г. Ессентуки |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А18-2359/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 22.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании от заявителя - Южного межрегионального территориального управления Федерльного агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта) (ОГРН 1046163010244 ИНН 6163071295) - Мамбетова А.Х. (доверенность 27.12.2019), в отсутствие заинтересованного лица - ПАО "РОССЕТИ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ" - "ИНГУШЭНЕРГО" (ОГРН 1062632029778 ИНН 2632082033), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "РОССЕТИ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ" - "ИНГУШЭНЕРГО" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.12.2019 по делу N А18-2359/2019,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.12.2019, принятым по заявлению Южного межрегионального территориального управления Федерльного агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта) (далее - заявитель, управление) ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (переименовано в ПАО "Россети Северного Кавказа"; далее - общество) привлечено к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 200 000 рублей. Суд указал на доказанность совершения обществом вменяемого правонарушения, поскольку им не представлены затребованные управлением в целях контроля документы и сведения. Суд также посчитал соблюденной процедуру составления управлением прокола об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела и неверное применение норм материального права. В частности, податель жалобы утверждает, об отсутствии оснований для исполнения предписания от 09.10.2018 N 01-30/1081, ввиду того, что административный орган не наделен соответствующими контрольными полномочиями. В действиях общества отсутствует состав правонарушения.
В отзыве управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество направило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с распространением на территории Ставропольского края и Республики Ингушетия новой коронавирусной инфекции и необходимостью поездки представителя из Республики Ингушетия в Ставропольский край, просит не рассматривать дело в его отсутствие из-за необходимости поездки перенести судебное заседание.
Ходатайство подлежит отклонению как необоснованное. Явка участвующих в деле лиц обязательной апелляционной инстанцией не признавалась. Доводы жалобы и возражения по ним имеются в материалах дела. Судебное разбирательство по делу в период введения ограничительных мер в регионе откладывалось. Участвующие в деле лица не лишались возможности проведения онлайн-заседания с целью предотвращения угрозы возможного распространения инфекции. Дальнейшее отложение судебного заседания повлечет истечение срока рассмотрения жалобы, необоснованное затягивание судебного разбирательства и судебную волокиту.
С учетом изложенного жалоба рассматривается по существу.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 9 октября 2018 года ЮМТУ Росстандарта выдало ПАО "МРСК Северного-Кавказа" предписание N 01-30/1081, в котором обществу указано в срок до 09.11.2018 г. разработать и согласовать с отделом госнадзора республик ЮФО и СКФО по РИ ЮМТУ Росстандарта Программу, включающую в себя комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по показателю - "медленные изменения напряжения (положительные отклонения и отрицательные отклонения)" в пункте контроля Республика Ингушетия, с.п. Экажево, ул. Оздоева, опора N 4 и опора N 20 РИ, с.п. Экажево, ул. Оздова, ПС "Экажево", Фидер N 1 от ТП1-2 и устранить нарушения обязательных требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" в срок до 23.09.219 г. в пункте контроля Республика Ингушетия, с.п. Экажево, ул. Оздоева, опора N 4 и опора N 20 РИ, с.п. Экажево, ул. Оздова, ПС "Экажево", Фидер N 1 от ТП1-2 путем приведения показателя качества электрической энергии: "медленные изменения напряжения (положительные отклонения и отрицательные отклонения)" в соответствие с обязательными требованиями ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
На основании приказа ЮМТУ Росстандарта от 23.09.2019 г. N 01-30/1123 "О проведении территориальным отделом (инспекцией) государственного надзора республик ЮФО и СКФО (Республика Ингушетия) внеплановой, выездной проверки" в рамках осуществления государственной функции - государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов (реестровый номер государственной функции: 10001434309) в отношении ПАО "МРСК Северного Кавказа" решено провести проверку на предмет исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания от 09.10.2018 N 01-30/1081 об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства РФ о техническом регулировании, в связи с истечением срока их исполнения.
23.09.2019 (исх. N 159) в адрес общества ЮМТУ Росстандарта было направлено требование о предоставлении заверенных копий документов: предполагаемые места установки прибора (ов) и количество контрольных точек; сведения о собственнике трансформаторной подстанции, питающей предполагаемый пункт контроля; сведения о собственнике центра питания предполагаемого пункта контроля; копию договора энергоснабжения между потребителем и энергосбытовой организацией применительно к предполагаемому пункту контроля; копию договора на транспортировку электроэнергии между сетевой и энергосбытовой организациями; копию акта разграничения балансовой принадлежности между потребителем и поставщиком электроэнергии сетевой организацией применительно к предполагаемому пункту контроля; граничные значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в предполагаемом пункте контроля, если это не указано в договоре энергоснабжения; сведения о потерях напряжения на участке линии от ТП до точки передачи электроэнергии в режиме наименьших и наибольших нагрузок ЦП в соответствии с часами пиковой нагрузки, определенной системным оператором или измеренными графиками нагрузки; сведения об интервалах времени режима наибольших и наименьших нагрузок для каждого пункта контроля предоставляемые сетевой организацией; копию дополнительной схемы от ЦП до конца линии с нахождением на этой линии предполагаемого ПК ПКЭ; протоколы периодических, сертифицированных и др. испытаний электроэнергии в РИ, с. Экажево, ул. Оздоева ПС "Экажево", фидер N 1 Вл-0,4 кВ ТП 1-2; приказ о назначении на должность руководителя ПАО "МРСК Северного-Кавказа" - "Ингушэнерго" и его паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и место рождения, адрес местожительства и др.); реквизиты предприятия; приказ о назначении ответственных за качество электрической энергии в Назрановской РЭС и их паспортные данные; документы, свидетельствующие о выполнении предписания от 09.10.2018 г. N 01-30/1081 в установленный срок, протоколы периодических испытаний электроэнергии, свидетельствующие об устранении нарушений обязательных требований ГОСТ 32144-2013 (при наличии); журнал обращения граждан за 2019 год и информацию о рассмотрении жалоб и обращений.
Требование принято обществом 24.09.2019 о чем имеется соответствующая отметка о принятии.
В ответ на указанное требование 01.10.2019 обществом представлены копия договора электроснабжения с потребителем, приказ о назначении ответственного лица, реквизиты ПАО "МРСК Северного-Кавказа", сертификат соответствия и копии однолинейной схемы. Документ получены заявителем 01.10.2019, о чем имеется отметка о принятии.
25.10.2019 (исх. N 191) уполномоченным органом направлено повторное Требование о предоставлении в срок до 28.10.2019 документов и сведений: протоколы периодических, сертификационных и др. испытаний электроэнергии в РИ, с.п. Экажево, ул. Оздоева ПС "Экажево", фидер N 1 Вл-0,4 кВ ТП 1-2 и документы, свидетельствующие о выполнении предписания от 09.10.2018 N 01-30/1081 в установленный срок, протоколы периодических испытаний электроэнергии, свидетельствующие об устранении нарушений обязательных требований ГОСТ 32144-2013 (при наличии).
В связи с тем, что пункт 13 приказа от 23.09.2019 и требование N 159 от 23.09.2019 документы и сведения до истечения установленного срока (до 28.10.2019) контролирующему органу не представлялись, должностным лицом управления составлены акт проверки от 28.10.2019 N 01-30/1123, согласно которому общество не выполнило в установленный срок требование от 23.09.2019 о представлении образцов продукции, документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и протокол от 28.10.2019 N 01-30/1123-1 о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ЮМТУ Росстандарта в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.33 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 19.33 КоАП РФ непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области порядка управления (осуществление государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Объективной стороной правонарушения является непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
При этом, объективная сторона указанного правонарушения может выражаться как в неправомерных действиях, так и в бездействии лица, обязанного представить определенную информацию в орган государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, но не представившего таких сведений и документов, либо создавшего различные препятствия для получения указанных образцов продукции, документов или сведений уполномоченным государственным органом.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ).
Пунктом 2 Положения о Южном межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Росстандарта от 17.08.2010 N 3053, к полномочиям ЮМТУ Росстандарта отнесены государственный метрологический надзор, контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов.
На основании пункта 66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 19.33 Кодекса, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор.
Таким образом, проверка в отношении общества проведена полномочным органом, и протокол об административном правонарушении от 28.10.2019 составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании, Закон N 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 34 Закона о техническом регулировании органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения; привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
За соблюдением технических регламентов, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из основания для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
На основании части 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы (часть 5 статья 11 Закона N 294-ФЗ).
Судом установлено, общество является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве с 04.08.2006 за ОГРН 1062632029778. Основным видом деятельности общества является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, дополнительным видом деятельности общества является в том числе торговля электроэнергией.
Из материалов дела усматривается, что ПАО "МРСК Северного Кавказа" выдано предписание от 09.10.2018 г. N 01-30/1081, в котором указано нарушение обязательных требований ГОСТ 32144-2013, предписано устранить указанное нарушение в срок до 23.09.2019 г. Предписание от 09.10.208 г. N 01-30/1081 обществом получено (вручено 09.10.2018 нарочным представителю по доверенности Саутиеву А.У.), что подтверждается подписью представителя и заинтересованным лицом не оспаривается. Доказательства обжалования предписания в установленном порядке и (или) признания его недействительным материалы дела не содержат и заинтересованным лицом не представлены.
Так как срок исполнения предписания истек (23.09.2019) ЮМТУ Росстандарта издал приказ от 23.09.2019 г. N 01-30/1123 о проведении в отношении общества внеплановой, выездной проверки.
Внеплановая проверка назначена при наличии на то предусмотренных законом оснований (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), проверяющий уполномоченный орган правомерно запросил у ПАО "МРСК Северного Касказа" документы, необходимые для проведении внеплановой проверки.
Срок проведения проверки установлен до 28.10.2019.
Согласно пункту 13 приказа от 23.09.2019 приведен перечень документов, представление которых юридическим лицом, необходимо для достижения целей и задач проверки, в том числе: - приказ о назначении руководителя юридического лица или доверенность на представителя юридического лица; - приказы о назначении ответственных за качество электрической энергии; - документы, свидетельствующие о выполнении предписания от 09.10.2018 N 01-30/1081 в установленный срок (протоколы периодических и сертификационных испытаний электрической энергии (при наличии), журнал учета проверок в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ.
Однако в установленный приказом и требованием срок (до 28.10.2019), общество документы и сведения, необходимые для проведения проверки, в контролирующий орган не представило. О наличии обстоятельств, препятствующих выполнению указанных требований, о невозможности представления затребованных документов (с указанием причин их непредставления) административному органу в ходе проведения проверки не сообщило.
Таким образом, контролирующий орган был лишен возможности провести внеплановую проверку на предмет исполнения ранее выданного обществу предписания.
Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, вина общества выразилась в невыполнении требований органа государственного контроля о представлении документов и сведений, необходимых для осуществления государственного надзора. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих их исполнению, обществом не приведены.
В материалах дела имеются подтверждения о том, что общество надлежащим образом было уведомлено о проведении административным органом проверки, общество не предприняло никаких мер, не представило контролирующему органу запрашиваемые им сведения и документы, не заявило своих возражений и не представило документы в их обоснование.
Общество имело возможность сообщить контролирующему органу о невозможности исполнения требования управления и представления, запрошенных им документов, в установленный срок с указанием причин невозможности представления запрошенных документов и сведений (в том числе ввиду их отсутствия), что им не сделано.
Внеплановая документарная проверка в отношении общества проведена с соблюдением требований Закона N 294-ФЗ. О предстоящей проверке и необходимости представления документов и сведений, общество заблаговременно извещено.
Суд полагает, что в действиях (бездействиях) общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.33 КоАП РФ, и его вины в совершении данного правонарушения.
Довод общества, о том, что ЮМТУ Росстандарта в рассматриваемом случае не уполномочено для проведения внеплановых проверок и направления требований о предоставлении документов и сведений, отклоняется судом как несостоятельный, поскольку совершенное обществом деяние не только связано с обеспечением населения коммунальными услугами, но и посягает на общественные отношения, складывающиеся в области порядка управления (осуществление государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Доказательств того, что обществом предприняты какие-либо меры по предоставлению истребуемых управлением документов и образцов продукции в нарушение статьи 65 АПК РФ обществом не представлено.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлено судом первой инстанции.
Наказание назначено арбитражным судом в минимальном размере санкции статьи 19.33 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ, а также не установлено оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела.
Таким образом, основания для отмены судебного решения отсуствуют, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.12.2019 по делу N А18-2359/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-2359/2019
Истец: Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта
Третье лицо: ПАО Ингушский филиал "МРСК Северного Кавказа"
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6613/20
22.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-361/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-2359/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-2359/19