г. Краснодар |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А20-5260/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики, от истца - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2020), от ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Эфендиева Роберта Жамаловича (ИНН 070601810406, ОГРНИП 318072600024574) - Ворокова М.М. (доверенность от 11.03.2020), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Эфендиева Роберта Жамаловича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по делу N А20-5260/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Эфендиеву Роберту Жамаловичу (далее - глава КФХ) о расторжении соглашения от 27.12.2013 N 95 о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение N 95) и взыскании 500 тыс. рублей предоставленного гранта.
Решением суда от 24.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2020, соглашение N 95 расторгнуто, с главы КФХ в пользу министерства взыскано 500 тыс. рублей гранта и 13 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что министерство документально подтвердило невыполнение и существенное нарушение главой КФХ условий соглашения N 95.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился глава КФХ с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что после прекращения предпринимательской деятельности в декабре 2017 года глава КФХ 23.07.2018 вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и действует по настоящее время; нецелевое использование главой КФХ денежных средств гранта не установлено, предусмотренные государственной программой цели получения гранта достигнуты. Суд апелляционной инстанции не оценил представленные в материалы дела справку МКУ "Управление сельского хозяйства и продовольствия Черекского муниципального района" Кабардино-Балкарской Республики от 14.04.2020 и выписку из похозяйственной книги, подтверждающие целевое использование главой КФХ средств полученного гранта. Таким образом, применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства по соглашению N 95. Министерству не причинен ущерб и оно не лишилось того, на что вправе было рассчитывать, поэтому отсутствуют основания для расторжения соглашения N 95.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, глава КФХ обратился в министерство с заявлением на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, приложив к заявлению в т. ч. бизнес-проект, копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельство о постановке на налоговый учет, копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
По результатам рассмотрения представленных документов и проведения конкурсного отбора между главой КФХ (получатель) и министерством заключено соглашение N 95 о предоставлении 500 тыс. рублей гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Главе КФХ перечислено 500 тыс. рублей гранта по поддержке начинающих фермеров во исполнение соглашения N 95, подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 которого установлено, что получатель гранта обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта.
Пунктом 3.1 соглашения N 95 предусмотрено, что в случае невыполнения получателем гранта обязательств, указанных в подпунктах 2.2.1 - 2.2.7 соглашения N 95, получатель обязан возвратить предоставленный грант в 30-дневный срок со дня наступления основания для возврата.
В ходе мониторинга соблюдения главой КФХ условий, целей и порядка предоставления и расходования средств гранта министерство выявило нарушение главой КФХ подпункта 2.2.4 пункта 2.2 соглашения N 95, в связи с чем направило главе КФХ уведомление от 25.04.2019 N 21-04-2-07/1835 о расторжении соглашения N 95 и необходимости в 30-дневный срок возвратить 500 тыс. рублей гранта, предоставленного на основании данного соглашения.
Требование министерства глава КФХ не исполнил, что явилось основанием для обращения министерства в арбитражный суд с иском о расторжении соглашения N 95 и возврате главой КФХ 500 тыс. рублей гранта.
На основании совокупной оценки установленных по делу фактических обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, полного и всестороннего их исследования в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды мотивированно удовлетворили исковые требования министерства, правильно исходя из следующего.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем 4 пункта 8 статьи 78 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с разделом 3 Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи, утвержденного приказом и. о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 N 87 (далее - Порядок), подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 соглашения N 95 получатель гранта обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта по поддержке начинающих фермеров.
Суды установили, что в нарушение раздела 3 Порядка и подпункта 2.2.4 пункта 2.2 соглашения N 95 глава КФХ прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства 07.12.2017, т. е. до истечения установленного соглашением N 95 срока, а 23.06.2018 он вновь зарегистрировался в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет предпринимательскую деятельность.
Вместе с тем, то обстоятельство, что в нарушение подпункта 2.2.4 пункта 2.2 соглашения N 95 глава КФХ прекратил предпринимательскую деятельность, суды оценили как необходимое и достаточное для вывода о наличии оснований для расторжения соглашения N 95 и возврата главой КФХ 500 тыс. рублей гранта.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства того, что в течение 8 месяцев - с 07.12.2017 (дата утраты статуса индивидуального предпринимателя - главы КФХ) по 23.07.2018 (дата регистрации в качестве предпринимателя) Эфендиев Р. Ж. продолжал осуществлять деятельность, для целей которой получил 500 тыс. рублей гранта на основании соглашения N 95.
Не представлены с материалы дела и доказательства того, что досрочное (до истечения 5 лет - срока, предусмотренного подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 соглашения N 95) прекращение осуществления главой КФХ фермерской деятельности вызвано обстоятельствами, не зависящими от главы КФХ, и не является его личным решением.
Доводы главы КФХ о том, что справкой муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства и продовольствия Черекского муниципального района" Кабардино-Балкарской Республики от 14.04.2020 и выпиской из похозяйственной книги подтверждено целевое использование средств выделенного гранта подлежат отклонению, поскольку указанные документы не опровергают нарушение предпринимателем раздела 3 Порядка, подпункта 2.2.4 пункта 2.2 соглашения N 95 и не подтверждают целевое использование средств гранта, в т. ч. выполнение главой КФХ представленного в министерство бизнес-проекта, а лишь указывают на осуществление главой КФХ деятельности по разведению крупного рогатого скота и садоводству.
Глава КФХ документально не опроверг доводы министерства о том, что со дня получения 500 тыс. рублей гранта глава КФХ не представил ни одного документа (отчета) о целевом использовании полученных в рамках соглашения N 95 денежных средств, что исключает как возможность контроля за целевым использованием денежных средств, полученных во исполнение соглашения N 95, так и получение сведений о результатах фермерской деятельности главы КФХ, которые необходимы министерству как ответственному за сельскохозяйственный сектор экономики Кабардино-Балкарской Республики и целевое использование денежных средств, выделяемых из бюджета на развитие и поддержание фермерства.
Представленная в материалы дела справка Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кабардино-Балкарской Республике от 20.11.2019 N 04-12/004525 о том, что по состоянию на 07.12.2017 у главы КФХ имеется 26 231 рубль 78 копеек переплаты по налогам и страховым взносам, не является доказательством целевого использования главой КФХ денежных средств гранта, полученных на основании заключенного с министерством соглашения N 95.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования министерства о расторжении с главой КФХ соглашения N 95 и возврате 500 тыс. рублей гранта.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Глава КФХ заявил о неправомерном применении судами статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации при удовлетворении иска министерства и расторжении соглашения N 95, сославшись на отсутствие доказательств существенного нарушения главой КФХ договорных обязательств, причинившего министерству ущерб, в результате которого министерство в значительной степени лишилось того, на что рассчитывало при заключении с главой КФХ соглашения N 95.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку глава КФХ не только не представил доказательства того, что направлял министерству в течение всего периода осуществления фермерской деятельности какую-либо отчетность в рамках соглашения N 95, но и доказательства того, что в принципе проинформировал министерство об исполнении бизнес-проекта и о том, на что израсходовал средства гранта, полученные на развитие и поддержание крестьянского фермерского хозяйства, т. е. именно на те цели, на которые денежные средства выделены из бюджета.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы главы КФХ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по делу N А20-5260/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
...
Глава КФХ заявил о неправомерном применении судами статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации при удовлетворении иска министерства и расторжении соглашения N 95, сославшись на отсутствие доказательств существенного нарушения главой КФХ договорных обязательств, причинившего министерству ущерб, в результате которого министерство в значительной степени лишилось того, на что рассчитывало при заключении с главой КФХ соглашения N 95."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2020 г. N Ф08-6603/20 по делу N А20-5260/2019