 10).
Суды сделали верный вывод о том, что данном случае действия инспекции N 10 законны, поскольку уточненная налоговая декларация по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 10) подана обществом лишь 29.03.2019, т. е. по истечении срока, установленного пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации для проведения камеральной налоговой проверки и по окончании камеральной налоговой проверки (18.03.2018), результаты которой отражены в акте от 01.04.2019 N 85.
Суды указали, что по итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9) принято решение от 02.09.2019 N 2573 о привлечении общества к ответственности в виде 24 251 987 рублей 02 копеек штрафа, начислении 88 427 079 рублей НДС, 8 842 707 рублей 75 копеек пени.
При этом суды установили, что решение инспекции N 10 от 02.09.2019 N 2573 принято с учетом всех уточненных налоговых деклараций по НДС за III квартал 2017 года (корректировки N 10, 11, 12, 13, 14), представленных обществом по окончании камеральной налоговой проверки по уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9).
Суды учли, что подача уточненных налоговых деклараций по НДС за III квартал 2017 года (корректировки N 10, 11, 12, 13, 14) не привела к увеличению НДС; исчисленная к уплате в уточненной декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 10) сумма налоговых начислений не изменилась. При представлении уточненных налоговых деклараций (корректировки N 10, 11, 12, 13, 14) по НДС за III квартал 2017 года в карточке РСБ общества учтены следующие суммы: по уточненной налоговой декларации N 10 - увеличение (уменьшение) (0 рублей), по уточненной налоговой декларации N 11 - уменьшение (249 рублей), по уточненной налоговой декларации N 12 - увеличение (6 348 рублей), по уточненной налоговой декларации N 13 - уменьшение (1 рубль), по уточненной налоговой декларации N 14 - увеличение (794 рубля).
Суды установили, что общество не оспаривает установленные инспекцией обстоятельства, послужившие основанием для вынесения решения инспекции N 10 от 02.09.2019 N 2573; решение инспекции N 10 от 02.09.2019 N 2573 приято с учетом всех сведений, имевшихся у инспекции N 10 до его вынесения. Последующее представление обществом уточненных налоговых деклараций (корректировки N 10, 11, 12, 13, 14) по НДС за III квартал 2017 года не повлияло на окончательное решение инспекции N 10, так как изменения, внесенные в указанные уточненные декларации, не затрагивают правоотношения со спорными контрагентами общества и, следовательно, не могли повлиять на расчет НДС, а также на установление факта наличия в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды отметили, что общество не указало, какие именно права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемыми действиями (бездействием) инспекции N 10 и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) инспекции N 10, выразившихся в непрекращении камеральной проверки представленной обществом налоговой декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 9).
Доводы кассационной жалобы общества повторяют доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А63-19494/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли, что подача уточненных налоговых деклараций по НДС за III квартал 2017 года (корректировки N 10, 11, 12, 13, 14) не привела к увеличению НДС; исчисленная к уплате в уточненной декларации по НДС за III квартал 2017 года (корректировка N 10) сумма налоговых начислений не изменилась. При представлении уточненных налоговых деклараций (корректировки N 10, 11, 12, 13, 14) по НДС за III квартал 2017 года в карточке РСБ общества учтены следующие суммы: по уточненной налоговой декларации N 10 - увеличение (уменьшение) (0 рублей), по уточненной налоговой декларации N 11 - уменьшение (249 рублей), по уточненной налоговой декларации N 12 - увеличение (6 348 рублей), по уточненной налоговой декларации N 13 - уменьшение (1 рубль), по уточненной налоговой декларации N 14 - увеличение (794 рубля).
Суды установили, что общество не оспаривает установленные инспекцией обстоятельства, послужившие основанием для вынесения решения инспекции N 10 от 02.09.2019 N 2573; решение инспекции N 10 от 02.09.2019 N 2573 приято с учетом всех сведений, имевшихся у инспекции N 10 до его вынесения. Последующее представление обществом уточненных налоговых деклараций (корректировки N 10, 11, 12, 13, 14) по НДС за III квартал 2017 года не повлияло на окончательное решение инспекции N 10, так как изменения, внесенные в указанные уточненные декларации, не затрагивают правоотношения со спорными контрагентами общества и, следовательно, не могли повлиять на расчет НДС, а также на установление факта наличия в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 августа 2020 г. N Ф08-6899/20 по делу N А63-19494/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-621/20
26.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6899/20
23.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-621/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19494/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19494/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19494/19