г. Краснодар |
|
10 декабря 2018 г. |
Дело N А20-4510/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епифановым М.В., при организации видеоконференцсвязи Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики в составе судьи Кочкаровой Н.Ж., при участии в судебном заседании от ответчика - министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836, ОГРН 1060721063655) - Кештова А.Б. (доверенность от 09.01.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике - Бенидзе И.З. (доверенность от 12.01.2018), в отсутствие представителей истца - федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук (ИНН 0711044830, ОГРН 1030700207230), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Ууправления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, управления делами главы и правительства Кабардино-Балкарской Республики, Федерального агентства научных организаций, государственного казенного лечебно-оздоровительного учреждения "Эльбрус", Махова Арсена Артуровича, общества с ограниченной ответственностью "Гео-Ресурс", местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, государственного учреждения "Аурсентх", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук, министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 (судья Хатухов З.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А20-4510/2017, установил следующее.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук (далее - институт) подал в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики иск к министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании реестровой ошибкой в сведениях о границах земельных участков площадью 2 147 581 кв. м с кадастровым номером 07:02:3800000:22, расположенного по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, 600 м на запад от водопада Султак, участок N 105, площадью 2 326 930 кв. м с кадастровым номером 07:02:3800000:41, расположенного по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, 300 м на север от водопада Султак, участок N 83, и площадью 2 млн. кв. м с кадастровым номером 07:02:4800000:0001 (07:02:3800000:1), расположенного по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье Малки" (далее - земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1), об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельных участков, о понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росреестра) к внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах земельного участка площадью 487 270 кв. м с кадастровым номером 07:02:3800000:4, расположенного по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье реки Малка", (далее - земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4) в соответствии с изготовленным кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "Гео-Ресурс" межевым планом от 20.08.2010.
Министерство подало встречный иск о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 981 483 кв. м с кадастровым номером 07.02:0000000:0010, расположенный по адресу (местоположение): Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, у реки южная Золка, урочище "Верховья Малки" (далее - земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Росреестра, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление Росимущества), управление делами главы и правительства Кабардино-Балкарской Республики (далее - управление делами главы и правительства), Федеральное агентство научных организаций (далее - агентство), государственное казенное лечебно-оздоровительное учреждение "Эльбрус" (далее - учреждение "Эльбрус), Махов А.А., общество с ограниченной ответственностью "Гео-Ресурс" (далее - общество), местная администрация Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация района), государственное учреждение "Аурсентх" (далее - учреждение "Аурсентх"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суд Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018, в удовлетворении основного и встречного исков отказано со следующей мотивировкой. Отсутствие обязательного согласования границы земельного участка с правообладателями смежных земельных участков не свидетельствует о наличии кадастровой ошибки. Нарушение порядка выполнения кадастровых работ может повлечь спор о праве. Устранение такого нарушения не может производиться путем исправления реестровой (кадастровой) ошибки. Права института не могут быть восстановлены путем констатации законности (незаконности) кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1. Институт вправе инициировать судебное разрешение существующего спора о праве на пересекающиеся земельные участки. Земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22 и 07:02:3800000:41 министерство сдает в аренду, а земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:1 находится в постоянном (бессрочном) пользовании управления делами главы и правительства и используется в рекреационных и оздоровительных целях учреждением "Эльбрус". Существующий между сторонами спор о правах на земельные участки мог быть разрешен посредством иска об установлении границ участков, который в настоящем деле не заявлен. Настаивая на признании отсутствующим зарегистрированного права института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10, министерство не доказало, что соответствующая запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом. Институтом и министерством избраны ненадлежащие способы защиты нарушенных прав.
Управление Росимущества, министерство, институт обжаловали решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы министерства сводятся к следующему. Уполномоченным органом не принималось решение о закреплении земельного участка с кадастровым номером 07.02:0000000:10 за институтом. Земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4 как часть земельного участка с кадастровым номером 07.02:0000000:0010 налагается на находящиеся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики земельные участки с кадастровыми номерами 02:02:3800000:22, 07:02:4800000:0001, 07:02:3800000:4. Право собственности Кабардино-Балкарской Республики на них возникло ранее закрепления администрацией района земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 за институтом.
В удовлетворении встречного иска отказано необоснованно.
Кассационная жалоба университета мотивирована следующим. Земельный участок с кадастровым номером 07:02:0000000:10, в составе которого значится земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4, закреплен за институтом на праве постоянного (бессрочного) пользования кабинетом министров Кабардино-Балкарской Республики в 1994 году. Границы землепользования определены. Запись о праве постоянного (бессрочного) пользования института земельным участком с кадастровым номером 07:02:0000000:10 внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный участок находится в собственности Российской Федерации. При проведении в 2010 году по заказу института кадастровых работ в целях уточнения границ землепользования выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 на смежные земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:1. Деятельность института связана непосредственно с использованием земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 для мониторинга и научно-практических исследований. Институт исправно уплачивает налог на землю. Земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4 земельный участок из фактического владения института не выбывал. При формировании земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:48000001 неверно определены координаты характерных точек их границ. Судебными актами по делу N А32-3332/2013 установлено, что при проведении в 2008 году кадастровых работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:48000001 сведения о смежных земельных участках не запрашивались, согласование границ со смежными землепользователями не проводилось. Указанные нарушения повлекли неверное определение местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:48000001. Институтом избран надлежащий способ защиты права.
Управление Росимущества в своей кассационной жалобе привело следующие доводы. Результаты проведенной в рамках дела N А20-3332/2013 землеустроительной экспертизы не опровергнуты и признаны министерством. При проведении землеустроительных работ неверно описаны границы земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:48000001. Фактическое местоположение этих границ не соответствует сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
В сложных природных условиях высокогорья землеустроительные работы проведены без выезда на место в отсутствие графического изображения земельного участка, находящегося в пользовании института. Институт фактически использует земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4, границы которого после 1994 года не изменялись. В рассматриваемом случае имеет место реестровая ошибка, допущенная при описании границ земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:48000001.
Управление Росимущества в отзыве на кассационные жалобу указывает на обоснованность доводов кассационной жалобы института и отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы министерства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей министерства и управления Росимущества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 подлежащими частичной отмене, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что постановлением Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.1994 N 228 за Кабардино-Балкарским научным центром Российской академии наук закреплено на праве постоянного пользования 98,1 га земель для создания стационарных площадок по изучению экосистем, оценки негативных тенденций природопользования и выработки предложений по улучшению экологической обстановки и развитию системы особо охраняемых природных территорий. В приложенной к постановлению экспликации земель указаны 24,5 га и 24,2 га земель в урочище "Верховье реки Малки", 30,6 га и 18,8 га земель у реки Южная Золка. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Зольского района выдал институту свидетельства от 26.09.1995 на право постоянного пользования земельными участками площадью 48,7 га в урочище "Верховье реки Малки" и площадью 49,4 га у реки Южная Золка с планами участков.
Во исполнение постановления Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.1994 N 228 администрация района издала постановление от 23.08.2006 N 132 о предоставлении институту в постоянное пользование земельного участка общей площадью 98,12 га из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 38,49 га и 10,93 га, расположенных у реки Южная Золка в кадастровых кварталах 07:02:2900000, 07:02:2200000, и 48,7 га в урочище "Верховья Малки" в кадастровом квартале 07:02:3800000, для создания стационарных площадок для изучения экосистем, оценки негативных тенденций природопользования и выработки предложений по улучшению экологической обстановки и развитию системы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки института внесены в государственный реестр земель кадастрового района 23.08.2006, что подтверждено материалами кадастровых дел Зольского филиала кадастровой палаты.
Запись о праве постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.11.2006 на основании постановления администрации района от 23.08.2006 N 132 (свидетельство от 10.11.2016). В состав земельного участка с кадастровым номером 07:02:0000000:10 входят земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:4, 07:02:2900000:8, 07:02:2200000:58. Кадастровые сведения о них имеют статус "актуальные, ранее учтенные" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости). Земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 внесен в реестр федерального имущества с указанием на его нахождение в постоянном (бессрочном) пользовании института (выпиской из реестра федерального имущества от 12.10.2017).
В изготовленном по заказу института в 2010 году кадастровым инженером общества межевом плане приведены сведения о координатах, дирекционных углах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4. Акт согласования границ представителями администрации района и министерства не подписан.
На основании постановлений правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 N 335, от 24.08.2006 N 232-ПП в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.05.2008 внесены регистрационные записи о праве собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:22. Постановлением администрации района от 26.09.2002 N 192 из временного пользования сельхозпредприятий в границах Национального парка в урочище "Верховья Малки" для государственных нужд изъято 172,4 га земель. Управлению делами президента и правительства в постоянное пользование предоставлены 200 га земель в урочище "Верховья Малки". В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.11.2006 внесена запись о праве собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:1. В кадастровой выписке от 16.06.2015 указано на наличие у кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 07:02:3800000:1 статуса "ранее учтенные".
Институт обратился в кадастровую палату с заявлением от 08.07.2011 об уточнении местоположения и границ земельного участка участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4. Решением от 05.08.2011 кадастровая палата приостановила государственный кадастровый учет, в том числе в связи с выявленным пересечением границ земельного участка участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4 с границами земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:22.
В рамках возбужденного Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики дела N А20-3332/2013 по аналогичному заявлению института и аналогичному встречному иску министерства экспертом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" проведена землеустроительная экспертиза. В заключении от 11.12.2014 содержатся выводы эксперта о соответствии фактических границ земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 сведениям изготовленного по заказу института в 2010 году кадастровым инженером общества межевого плана, о полном наложении земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 на земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:4800000:0001 на площадях 37,65 га, 0,24297 га и 10,83 га соответственно. Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.05.2017 по делу N А20-3332/2013 заявление института и встречный иск министерства оставлены без рассмотрения.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения института и министерства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В пункте 3 совместного постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) применительно к названным процессуальным нормам сформулированы разъяснения, согласно которым сделанный судом на стадии принятия иска вывод об избрании заявителем способа защиты, не обеспечивающего восстановление нарушенного права, не препятствует принятию искового заявления к производству. Ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Аналогичный подход ранее приводился в постановлении от 16.11.2010 N 8467/10, в котором Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что при разрешении спора суд не связан правовым обоснованием иска, определение правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, входит в компетенцию суда, суды должны самостоятельно определять характер спорного правоотношения, а также нормы законодательства, подлежащие применению. Такой подход применим не только к случаям подачи исков в защиту права собственности и других вещных прав. При заявлении не применимых в сложившейся ситуации требований, при незаявлении уместного при приводимых заявителем и установленных судом фактических обстоятельствах иска, при юридической оценке сторонами фактов, противоречащей нормативным положениям, суд вправе решить спор, исходя из иной правовой квалификации отношений. Такой подход способствует процессуальной экономии и препятствует предъявлению серии исков, направленных на разрешение, по существу, одного спора. Аналогичные разъяснения даны в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в действовавшей до 01.01.2017 редакции (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определялась как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 5 статьи 1 действующего с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В пунктах 2, 52, 56 постановления Пленумов N 10/22 разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении границ земельного участка. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Согласно статьям 1, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в действовавшей до 01.01.2017 редакции (далее - Закон N 221-ФЗ), кадастровым учетом признавалось внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Аналогичные положения содержатся в пункте 7 статьи 1, пунктах 8, 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ.
Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. В постановлении от 03.12.2013 N 8410/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого это лицо намерено уточнить. Удовлетворение заявления о признании незаконными действий кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет смежного земельного участка и о ее понуждении к аннулированию в государственном кадастре недвижимости записи о таком земельном участке в связи с имеющимся наложением на земельный участок заявителя неправомерно.
Частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ реестровая ошибка определена как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся, в частности в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы. Такая ошибка подлежит исправлению либо по решению государственного регистратора прав, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Применительно к аналогичным нормам, содержавшимся в Законе N 221-ФЗ, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.09.2013 N 6002/2013 сформулировал правовой подход, согласно которому при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. В постановлении от 22.03.2011 N 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости у всех его зарегистрированных правообладателей. Истцом по делу об исправлении кадастровой ошибки является правообладатель земельного участка, а ответчиками - орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения, разъяснения и правовые позиции высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем. В связи с полным наложением на кадастровой карте (плане) территории земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 на земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:1 и наличием между институтом и министерством неразрешенного спора о праве на использование конкретной (физической) территории такой спор не мог быть разрешен путем исправления реестровой ошибки. Такое исправление, неминуемо влекущее за собой прекращение зарегистрированного права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1, противоречило бы норме части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, которой допускается исправление реестровой ошибки только в случае, если такое исправление не вызовет названные последствия. Полное наложение земельных участков исключало возможность установления смежной границы между ними по координатам характерных точек в целях устранения неопределенности в ее прохождении, поскольку удовлетворение иска министерства должно было привести к полному исключению сведений о принадлежащем Российской Федерации и институту земельном участке с кадастровым номером 07:02:3800000:4 из Единого государственного реестра недвижимости. Избранный институтом способ судебной защиты в рассматриваемом случае не мог обеспечить восстановление прав института и является ненадлежащим. Основания для удовлетворения заявления института отсутствуют.
Вместе с тем, в отсутствие возможности защиты нарушенных прав посредством иска об установлении смежной границы между земельными участками иск министерства о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 мог быть признан надлежащим и единственно возможным способом судебной защиты при условии нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 в фактическом непосредственном или опосредованном владении Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства и безосновательности государственной регистрации оспариваемого права постоянного (бессрочного) пользования института. Соответствующие обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не установлены, а суд кассационной инстанции на это не уполномочен.
Названные недостатки препятствуют суду кассационной инстанции признать соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы о возможности разрешения существующего между сторонами спора о правах на земельные участки только посредством иска об установлении их общих границ, о недоказанности нарушения регистрационной записью о праве постоянного (бессрочного) пользования института прав министерства и возможности их защиты иным способом, об избрании министерством ненадлежащего способа защиты нарушенных прав.
Суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. Направление дела на новое рассмотрение в данном случае обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (статья 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу N А20-4510/2017 в части отказа в удовлетворении первоначального иска оставить без изменения.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу N А20-4510/2017 отменить.
Дело N А20-4510/2017 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения, разъяснения и правовые позиции высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем. В связи с полным наложением на кадастровой карте (плане) территории земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 на земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:1 и наличием между институтом и министерством неразрешенного спора о праве на использование конкретной (физической) территории такой спор не мог быть разрешен путем исправления реестровой ошибки. Такое исправление, неминуемо влекущее за собой прекращение зарегистрированного права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1, противоречило бы норме части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, которой допускается исправление реестровой ошибки только в случае, если такое исправление не вызовет названные последствия. Полное наложение земельных участков исключало возможность установления смежной границы между ними по координатам характерных точек в целях устранения неопределенности в ее прохождении, поскольку удовлетворение иска министерства должно было привести к полному исключению сведений о принадлежащем Российской Федерации и институту земельном участке с кадастровым номером 07:02:3800000:4 из Единого государственного реестра недвижимости. Избранный институтом способ судебной защиты в рассматриваемом случае не мог обеспечить восстановление прав института и является ненадлежащим. Основания для удовлетворения заявления института отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2018 г. N Ф08-9291/18 по делу N А20-4510/2017
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9291/18
20.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2695/18
07.10.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4510/17
30.09.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4510/17
10.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9291/18
23.07.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2695/18
11.05.2018 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4510/17