г. Ессентуки |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А20- 5260/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 22.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании от истца - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1040700207756, ИНН 0711038428) - Курмановой Т.М. (доверенность от 15.07.2019 N 21-04-2-07/3057), от ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Эфендиева Р. Ж. (ОГРНИП 318072600024574, ИНН 070601810406) - Ворокова М.М. (доверенность от 01.03.2020 N 7АА0715611), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Эфендиева Р. Ж. на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.12.2019 по делу N А20- 5260/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Эфендиеву Роберту Жамаловичу о расторжении соглашения о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 27.12.2013 N 95 и взыскании суммы предоставленного гранта в размере 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.12.2019 требования удовлетворены, поскольку ответчиком нарушены требования обязательств по соглашению.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении искового заявления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что нецелевое расходование спорных средств не подтверждено. В случае возврата гранта декларируемые цели и задачи предоставления бюджетных средств достигнуты не будут.
В отзыве истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики соглашением от 22.03.2013 N 262/17 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 N 83-ПП "О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы" и от 20.04.2012 N 82-ПП "О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах", приказом Министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2013 N 24 "Об образовании конкурсной комиссии по отбору крестьянских хозяйств - участников ведомственных целевых программ" образована конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств-участников ведомственных целевых программ "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы".
На основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166", приказом и.о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 N 87 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи.
В дальнейшем на основании указанного приказа от 14.11.2013 N 87 конкурсной комиссией в средствах массовой информации, в частности в газете "Официальная Кабардино-Балкария" и на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, были объявлены сроки (с 02.12.2013 по 10.12.2013) и условия конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов.
На основании указанных сообщений в средствах массовой информации глава хозяйства обратился с заявкой на участие в конкурсном отборе с приложением бизнес-проекта, копии свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о постановке на налоговый учет, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
По результатам конкурсного отбора (протокол от 25.12.2013) министерство заключило с главой хозяйства соглашение от 27.12.2013 N 95 "О предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" в размере 500 тыс. рублей.
Во исполнение оспариваемого соглашения от 27.12.2013 N 95 Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республики произвело перечисление средств федерального бюджета на расчетный счет главы хозяйства - получателя гранта по программе "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годы" - в размере 500 000 рублей.
Перечисление средств республиканского бюджета на расчетный счет главы хозяйства Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики не оспаривается ответчиком.
Проведенной позже проверкой установлено, что ответчиком не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие исполнение обязательств по соглашению.
В качестве досудебного урегулирования спора Министерством сельского хозяйства КБР в адрес ИП Главы К(Ф)Х Эфендиева Р.Ж. направлено уведомление от 25.04.2019 N 21- 04-2-07/1835 с требованием расторжения Соглашения и возвратом предоставленных бюджетных средств в доход республиканского бюджета КБР. До настоящего времени денежные средства в бюджет КБР не возвращены.
В связи с неисполнением ИП Главы К(Ф)Х Эфендиевым Р.Ж. указанных требований в добровольном порядке Министерство сельского хозяйства КБР обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 289 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
В соответствии с абзацем 19 раздела 3 Порядка, с подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения получатель обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта по поддержке начинающих фермеров.
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Эфендиев Р.Ж., в нарушение взятых на себя обязательств, прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства, до истечения установленного срока, а именно 7 декабря 2017 г.
23 июля 2018 года Эфендиев Р.Ж. вновь зарегистрировался в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя и действует по настоящее время.
Заявитель жалобы не оспаривает то обстоятельство, что прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства, до истечения установленного срока.
В соответствии с пунктом 3.1. соглашения в случае нарушения условий предоставления гранта влечет возврат гранта на условиях и в порядке установленных Порядком.
Таким образом, заявленные исковые требования о взыскании суммы гранта в размере 500 000 руб. подлежат удовлетворению.
Указание судом первой инстанции на то, что ответчиком нарушено требование пункта 7 "в" Правил, ошибочно, однако оно не повлияло на результат рассмотрения дела и не привело к принятию незаконного судебного акта.
Относительно требований истца о расторжении соглашения от 27.12.2013 N 95, суд указывает следующее.
Частью 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Принимая во внимание существенное нарушение предпринимателем абзаца 19 раздела 3 Порядка, подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Соглашения, требования истца о расторжении соглашения от 23.05.2016 N 21 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Примененный судом порядок распределения судебных расходов соответствует правилам статьи 110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.12.2019 по делу N А20- 5260/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5260/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства КБР
Ответчик: Эфендиев Р.Ж.
Третье лицо: Эфендиев Р. Ж.