г. Краснодар |
|
31 августа 2020 г. |
Дело N А20-4510/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836, ОГРН 1060721063655) - Кештова А.Б. (доверенность от 15.01.2020), в отсутствие представителей федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук (ИНН 0711044830, ОГРН 1030700207230), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, управления делами главы и правительства Кабардино-Балкарской Республики, Федерального агентства научных организаций, государственного казенного лечебно-оздоровительного учреждения "Эльбрус", Махова Арсена Артуровича, общества с ограниченной ответственностью "Гео-Ресурс", местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, государственного учреждения "Аурсентх", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А20-4510/2017, установил следующее.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук (далее - институт) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании реестровой ошибки в сведениях о границах земельных участков площадью 2 147 581 кв. м с кадастровым номером 07:02:3800000:22, расположенного по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, 600 м на запад от водопада Султак, участок N 105, площадью 2 326 930 кв. м с кадастровым номером 07:02:3800000:41, расположенного по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, 300 м на север от водопада Султак, участок N 83, и площадью 2 млн. кв. м с кадастровым номером 07:02:4800000:0001 (07:02:3800000:1), расположенного по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье Малки" (далее - земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1), об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах этих участков, о понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росреестра) к внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах земельного участка площадью 487 270 кв. м с кадастровым номером 07:02:3800000:4, расположенного по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье реки Малки", (далее - земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4) в соответствии с изготовленным кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "Гео-Ресурс" межевым планом от 20.08.2010.
Министерство подало встречный иск о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 981 483 кв. м с кадастровым номером 07.02:0000000:0010, расположенный по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, у реки южная Золка, в урочище "Верховье реки Малки" (далее - земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление Росимущества), управление Росреестра, Федеральное агентство научных организаций, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике (далее - кадастровая палата), управление делами главы и правительства Кабардино-Балкарской Республики (далее - управление делами, глава, правительство), местная администрация Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация района), государственное казенное лечебно-оздоровительное учреждение "Эльбрус", государственное учреждение "Аурсентх" (далее - учреждения "Эльбрус", "Аурсентх"), Махов А.А., общество с ограниченной ответственностью "Гео-Ресурс" (далее - общество).
Решением Арбитражного суд Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018, в удовлетворении основного и встречного исков отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2018 решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу N А20-4510/2017 в части отказа во встречном иске отменено, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики со следующей мотивировкой. Признание отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 могло быть признано надлежащим и единственно возможным способом судебной защиты при условии нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 в фактическом владении Кабардино-Балкарской Республики, интересы которой представляет министерство, и безосновательности государственной регистрации оспариваемого права постоянного (бессрочного) пользования института. Соответствующие обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не установлены.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.10.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020, встречный иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы следующим. Границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 полностью расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:4800000:0001. На момент издания постановления от 30.09.1994 N 228 кабинет министров Кабардино-Балкарской Республики (далее - кабинет министров республики) не обладал полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 07.02:0000000:10. Такими полномочиями наделялись районные администрации. Большая часть выделенных институту земель была изъята у совхозов и колхозов с нарушением порядка их изъятия. Кабардино-Балкарская Республика фактически владеет земельными участками с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1.
Институт обжаловал решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Судами не выполнено указание суда кассационной инстанции о необходимости выявления лица, фактически владеющего земельным участком с кадастровым номером 07.02:0000000:10. Институт не создает материальные объекты. О его фактическом пользовании земельным участком с кадастровым номером 07.02:0000000:10 свидетельствуют платежные документы по уплате земельного налога за период более 10 лет, приказы на командировки, командировочные удостоверения, отчеты о выездах в урочища для проведения научно-исследовательских работ, государственные задания на проведение работ, планы научно-исследовательских работ, отчеты о выполнении государственного задания, научные статьи, размещаемые в научных изданиях, налоговые декларации, пояснительные записки. Администрация района передала учреждениям "Эльбрус", "Аурсентх" обезличенные и не сформированные земельные участки (без проведения межевания и определения местоположения границ). Кабинет министров республики на момент издания постановления от 30.09.1994 N 228 обладал полномочиями по распоряжению землями, из которых образован земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10. Доводы о нарушении прав членов колхоза и работников совхоза не соотносятся с постановлением администрации района от 26.09.2002 N 192 об изъятии для государственных нужд из земель временного пользования сельхозпредприятий, находящихся в границах национального парка в урочище "Верховья реки Малки", 172,4 га земель и их закрепление в составе земельного участка площадью 200 га на праве постоянного пользования за управлением делами главы и правительства. Земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 впервые сформированы в соответствии с земельным законодательством с присвоением кадастровых номеров на основании картографического материала, без фактического проведения кадастровых работ. Сведения о местоположении их границ недостоверны. Фактически земельные участки с кадастровыми номерами 07.02:0000000:10, 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 могут не пересекаться. Суды по заявлению института не применили исковую давность.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что постановлением кабинета министров республики от 30.09.1994 N 228 за правопредшественником института (Кабардино-Балкарским научным центром Российской академии наук) закреплено на праве постоянного пользования 98,1 га земель для создания стационарных площадок по изучению экосистем, оценки негативных тенденций природопользования и выработки предложений по улучшению экологической обстановки и развитию системы особо охраняемых природных территорий. В экспликации земель указаны площади 24,5 га и 24,2 га земель в урочище "Верховье реки Малки", 30,6 га и 18,8 га земель у реки Южная Золка. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Зольского района выдал институту свидетельства от 26.09.1995 на право постоянного пользования земельными участками площадью 48,7 га в урочище "Верховье реки Малки" и площадью 49,4 га у реки Южная Золка с планами участков.
Во исполнение постановления кабинета министров республики от 30.09.1994 N 228 администрацией района издано постановление от 23.08.2006 N 132 о закреплении за институтом на праве постоянного пользования земельного участка общей площадью 98,12 га из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе площадью 38,49 га и 10,93 га у реки Южная Золка в кадастровых кварталах 07:02:2900000, 07:02:2200000 и площадью 48,7 га в урочище "Верховье реки Малки" в кадастровом квартале 07:02:3800000 для создания стационарных площадок для изучения экосистем, оценки негативных тенденций природопользования и выработки предложений по улучшению экологической обстановки и развитию системы особо охраняемых природных территорий.
Земельные участки института внесены в государственный реестр земель кадастрового района 23.08.2006, что подтверждено материалами кадастровых дел Зольского филиала кадастровой палаты. Запись о праве постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.11.2006 на основании постановления администрации района от 23.08.2006 N 132 (свидетельство от 10.11.2016). В состав земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:10 входят земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:4, 07:02:2900000:8, 07:02:2200000:58. Кадастровые сведения о них имеют статус "актуальные, ранее учтенные" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости). Земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 внесен в реестр федерального имущества с указанием на его нахождение в постоянном (бессрочном) пользовании института (выписка из реестра федерального имущества от 12.10.2017). В изготовленном по заказу института в 2010 году кадастровым инженером общества межевом плане приведены сведения о координатах и дирекционных углах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4. Акт согласования границ представителями администрации района и министерства не подписан.
Постановлением правительства от 25.08.2001 N 306 министерству предписано создать на базе существующих республиканских штабов урочищ Аурсентх и Хаймаша государственные унитарные предприятия по обслуживанию инфраструктуры горных пастбищ. Государственный земельный комитет Кабардино-Балкарской Республики должен был подготовить соответствующее землеустроительное дело и представить его на рассмотрение правительства Кабардино-Балкарской Республики. Постановлением правительства от 03.08.2002 N 335 пастбища государственного земельного запаса Зольского и Эльбрусского районов переданы в постоянное (бессрочное) пользование государственным унитарным предприятиям "Аурсентх" и "Хаймаша" с правом предоставления этих земель в аренду. Постановлением правительства от 24.08.2006 N 232-ПП земельные участки, предоставленные региональным государственным унитарным предприятиям и учреждениям, признаны находящимися в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики. Министерству предписано зарегистрировать право собственности Кабардино-Балкарской Республики на эти земли. На основании постановлений правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 N 335, от 24.08.2006 N 232-ПП в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.05.2008 внесены регистрационные записи о праве собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:22.
Постановлением администрации района от 26.09.2002 N 192 из временного пользования сельхозпредприятий в границах Национального парка "Приэльбрусье" в урочище "Верховье реки Малки" для государственных нужд изъято 172,4 га земель. Управлению делами президента и правительства в постоянное пользование предоставлены 200 га земель в урочище "Верховье реки Малки". В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.11.2006 внесена запись о праве собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:1. В кадастровой выписке от 16.06.2015 указано на наличие у кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 07:02:3800000:1 статуса "ранее учтенные". Земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:1 закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за управлением делами главы и правительства (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2015), отнесен к категории земель особо охраняемых территорий, имеет разрешенное использование для рекреационного и оздоровительного назначения и фактически используется учреждением "Эльбрус".
Институт обратился в кадастровую палату с заявлением от 08.07.2011 об уточнении местоположения и границ земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4. Решением от 05.08.2011 кадастровая палата приостановила государственный кадастровый учет, в том числе в связи с выявленным пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 с границами земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:22. В рамках возбужденного Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики дела N А20-3332/2013 по аналогичному встречному иску министерства экспертом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" проведена землеустроительная экспертиза. В заключении от 11.12.2014 содержатся выводы о соответствии фактических границ земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 сведениям изготовленного по заказу института в 2010 году кадастровым инженером общества межевого плана, о полном наложении земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 на земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:4800000:0001. Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.05.2017 по делу N А20-3332/2013 заявление института и встречный иск министерства оставлены без рассмотрения.
На основании распоряжения министерства от 27.06.2008 N 309 с Хаджиевым Юсуфом Хусейновичем на 5 лет заключен договор от 27.06.2008 N 72А аренды земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:22 для ведения отгонного животноводства. Договор расторгнут соглашением сторон от 23.04.2013.
На основании распоряжения министерства от 29.11.2016 N 827 с Маховым Арсеном Артуровичем на 3 года заключен договор от 29.11.2016 N 57А аренды земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:41 для ведения отгонного животноводства. На основании распоряжения министерства от 27.06.2018 N 440 с Кудаевым Шагабаном Жагафаровичем на три года заключен договор от 27.06.2018 N 54А аренды земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:22 для ведения отгонного животноводства.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения министерства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в действовавшей до 01.01.2017 редакции (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определялась как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 5 статьи 1 действующего с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 52 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) разъяснили возможность оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
Иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты и применяется владеющим собственником в отсутствие у него возможности защиты прав посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 7 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" квалифицировал требование о признании права отсутствующим как разновидность требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, на которое исковая давность не распространяется.
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 действовавшего до 01.01.2017 Закона N 122-ФЗ и пункт 1 статьи 69 действующего с 01.01.2017 Закона N 218-ФЗ). Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; далее - Закон N 137-ФЗ).
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс) в качестве одного из оснований отнесения земельных участков к федеральной собственности предусмотрено возникновение такого права при разграничении государственной собственности на землю. Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ). Основаниями государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки Российской Федерации, в силу статей 2, 3 Закона N 101-ФЗ, являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникало право собственности, являлось, в том числе их предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации, а также расположение на них приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации. Действовавший до 01.07.2006 порядок разграничения государственной собственности на землю предусматривал подготовку специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечней земельных участков, на которые, в том числе у Российской Федерации возникало право собственности, их согласование и утверждение Правительством Российской Федерации (статья 6 Закона N 101-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возникает право собственности").
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю"" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Закон N 137-ФЗ дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11, положения статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ являются нормой федерального закона, с момента введения которой в действие соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего публично-правового образования.
Анализ положений части 2 статьи 2, статей 3, 4, 5 Закона N 101-ФЗ, пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.07.2006), а также установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 Порядка распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, позволяет заключить о том, что законодатель дифференцировал основания разграничения права собственности на землю по принадлежности находящихся на земельном участке объектов и по субъектам первоначального права на земельный участок. Предоставление земельного участка федеральному предприятию (учреждению) влечет возможность разграничения государственной собственности на него исключительно в пользу Российской Федерации.
По смыслу положений статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 19.07.2011 N 2178/11, предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению федерального уровня собственности влечет возникновение права собственности Российской Федерации на этот участок в силу закона с 01.07.2006 (соответствующие правовые подходы сформулированы Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.2015 N 302-ЭС14-8088, от 07.12.2015 N 554-ПЭК15).
В пункте 36 постановления Пленумов N 10/22 разъяснена возможность доказывания права собственности при отсутствии его государственной регистрации с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права. При этом факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности.
Статьей 60 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" в действовавшей на момент издания кабинетом министров республики постановления от 30.09.1994 N 228 редакции к компетенции районной администрации относилось предоставление в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков из всех земель в границах района. При этом законодателем допускалось установление исключений из названной нормы. Такое исключение устанавливалось Земельным кодексом Кабардино-Балкарской Республики (от 13.05.1992 N 1117-XII-К), согласно статье 15 которого в ведении Кабардино-Балкарской Республики в области регулирования земельных отношений находились установление границ зоны отгонного животноводства и предоставление земельных участков в зоне отгонного животноводства (пункты 2, 9).
Неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций названных нормативных положений привели к ошибочному выводу о том, что кабинет министров республики на момент издания постановления от 30.09.1994 N 228 не обладал полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 07.02:0000000:10 и что такими полномочиями обладала районная администрация. Относимость части площадью 36,8 га в земельного участка с кадастровым номером 07.02:0000000:10 к пастбищам отражена в экспликации земель, являющейся приложением к постановлению от 30.09.1994 N 228. Таким образом, кабинет министров республики на момент издания постановления от 30.09.1994 N 228 обладал полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 07.02:0000000:10.
Закрепление земельного участка с кадастровым номером 07.02:0000000:10 уполномоченным органом за институтом, являющимся федеральным учреждением, повлекло разграничение государственной собственности на этот участок в пользу Российской Федерации в силу закона с 01.07.2006. До этой даты в отсутствие решения уполномоченного органа о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 в его границах правительство не вправе было образовывать земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 и закреплять их на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственными унитарными предприятиями по обслуживанию инфраструктуры горных пастбищ. Государственный земельный комитет Кабардино-Балкарской Республики при подготовке соответствующего землеустроительного дела, а правительство при его рассмотрении и утверждении должны были учесть названные обстоятельства. Допущенные при образовании земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 нарушения повлекли наложение этих участков на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10, что воспрепятствовало институту в обеспечении уточнения его границ.
Специфика владения земельным участком публично-правовым образованием состоит в том, что ему нет необходимости доказывать факт владения, исключающий возможность владения иных лиц, но достаточно доказать факт наличия свободного доступа на участок. При применении способа защиты в виде признания отсутствующим права (обременения) на земельный участок публичной (государственной) собственности следует учитывать особенности владения земельными участками публичными собственниками, которое не следует отождествлять с фактическим пребыванием на земельном участке (в его границах) органов (служб) соответствующего публичного образования. Институт, не создающий материальные объекты, с учетом специфики его деятельности фактически владеет земельным участком с кадастровым номером 07.02:0000000:10. О таком фактическом владении свидетельствуют в совокупности платежные документы по уплате земельного налога, приказы на командировки работников, их командировочные удостоверения, выезды работников в урочища для проведения научно-исследовательских работ и отчеты об этом, государственные задания на проведение работ, планы научно-исследовательских работ, отчеты о выполнении государственного задания, научные статьи, размещаемые в научных изданиях, налоговые декларации, пояснительные записки. Земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 также не выбывал и не мог выбыть из опосредованного владения Российской Федерации. Заключение в отношении одной его части договоров аренды в целях осуществления отгонного животноводства и использование другой части учреждением "Эльбрус" в рекреационной и оздоровительной деятельности сами по себе утрату институтом и федеральным собственником владения всем участком с кадастровым номером 07.02:0000000:10 не подтверждают.
В деле отсутствуют доказательства использования кем-либо иных частей земельного участка с кадастровым номером 07.02:0000000:10: земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:2900000:8, 07:02:2200000:58.
Распоряжение в 1994 году землями, из которых в последующем образован земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10, кабинетом министров республики, обладавшим соответствующими полномочиями, последовавшее за этим разграничение государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 в пользу Российской Федерации, его нахождение в ее опосредованном владении и в фактическом владении института исключали возможность удовлетворения встречного иска министерства. В случае недостижения сторонами согласия относительно смежных границ земельных участков с кадастровыми номерами 07.02:0000000:10, 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 институт вправе защитить свои права путем инициирования разрешения в суде спора о правах на землю по соответствующему иску. Доводы министерства о нарушении прав членов колхоза и работников совхоза при закреплении за институтом земельного участка с кадастровым номером 07.02:0000000:10 судом кассационной инстанции отклоняются. Министерство не обосновало свои интерес и полномочия в вопросе защиты прав участников коллективно-долевой собственности на землю, возникшей в результате преобразования колхозов и совхозов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 данной статьи.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на общество по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А20-4510/2017 отменить.
В удовлетворении встречного иска министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики отказать.
Взыскать с министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики в пользу федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук 3000 рублей расходов по уплате госпошлины по платежному поручению от 19.05.2020 N 754705.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности.
Статьей 60 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" в действовавшей на момент издания кабинетом министров республики постановления от 30.09.1994 N 228 редакции к компетенции районной администрации относилось предоставление в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков из всех земель в границах района. При этом законодателем допускалось установление исключений из названной нормы. Такое исключение устанавливалось Земельным кодексом Кабардино-Балкарской Республики (от 13.05.1992 N 1117-XII-К), согласно статье 15 которого в ведении Кабардино-Балкарской Республики в области регулирования земельных отношений находились установление границ зоны отгонного животноводства и предоставление земельных участков в зоне отгонного животноводства (пункты 2, 9)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2020 г. N Ф08-9291/18 по делу N А20-4510/2017
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9291/18
20.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2695/18
07.10.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4510/17
30.09.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4510/17
10.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9291/18
23.07.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2695/18
11.05.2018 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4510/17