г. Краснодар |
|
28 августа 2020 г. |
Дело N А18-2359/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244) и заинтересованного лица - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по делу N А18-2359/2019, установил следующее.
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество, компания) к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 24.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2020, суд привлек общество к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса в виде 200 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка производства по делу об административном правонарушении и отсутствием правовых оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного административным органом требования. Заявитель кассационной жалобы полагает, что у общества отсутствовали основания для исполнения предписания управления от 09.10.2018 N 01-30/1081, поскольку административный орган не наделен соответствующими контрольными полномочиями. В действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения; филиал компании 01.10.2019 представил в адрес административного органа запрошенную требованием от 23.09.2019 N 159 информацию. По мнению общества, предписание управления от 09.10.2018 N 01-30/1081 является незаконным и неисполнимым.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление выдало обществу предписание от 09.10.2018 N 01-30/1081, котором обществу предписано в срок до 09.11.2018 разобрать и согласовать с отделом госнадзора республик ЮФО и СКФО по РИ ЮМТУ Росстандарта программу, включающую в себя комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по показателю - "медленные изменения напряжения (положительные отклонения и отрицательные отклонения)" (далее - ГОСТ 32144-2013) в пункте контроля Республика Ингушетия, с.п. Экажево, ул. Оздоева, опора N 4 и опора N 20, с.п. Экажево, ул. Оздова, ПС "Экажево", Фидер N 1 от ТП1-2 и устранить нарушения обязательных требований пункта 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 в срок до 23.09.2019 в пункте контроля Республика Ингушетия, с.п. Экажево, ул. Оздоева, опора N 4 и опора N 20, с.п. Экажево, ул. Оздова, ПС "Экажево", Фидер N 1 от ТП1-2 путем приведения показателя качества электрической энергии: "медленные изменения напряжения (положительные отклонения и отрицательные отклонения)" в соответствие с обязательными требованиями ГОСТа 32144-2013.
На основании приказа от 23.09.2019 N 01-30/1123 в рамках осуществления государственной функции - государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов (реестровый номер государственной функции: 10001434309) управление назначило проведение в отношении общества проверки на предмет исполнения юридическим лицом выданного ему предписания от 09.10.2018 N 01-30/1081, в связи с истечением срока для его исполнения.
Управление направило в адрес общества требование от 23.09.2019 N 159 о предоставлении заверенных копий документов, а именно: предполагаемые места установки прибора(ов) и количество контрольных точек; сведения о собственнике трансформаторной подстанции, питающей предполагаемый пункт контроля; сведения о собственнике центра питания предполагаемого пункта контроля; копию договора энергоснабжения между потребителем и энергосбытовой организацией применительно к предполагаемому пункту контроля; копию договора на транспортировку электроэнергии между сетевой и энергосбытовой организациями; копию акта разграничения балансовой принадлежности между потребителем и поставщиком электроэнергии сетевой организацией применительно к предполагаемому пункту контроля; граничные значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в предполагаемом пункте контроля, если это не указано в договоре энергоснабжения; сведения о потерях напряжения на участке линии от ТП до точки передачи электроэнергии в режиме наименьших и наибольших нагрузок ЦП в соответствии с часами пиковой нагрузки, определенной системным оператором или измеренными графиками нагрузки; сведения об интервалах времени режима наибольших и наименьших нагрузок для каждого пункта контроля предоставляемые сетевой организацией; копию дополнительной схемы от ЦП до конца линии с нахождением на этой линии предполагаемого ПК ПКЭ; протоколы периодических, сертифицированных и др. испытаний электроэнергии в с. Экажево, ул. Оздоева, ПС "Экажево", фидер N 1 Вл-0,4 кВ ТП 1-2; приказ о назначении на должность руководителя ПАО "МРСК Северного-Кавказа" - "Ингушэнерго" и его паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и место рождения, адрес местожительства и др.); реквизиты предприятия; приказ о назначении ответственных за качество электрической энергии в Назрановской РЭС и их паспортные данные; документы, свидетельствующие о выполнении предписания от 09.10.2018 N 01-30/1081 в установленный срок, протоколы периодических испытаний электроэнергии, свидетельствующие об устранении нарушений обязательных требований ГОСТа 32144-2013 (при наличии); журнал обращения граждан за 2019 год и информацию о рассмотрении жалоб и обращений. В требовании указано о необходимости представления документов 01.10.2019.
Требование управления от 23.09.2019 N 159 получено обществом 24.09.2019, что подтверждается соответствующей отметкой о его принятии и не оспаривается обществом.
В ответ на требование управления от 23.09.2019 N 159 общество 01.10.2019 представило к проверке копию договора электроснабжения с потребителем, приказ о назначении ответственного лица, реквизиты ПАО "МРСК Северного-Кавказа", сертификат соответствия и копии однолинейной схемы. Документы получены управлением 01.10.2019, что подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
25 октября 2019 года управление направило обществу повторное требование N 191 о предоставлении в срок до 28.10.2019 непредставленных до 01.10.2019 документов и сведений, а именно: протоколов периодических, сертификационных и других испытаний электроэнергии в с.п. Экажево, ул. Оздоева, ПС "Экажево", фидер N 1 Вл-0,4 кВ ТП 1-2 и документы, свидетельствующих о выполнении предписания от 09.10.2018 N 01-30/1081 в установленный срок, протоколы периодических испытаний электроэнергии, свидетельствующие об устранении нарушений обязательных требований ГОСТа 32144- 2013 (при наличии).
В связи с тем, что указанные в пункте 13 приказа от 23.09.2019 и требованиях от 23.09.2019 N 159 и 25.10.2019 N 191 документы и сведения до истечения установленного срока общество управлению не представило, административный орган составил акт проверки от 28.10.2019 N 01-30/1123, согласно которому общество не выполнило в установленный срок требование от 23.09.2019 о представлении образцов продукции, документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора).
По факту выявленного нарушения административный орган в присутствии законного представителя общества составил протокол об административном правонарушении от 28.10.2019 N 01-30/1123-1 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 19.33 Кодекса непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.
Оценив представленные доказательства и установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства, выразившемся в непредставлении в установленный пунктом 13 приказа от 23.09.2019 и требовании от 23.09.2019 N 159 срок (повторное требование от 25.10.2019 N 191) срок, - 28.10.2019, документов и сведений, запрошенных управлением, руководствуясь положениями статей 2, 4, 32, 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статей 10, 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 2 Положения о Южном межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Росстандарта от 17.08.2010 N 3053, суды сделали вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.33 Кодекса.
При этом суды обоснованно исходили из того, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки от 28.10.2019 N 01-30/1123 и протоколом об административном правонарушении от 28.10.2019 N 01-30/1123-1, подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.33 Кодекса. Общество не представило в материалы дела доказательства представления административному органу указанных в пункте 13 приказа от 23.09.2019 и требовании от 23.09.2019 N 159 (повторное требование от 25.10.2019 N 191) документов и сведений в установленный для этого срок.
К полномочиям управления отнесены государственный метрологический надзор, контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов, при этом в силу пункта 66 части 2 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 19.33 Кодекса, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды установили соблюдение управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294) при поведении проверки. Внеплановая документарная проверка в отношении общества проведена с соблюдением требований Закона N 294, о проведении проверки и необходимости представления документов к установленному сроку общество извещено заблаговременно. Доказательства обратного общество не представило.
Суд кассационной инстанции не принял довод общества о незаконности и неисполнимости выданного ему предписания 09.10.2018 N 01-30/1081.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2020 и постановлением кассационной инстанции от 04.07.2020 по делу N А18-2358/2019, общество привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса за неисполнение в срок предписания управления от 09.10.2018 N 01-30/1081. В рамках дела N А18-2358/2019 суды признали законным и исполнимым предписание управления от 09.10.2018 N 01-30/1081. Суды установили, что оспариваемое предписание вынесено управлением на основании норм действующего законодательства, не содержит выводов, противоречащих закону или нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам, не принята судом кассационной инстанции, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не совпадающих с обстоятельствами рассматриваемого дела.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для предоставления в установленный срок запрошенных управлением в рамках проверки документов и сведений, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка производства по административному делу. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Наказание назначено сетевой компании в минимальном размере, установленном санкцией статьи 19.33 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по делу N А18-2359/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2020 и постановлением кассационной инстанции от 04.07.2020 по делу N А18-2358/2019, общество привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса за неисполнение в срок предписания управления от 09.10.2018 N 01-30/1081. В рамках дела N А18-2358/2019 суды признали законным и исполнимым предписание управления от 09.10.2018 N 01-30/1081. Суды установили, что оспариваемое предписание вынесено управлением на основании норм действующего законодательства, не содержит выводов, противоречащих закону или нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
...
Установив, что у общества имелась объективная возможность для предоставления в установленный срок запрошенных управлением в рамках проверки документов и сведений, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
...
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка производства по административному делу. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Наказание назначено сетевой компании в минимальном размере, установленном санкцией статьи 19.33 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2020 г. N Ф08-6613/20 по делу N А18-2359/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6613/20
22.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-361/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-2359/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-2359/19