Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2018 г. N Ф08-9291/18 настоящее постановление изменено
г. Ессентуки |
|
23 июля 2018 г. |
Дело N А20-4510/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пучиновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук,
Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики
и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 по делу N А20-4510/2017 (судья З.А. Хатухов)
по иску федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук (ОГРН 1030700207230, ИНН 0711044830),
к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1060721063655, ИНН 0721017836),
о признании сведений о границах земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости, реестровой ошибкой; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков; внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах земельного участка истца,
встречному иску Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики
к федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук
о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, Управление делами Главы и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Федеральное агентство научных организаций, государственное казенное лечебно-оздоровительное учреждение "Эльбрус" Управления делами Главы и Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Махов Арсен Артурович, ООО "Гео-Ресурс", местная администрация Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, государственное учреждение "Аурсентх", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике,
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук (далее - институт) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) со следующими требованиями:
- признать сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами: 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001 (актуальный номер 07:02:3800000:1), расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье реки Малка", внесенные в государственный кадастр недвижимости, реестровой ошибкой и исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о местонахождении границ указанных земельных участков;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росреестра по КБР) внести в ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье реки Малка", согласно сведениям, содержащимся в межевом плане от 20.08.2010, изготовленном кадастровым инженером ООО "Гео-Ресурс" А.Ю. Ведренниковым.
Определением от 02.02.2018 суд принял к рассмотрению встречное исковое заявление министерства о признании отсутствующим зарегистрированного в ЕГРН права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:0010, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 981 483 кв. м, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, у реки южная Золка, урочище "Верховья Малки", установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по КБР, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росимущества в КБР), Управление делами Главы и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Федеральное агентство научных организаций, государственное казенное лечебно-оздоровительное учреждение "Эльбрус" Управления делами Главы и Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Махов Арсен Артурович, общество с ограниченной ответственностью "Гео-Ресурс", местная администрация Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, государственное учреждение "Аурсентх", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 в удовлетворении основного и встречного исков отказано.
В апелляционных жалобах институт и Управление Росимущества в КБР просят отменить решение суда в части первоначальных требований и удовлетворить их, указывая на то, что судом не исследованы все обстоятельства по делу, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Так, заявители считают, что земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4 входит в состав земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером 07.02:0000000:0010, который предоставлен институту в постоянное пользование постановлением Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.1994 N 228. Институту выданы соответствующие свидетельства согласно действовавшему в тот период законодательству. Во исполнение указанного постановления, в целях постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, местной администрацией Зольского района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация района) издано постановление от 23.08.2006 N 132 о предоставлении этих же земель институту в постоянное пользование. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 23.08.2006. Государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:0010 произведена 02.11.2006. В 2010 году по заказу института кадастровым инженером ООО "Гео-Ресурс" А.Ю. Ведренниковым выполнены кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4. Однако кадастровая палата отказала во внесении уточненных сведений в государственный кадастр в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами: 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001 (актуальный номер 07:02:3800000:1), находящихся в собственности Кабардино-Балкарской Республики, при этом наложение имеет место по всей площади участка института. По мнению института, земельные участки ответчика сформированы без учета существующего участка института. В качестве доказательств владения своим участком институт представил документы о проведенных научных исследованиях на землях работниками института и об уплате земельного налога. Институт указал, что его право возникло на законных основаниях, спорный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и не выбывал из его владения с 1994 года.
Апелляционная жалоба министерства свидетельствует о несогласии с выводами суда в части отказа в удовлетворении встречных требований. Министерство считает, что предоставление в пользование институту земельного участка является недействительной сделкой. По мнению министерства, Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики не имел полномочий по предоставлению земельных участков, поскольку в силу статьи 23 Земельного кодекса РСФСР с учетом Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" такие полномочия делегированы соответствующим местным администрациям. Администрация района также не имела правовых оснований для выделения земельного участка институту 23.08.2006, так как ранее земельные участки в том же месте уже были выделены Кабардино-Балкарской Республике. В качестве доказательств владения своими земельными участками министерство представило документы о сдаче их в аренду. Поскольку право института зарегистрировано как единое землепользование с кадастровым номером 07.02:0000000:0010 (включающее участок с номером 07:02:3800000:4), министерство оспаривает зарегистрированное право в целом.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из обстоятельств дела видно, что 30.09.1994 Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики принял постановление N 228 о предоставлении Кабардино-Балкарскому научному центру Российской академии наук в постоянное пользование 98,1 га земель согласно приложению, для создания стационарных площадок по изучению экосистем, оценки негативных тенденций природопользования и выработки предложений по улучшению экологической обстановки и развитию системы особо охраняемых природных территорий. В приложении к постановлению приведена экспликация предоставляемых земель, включающих: земли долгосрочного пользования совхоза Былымский в урочище Верховье реки Малки - 24,5 га, земли долгосрочного пользования совхоза Каменномостский в урочище Верховье реки Малки - 24,2 га, земли постоянного пользования МРПО "Дженальскагропромхимия" (у реки Южная Золка) - 30,6 га, земли постоянного пользования колхоза Ошхамахо (у реки Южная Золка) - 18,8 га (т. 1, л.д. 105, 106).
26.09.1995 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Зольского района выдал институту два свидетельства на право собственности на землю, в подтверждение права постоянного пользования на земельный участки: площадью 48,7 га в урочище "Верховье реки Малки" и площадью 49,4 га у реки Южная Золка, АО "Дженальскагропромхимия"; к свидетельствам прилагаются планы участков (т. 1, л.д. 108-113).
Во исполнение указанного постановления Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики администрация района издала постановление от 23.08.2006 N 132 о предоставлении институту в постоянное пользование земельный участок общей площадью 98,12 га из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 38,49 га и 10,93 га, расположенных у реки Южная Золка в кадастровых кварталах 07:02:2900000 и 07:02:2200000 соответственно, и 48,7 в урочище "Верховья Малки" в кадастровом квартале 07:02:3800000, для создания стационарных площадок для изучения экосистем, оценки негативных тенденций природопользования и выработки предложений по улучшению экологической обстановки и развитию системы особо охраняемых природных территорий (т. 1, л.д. 19).
23.08.2006 земельные участки института внесены в государственный реестр земель кадастрового района, что подтверждается кадастровыми делами Зольского филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кабардино-Балкарской Республике.
02.11.2006 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:0010 общей площадью 981 483 кв. м на основании постановления администрации района от 23.08.2006 N 132, что подтверждается свидетельством от 10.11.2016 (т. 1, л.д. 107).
В соответствии с выпиской из ЕГРН в состав земельного участка площадью 981 483 +/- 8 668 кв. м с кадастровым номером 07:02:0000000:10 (единое землепользование) входят земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:4, 07:02:2900000:8, 07:02:2200000:58; дата присвоения кадастрового номера - 23.08.2006; сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные" (т. 1, л.д. 20, 21).
Земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:0010, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании института, внесен в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из названного реестра от 12.10.2017 (т. 1, л.д. 102, 103).
В 2010 году по заказу института кадастровым инженером ООО "Гео-Ресурс" А.Ю. Ведренниковым выполнены кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 (в разделе "Сведения о заказчике кадастровых работ" указана дата 27.08.2010). В межевом плане приведены сведения о характерных точках границ земельного участка (координаты, дирекционные углы и др.). Акт согласования границ земельного участка не содержит подписей представителей администрации района и министерства (т. 1, л.д. 82-89).
Между тем, Правительством Кабардино-Балкарской Республики изданы постановления: от 03.08.2002 N 335 "О предоставлении земель государственным унитарным предприятиям "Аурсентх" и "Хаймаша" в зоне отгонного животноводства" (с прилагаемой экспликацией земель) и от 24.08.2006 N 232-ПП "О землях, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики" (с прилагаемым перечнем земель, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики).
На основании указанных постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.05.2008 внесены записи регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельные участки:
- с кадастровым номером 07:02:3800000:41 площадью 2 326 930 кв. м, по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, 300 м на север от водопада Султак (участок N 83);
- с кадастровым номером 07:02:3800000:22 площадью 2 147 581 кв. м, по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, 600 м на запад от водопада Султак (участок N 105).
26.09.2002 администрацией района издано постановление N 192 об изъятии из земель временного пользования сельхозпредприятий, находящихся в границах Национального парка в урочище "Верховья Малки" Зольского района, 172,4 га для государственных нужд и предоставлении в постоянное пользование Управлению делами Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики земельного участка площадью 200 га в урочище "Верховья Малки".
На основании названного постановления администрации района, а также Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.11.2006 внесена запись регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:1 (предыдущий - 07:02:480000:0001) площадью 2 000 000 кв. м, по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье Малки". Согласно кадастровой выписке об указанном земельном участке от 16.06.2015 сведения государственного кадастра недвижимости имеют статус "ранее учтенные".
08.07.2011 институт обратился в федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кабардино-Балкарской Республике для уточнения местоположения и границ земельного участка участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4. Решением от 05.08.2011 кадастровая палата приостановила государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с ненадлежащим оформлением представленных документов, а также в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:22.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.07.2013 принято исковое заявление института к министерству об обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кабардино-Балкарской Республике исправить кадастровую ошибку и внести сведения в государственный кадастр недвижимости; возбуждено производство по делу N А20-3332/2013. Впоследствии институт уточнил иск и заявил требования, аналогичные исковым требованиям в настоящем деле, а министерство заявило встречный иск, идентичный иску в настоящем деле.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.04.2014 по делу N А20-3332/2013 назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Б.Б. Бавокову, работнику ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"; перед экспертом поставлены следующие вопросы:
- соответствуют ли фактические границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 сведениям о местоположении границ, содержащимся в межевом плане от 20.08.2010, изготовленном кадастровым инженером ООО "ГеоРесурс" А.Ю. Ведренниковым?
- определить, накладываются ли границы исследуемого земельного участка на границу соседнего земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:22; если да, то какова площадь такого наложения?
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 11.12.2014 фактические границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 соответствуют сведениям о местоположении границ, содержащимся в межевом плане от 20.08.2010, изготовленном кадастровым инженером ООО "ГеоРесурс" А.Ю. Ведренниковым (при этом в заключении указано, что его границы не обозначены на местности). Эксперт пришел к выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 накладываются на границы земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001; площадь наложения составляет 37,65 га, 2 429,7 кв. м и 108 300 кв. м соответственно. Как следует из схем, составленных экспертом, земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4 полностью перекрывается названными частями земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001 (т. 1, л.д. 22-32).
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.05.2017 по делу N А20-3332/2013 исковые заявления института и министерства оставлены без рассмотрения на основании пункта 9 части 1 статьи 148 АПК РФ (истец повторно не явился в судебное заседание, в том числе по вызову суда, и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу).
Поскольку оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке, институт повторно обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, а министерство заявило встречный иск.
При рассмотрении спора суд правомерно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Сведения о местоположении границы земельного участка вносятся в ЕГРН, а ранее - в государственный кадастр недвижимости (ГКН), на основании документа, составленного по результатам выполнения кадастровых работ (межевого плана, межевого дела или землеустроительного дела, в состав которого входило описание земельного участка).
Применительно к этим сведениям ошибкой в документе, на основании которого они вносились в ГКН (т.е. кадастровой ошибкой), могут быть опечатки, ошибки в вычислениях или измерениях и т.п., повлекшие расхождение между указанными в межевом плане (межевом или землеустроительном деле) значениями координат характерных точек границ земельного участка и истинным местоположением этих точек в пространстве.
Отсутствие обязательного согласования границы земельного участка с правообладателями смежных земельных участков (статья 39 Закона N 221-ФЗ) не является кадастровой ошибкой, а означает нарушение порядка выполнения кадастровых работ (часть 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) и, в том числе, может быть следствием или повлечь спор о праве. Устранение судом подобного нарушения не может производиться в порядке процедуры исправления реестровой (кадастровой) ошибки.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Аналогичные положения содержались в части 3.1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2016.
Согласно часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 названной статьи).
В силу части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН не более чем на пять процентов (части 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Исходя из положений указанного пункта, суд вправе сделать выводы о допущенном регистрирующем органе нарушении только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество. Устранение пересечения путем исправления реестровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или о границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка.
Исключение из ЕГРН сведений о земельном участке влечет прекращение его существования как объекта прав, а внесение в ЕГРН изменений в сведения о местоположении границ земельного участка - изменение прав на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик.
Суд правомерно пришел к выводу о том, что заявленные по настоящему делу требования не могут быть удовлетворены путем только констатации законности или незаконности кадастрового учета в отношении спорных земельных участков. Институт может защитить свои права путем разрешения споров о праве (о границах) в отношении пересекающихся земельных участков с их правообладателями.
По смыслу статьи 201 АПК РФ требование о возложении обязанности на Управление Росреестра по КБР по внесению сведений в ЕГРН может быть удовлетворено судом только при условии незаконного отказа или бездействия названого Управления.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований института, поскольку в рассматриваемом случае имеется спор о праве, в связи с чем, институтом избран ненадлежащий способ защиты.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки считаются объектами земельных отношений и вводятся в гражданский оборот с момента их кадастрового учета. Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22 и 07:02:3800000:41 министерство сдает в аренду. Так, на основании распоряжения министерства от 27.06.2008 N 309, договора от 27.06.2008 N 72А, по акту приема-передачи от 27.06.2008 министерство предоставило земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:22 в аренду Хаджиеву Юсуфу Хусейновичу на 5 лет; договор исполнен, что подтверждается платежными документами о внесении арендной платы, и расторгнут соглашением сторон от 23.04.2013. На основании распоряжения министерства от 29.11.2016 N 827, договора от 29.11.2016 N 57А, по акту приема-передачи от 29.11.2016 министерство предоставило земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:41 в аренду Махову Арсену Артуровичу на 3 года.
Земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:1 находится в постоянном (бессрочном) пользовании Управления делами Главы и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, что подтверждается, в том числе, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2015 (т. 1, л.д. 116); отнесен к категории земель особо охраняемых территорий, с разрешенным использованием "для рекреационного и оздоровительного назначения", и фактически используется государственным казенным лечебно-оздоровительным учреждение "Эльбрус" названного Управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Принадлежащие сторонам земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат судебной защите в полном объеме способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
По смыслу Закона о кадастре установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
По смыслу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 АПК РФ судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что, вопреки возражениям сторон, между сторонами имеется спор по границам земельных участков, однако соответствующие требования в настоящем деле заявлены не были.
В свою очередь, избранный министерством такой способ защиты права как признание права или обременения отсутствующим является экстраординарным способом защиты права и применяется только тогда, когда нарушенное право не может быть защищено другими способами, названными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и иных нормах закона.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права, истец должен доказать, что запись в Едином государственном реестре прав нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом.
Несогласие апеллянтов с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 по делу N А20-4510/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4510/2017
Истец: ФГБУ науки Институт экологии горных территорий Кабардино-Балкарского научного центра РАН
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений КБР
Третье лицо: Госудоственное Лечебно-оздоровительное учреждение "Эльбрус", ГУ "Аурсентх", Махов А.А., Местная администрация Зольского муниципального района КБР, ООО "Гео-Ресурс", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, ТУ Росимущество в КБР, Управление делами Главы и Правительства КБР, УФРС России по КБР, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по КБР, Федеральное агенство научных организаций России, Куважуков Сафарбий Мисостович, Недугов Николай Александрович, Ногмов Руслан Мухамедович
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9291/18
20.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2695/18
07.10.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4510/17
30.09.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4510/17
10.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9291/18
23.07.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2695/18
11.05.2018 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-4510/17