г. Краснодар |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А63-18629/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Амаева Джамбулата Магомедовича - (ИНН 263506691440, ОГРНИП 309263519600069) - Шведова С.В. (доверенность от 18.01.2019), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - комитета градостроительства администрации города Ставрополя (ИНН 2634064833, ОГРН 1052600294064) и третьего лица - администрации города Ставрополя, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу комитета градостроительства администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по делу N А63-18629/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Амаев Джамбулат Магомедович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд к комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия комитета, отказавшего в переводе жилого помещения - жилого дома, общей площадью 301,8 кв. м, литера "Б", инвентарный номер 11135, этажность 2, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 8-го Марта, д. 85, в нежилое;
- обязать комитет принять решение о переводе жилого помещения - жилого дома, общей площадью 301,8 кв. м, литера "Б", инвентарный номер 11135, этажность 2, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 8-го Марта, д. 85, в нежилое.
Заявление основано на положениях статей 23, 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), статьей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Требования мотивированы незаконностью решения комитета об отказе в переводе жилого дома, принадлежащего предпринимателю на праве собственности, в нежилое помещение. Решение уполномоченного органа об отказе в переводе помещения нарушает права (интересы) предпринимателя на размещение в нем объекта торговли (магазина).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на предмет спора привлечена администрация города Ставрополя (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.02.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ комитета от 27.06.2019 N 46, на уполномоченный орган возложена обязанность принять решение о в переводе жилого помещения в нежилое.
Суды установили, что предприниматель является собственником объекта недвижимого имущества - жилого дома общей площадью 301,8 кв. м, литера "Б", инвентарный номер 11135, этажность 2, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 8 Марта, дом 85. Право собственности на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (серия 26-АИ 373572). Жилой дом расположен на земельном участке площадью 380 кв. м с кадастровым номером 26:12:011205:135, принадлежащем предпринимателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 26-АЕ N 964259 и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, магазины, то есть допускает возможность использования его для размещения магазина. Предприниматель 29.04.2019 на основании статьи 23 Жилищного кодекса обратился в комитет с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое, а также о выдаче соответствующего уведомления о переводе, к которому приложены необходимые документы. Уведомлением от 27.06.2019 комитет отказал в переводе помещения из жилого в нежилое, который мотивирован следующим. Предпринимателем не представлен проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, не соблюдены нормы для доступа маломобильных групп населения, отсутствует согласование изменения фасада здания с главным архитектором города Ставрополя. Ссылаясь на незаконность решения комитета об отказе в переводе помещения, предприниматель оспорил его в арбитражном суде по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 22 - 24 Жилищного кодекса, статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Суды установили, что предприниматель обратился с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое в надлежащий (полномочный) муниципальный орган, представив пакет документов, необходимый и достаточный для принятия решения о переводе, что подтверждается распиской от 29.04.2019. Требовать представления иных документов орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе в силу запрета, установленного частью 3 статьи 23 Жилищного кодекса. В состав документов поданных на перевод помещения входил проект помещения, расположенного в г. Ставрополе по ул. 8 Марта, 85. Уведомлений комитета о необходимости предоставления иных документов для решения вопроса о переводе помещения предприниматель также не получал. Техническим заключением экспертизы судебно-экспертной лаборатории АНО НЭКС от 08.07.2019 N 641/107/19Э подтверждено, что жилой дом общей площадью 301,8 кв. м по адресу: г. Ставрополь, ул. 8 Марта, д. 85, соответствует предъявляемым к нежилым зданиям требованиям, в том числе градостроительным нормативам, требованиям пожарной безопасности. Реконструкция объекта не требуется. Перевод жилого дома, принадлежащего предпринимателю, не требует изменения его фасада. Жилой дом предпринимателя не расположен рядом с проезжей частью улиц, что подтверждается ситуационной схемой имеющейся в проекте, дом не является доминантным объектом строительства. Поэтому согласование архитектурно-градостроительного облика здания, предусмотренного постановлением администрации от 30.03.2017 N 526, также не требуется. Следовательно, требование комитета о необходимости оформления паспорта наружной отделки фасада и его согласования с главным архитектором города Ставрополя является необоснованным. Проектной документацией предусмотрена организация мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения (раздел 3 указан в пояснительной записке). Следовательно, согласование архитектурно-градостроительного облика здания, предусмотренного постановлением администрации от 30.03.2017 N 526, не требуется. Требования пожарной безопасности выполнены в полном объеме, что также подтверждается проектной документацией. Исходя из установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводам о незаконности решения комитета от 27.06.2019 и наличии оснований для удовлетворения требований предпринимателя. Расходы по оплате государственной пошлины распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
Комитет обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В представленном заявителем проекте отсутствовали: перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасностью, раздел АР "Фасады", согласование изменения фасада здания с главным архитектором города Ставрополя. Также в представленной документации не соблюдены нормы для доступа маломобильных групп населения. Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87. Приказом комитета от 30.03.2012 N 66-од утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое, а также выдача соответствующих решений о переводе или об отказе в переводе". В названном приказе (в актуальной его редакции) приведены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Постановлением администрации от 30.03.2017 N 526 (действующим на момент обращения за услугой) был утвержден Порядок принятия решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика здания, строения и сооружения на территории муниципального образования города Ставрополя. В соответствии с данным постановлением для получения разрешения на изменение фасада гражданин обращается в комитет с заявлением. В результате проверки представленных заявителем документов в рамках осуществления муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое, выявлено, что разрешение на изменение фасада среди них отсутствует, проектная документация с главным архитектором города Ставрополя не согласована. Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 08.06.2015 N 14-06249/15@ изменение наименования здания или сооружения может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого здания или сооружения), а также в связи с изменением назначения такого объекта. Документами, на основании которых возможно изменение наименования здания или сооружения, являются: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в случае изменения наименования здания или сооружения в связи с их реконструкцией, а также изменения назначения здания или сооружения в связи с их реконструкцией либо когда требуется проведение реконструкции); акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае изменения наименования здания или сооружения либо наименования и назначения здания или сооружения, не связанного с их реконструкцией); решение собственника (в случае изменения наименования здания или сооружения, когда не требуется их реконструкция и оно не связано с изменением назначения здания или сооружения). Таким образом, судами неполно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, приведенные в мотивировочной части судебных актов, не соответствуют обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы гражданского законодательства и нарушены нормы арбитражного процессуального законодательства.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, доводы жалобы комитета основаны на неправильном толковании норм материального права, они направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судами первой и апелляционной инстанций. Эти доводы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судов, опровергали бы выводы судебных актов. При разрешении спора судами установлено, что предпринимателем в уполномоченный орган предоставлены все документы, предусмотренные частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса, что подтверждается распиской от 29.04.2019. Вывод судебных инстанций о том, что согласование архитектурно-градостроительного облика здания, предусмотренного постановлением администрации от 30.03.2017 N 526, не требовалось, является правильным. Жилой дом предпринимателя не расположен рядом с проезжей частью улиц, что подтверждается ситуационной схемой имеющейся в проекте.
В судебном заседании представитель предпринимателя возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, предприниматель является собственником объекта недвижимого имущества - жилого дома общей площадью 301,8 кв. м, литера "Б", инвентарный номер 11135, этажность 2, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 8 Марта, дом 85. Право собственности на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (серия 26-АИ 373572).
Жилой дом расположен на земельном участке площадью 380 кв. м с кадастровым номером 26:12:011205:135, принадлежащем предпринимателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 26-АЕ N 964259 и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, магазины.
Предприниматель 29.04.2019 обратился в комитет с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое, а также о выдаче соответствующего уведомления о переводе, к которому приложены необходимые документы.
Уведомлением от 27.06.2019 комитет отказал в переводе помещения из жилого в нежилое, который мотивирован следующим. Предпринимателем не представлен проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, не соблюдены нормы для доступа маломобильных групп населения, отсутствует согласование изменения фасада здания с главным архитектором города Ставрополя.
Ссылаясь на незаконность решения комитета об отказе в переводе помещения, предприниматель оспорил его в арбитражном суде по правилам главы 24 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
При рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли такое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Жилой дом относится к жилым помещениям (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса).
Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством (пункт 3 статьи 288 Гражданского кодекса).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 22 Жилищного кодекса).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (часть 2 статьи 22 Жилищного кодекса).
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение урегулирован в статье 23 Жилищного кодекса. Такой перевод осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник (уполномоченное им лицо) в орган, осуществляющий перевод помещений, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг предоставляет заявление о переводе помещения с приложением следующих документов: правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Заявитель вправе не представлять план переводимого помещения с его техническим описанием и поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в ЕГРН, правоустанавливающие документы на переводимое помещение. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в ЕГРН; план переводимого помещения с его техническим описанием (для жилого переводимого помещения - технический паспорт); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (часть 2.1 статьи 23 Жилищного кодекса).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы (часть 3 статьи 23 Жилищного кодекса).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (часть 4 статьи 23 Жилищного кодекса).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение (часть 5 статьи 23 Жилищного кодекса).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (часть 6 статьи 23 Жилищного кодекса).
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (часть 1 статьи 24 Жилищного кодекса).
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (части 2, 3 статьи 24 Жилищного кодекса).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности предпринимателем) оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды при разрешении спора установили, что предприниматель представил в уполномоченный орган все документы, предусмотренные частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса. Объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:12:011205:305 соответствует предъявляемым к нежилым зданиям требованиям, в том числе градостроительным нормативам, требованиям пожарной безопасности (техническое заключение экспертизы судебно-экспертной лаборатории АНО НЭКС от 08.07.2019 N 641/107/19Э). Проектной документацией предусмотрена организация мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения. Перевод жилого дома в нежилое помещение не требует проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, либо изменения его фасада. Реконструкция, капитальный ремонт здания, его реставрация, демонтаж, изменение существующих, а также устройство новых деталей и элементов фасада здания, окраска здания, установка дополнительного оборудования на фасаде здания, выходящего на проезжую часть улиц жилого дома предпринимателя, при переводе назначения жилого дома в нежилое помещение, не производится. Следовательно, согласование архитектурно-градостроительного облика здания, предусмотренного постановлением администрации города Ставрополя от 30.03.2017 N 526, не требуется. Поэтому требование комитета о наличии паспорта наружной отделки фасада, его согласования главным архитектором города Ставрополя, является необоснованным. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов предпринимателя суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса, обязал комитет принять решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе комитет приводит доводы о законности оспариваемого предпринимателем решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение. Уполномоченный орган указывает на отсутствие в представленном заявителем проекте перечня мероприятий по обеспечению пожарной безопасностью, несоблюдение в нем норм для доступа маломобильных групп населения, несогласование изменения фасада здания с главным архитектором города Ставрополя. Между тем, мотивы, послужившие основанием для принятия комитетом решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, проверялись судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора. Отклоняя доводы уполномоченного органа, судебные инстанции пришли к выводам о соблюдении заявителем требований, предусмотренных статьями 22, 23 Жилищного кодекса, и отсутствии у комитета законных оснований для отказа в принятии решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Ссылка комитета на письмо Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 08.06.2015 N 14-06249/15@ не принимается, поскольку данное письмо разъясняет вопросы внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о наименовании здания, сооружения на основании решения собственника соответствующего объекта недвижимости. Судами разрешался спор о незаконности решения комитета об отказе в переводе принадлежащего предпринимателю жилого дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 8-го Марта, д. 85, в нежилое помещение. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе, приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.07.2020, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации комитет (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 по делу N А63-18629/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (части 2, 3 статьи 24 Жилищного кодекса).
...
В кассационной жалобе комитет приводит доводы о законности оспариваемого предпринимателем решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение. Уполномоченный орган указывает на отсутствие в представленном заявителем проекте перечня мероприятий по обеспечению пожарной безопасностью, несоблюдение в нем норм для доступа маломобильных групп населения, несогласование изменения фасада здания с главным архитектором города Ставрополя. Между тем, мотивы, послужившие основанием для принятия комитетом решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, проверялись судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора. Отклоняя доводы уполномоченного органа, судебные инстанции пришли к выводам о соблюдении заявителем требований, предусмотренных статьями 22, 23 Жилищного кодекса, и отсутствии у комитета законных оснований для отказа в принятии решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 сентября 2020 г. N Ф08-6507/20 по делу N А63-18629/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6507/20
19.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1292/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18629/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18629/19