Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 сентября 2020 г. N Ф08-6507/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А63-18629/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 19.05.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Амаева Джамбулата Магомедовича (ОГРНИП 309263519600069, г. Ставрополь) - Шведова С.В. (доверенность от 18.01.2020 N 26АА3471660), в отсутствие заинтересованного лица - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (ОГРН 1052600294064) и третьего лица - Администрации города Ставрополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета градостроительства администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.02.2020 по делу N А63-18629/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Амаев Джамбулат Магомедович (далее -заявитель, ИП Амаев Д.М.) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконными действий Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет) по отказу в переводе жилого помещения - жилого дома, общей площадью 301,8 кв.м, литер Б, инвентарный номер 11135, этажность 2, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 8-го Марта, д.85, в нежилое; обязании Комитета градостроительства администрации города Ставрополя принять решение о переводе жилого помещения - жилого дома, общей площадью 301,8 кв.м, литер Б, инвентарный номер 11135, этажность 2, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 8-го Марта, д.85, в нежилое.
Решение суда от 17.02.2020 исковые требования ИП Амаева Д.М. удовлетворены, суд признал незаконным отказ комитета от 27.06.2019 N 46. Обязал комитет устранить нарушенное право ИП Амаева Д.М. путем принятия решения о в переводе жилого помещения - жилого дома, общей площадью 301,8 кв.м, литер Б, инвентарный номер 11135, этажность 2, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 8-го Марта, д.85, в нежилое. Взыскал с комитета в пользу ИП Амаева Д.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Требование удовлетворено, поскольку: установлено, что заявитель представил все документы, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое, данные документы соответствуют требованиям ЖК РФ и законодательству о градостроительной деятельности; требование соответствует предмету спора и является правовосстановительной мерой.
Не согласившись с принятым решением, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Жалоба комитета мотивирована тем, что представленная документация не соответствовала требованиям, действующего законодательства, отсутствовали: перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, раздел АР "Фасады", согласование изменения фасада здания с главным архитектором города Ставрополя, а также не соблюдены нормы для доступа маломобильных групп населения.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель выразил мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Администрация города Ставрополя привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора в отзыве на апелляционную жалобу возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие комитета и администрации, известивших суд о возможности такого порядка рассмотрения.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено из обстоятельств дела, ИП Амаев Д.М. является собственником объекта недвижимого имущества: жилого дома, общей площадью 301,8 кв.м., литер Б, инвентарный номер 11135, этажность 2, расположенного по адресу город Ставрополь, улица 8 Марта, дом 85 (далее - помещение).
Право собственности на вышеуказанное недвижимое имущество зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (серия 26-АИ 373572).
Вышеуказанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке площадью 380 кв. м., с кадастровым номером 26:12:011205:135, который принадлежит ИП Амаеву Д.М. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 26-АЕ N 964259 и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на вышеуказанный земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, магазины. Вид разрешенного использования земельного участка допускает возможность использования вышеуказанного земельного участка под магазин.
29.04.2019 ИП Амаев Д.М. в соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса РФ обратился в Комитет градостроительства Администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении услуги о переводе жилого помещения в нежилое, а так же выдаче соответствующего уведомления о переводе с приложением всех необходимых документов.
Уведомлением от 27.06.2019 Комитетом градостроительства администрации города Ставрополя было отказано в переводе вышеуказанного объекта из жилого в нежилое, в связи с не предоставлением ИП Амаевым Д.М. документации: не представлен проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, не соблюдены нормы для доступа маломобильных групп населения, отсутствует согласование изменения фасада здания с главным архитектором города Ставрополя.
Считая действия Комитета градостроительства администрации города Ставрополя по отказу в переводе помещения из жилого в нежилое незаконными, ИП Амаев Д.М. обратился с настоящим иском в суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных процессуальных норм законность действия либо бездействия государственного органа или соответствующего должностного лица должна оцениваться судом в момент их совершения или отказа в совершении.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым отказом департамента прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого отказа департамента закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Согласно статье 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в категорию нежилых. Перевод помещений из категорию жилых в нежилые, производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ, ЖК РФ) для перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения документы, предусмотренные частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса.
Частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса РФ определено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет пакет документов, предусмотренный частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других документов, кроме указанных в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ. Перечень оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение предусмотрен частью 1 статьи 24 ЖК РФ и является исчерпывающим.
Судом установлено, что ИП Амаевым Д.М. были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные частью 2 стать 23 Жилищного кодекса РФ, что подтверждается материалами дела.
Согласно части 4 статьи 23 Жилищного кодекса РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с этой статьей возложена на заявителя.
Часть 5 статьи 23 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 данной статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.
Частью 2 статьи 24 Жилищного кодекса РФ установлено, что решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Согласно статье 24 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 Жилищного Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 данного Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления.
ИП Амаев Д.М. обратился с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое в надлежащий полномочный орган, в надлежащем порядке, представив полный пакет документов, предусмотренных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, что подтверждается распиской (выпиской) о получении документов от 29.04.2019.
Требовать представления других документов орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе в силу запрета, установленного частью 3 статьи 23 Жилищного кодекса РФ.
В состав документов поданных на перевод жилого помещения в нежилое был включен проект помещения, расположенного в г. Ставрополе по ул. 8 Марта, 85, что подтверждается распиской от 29.04.2019.
Никаких уведомлений из Комитета градостроительства администрации города Ставрополя о необходимости предоставления каких либо документов для перевода назначения жилого дома в нежилое помещение ИП Амаев Д.М. не получал.
Несоблюдение установленной процедуры принятия ненормативного правового акта, в том числе обусловленное тем, что на стадии его вынесения обратившееся в суд лицо было лишено возможности реализовать свои права, связанные с участием в этой процедуре, может являться основанием для признания рассматриваемого акта недействительным, если допущенные нарушения являлись существенными - привели или могли привести к неправильному решению спорного вопроса.
Техническим заключением экспертизы судебно-экспертной лаборатории АНО НЭКС от 08.07.2019 N 641/107/19Э установлено, что объект недвижимого имущества жилой дом, кадастровый номер 26:12:011205:305, количество этажей 2, общей площадью 301,80 кв.м., по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица 8 Марта, 85 соответствует предъявляемым к нежилым зданиям требованиям, в т.ч. градостроительным нормативам, требованиям пожарной безопасности. Реконструкция объекта не требуется.
Виды работ, требующие согласование архитектурно-градостроительного облика здания, строения и сооружения на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края указаны в постановлении администрации города Ставрополя от 30.03.2017 N 526.
Перевод жилого дома, принадлежащего ИП Амаеву Д.М., не требует изменения его фасада.
Согласно представленному проекту реконструкция, капитальный ремонт этого здания, его реставрация, демонтаж, изменение существующих, а также устройство новых деталей и элементов фасада здания, окраска здания, установка дополнительного оборудования на фасаде здания, выходящего на проезжую часть улиц жилого дома ИП Амаева Д.М., при переводе назначения жилого дома в нежилое помещение, не производится.
Жилой дом ИП Амаева Д.М. не расположен рядом с проезжей частью улиц, что подтверждается ситуационной схемой имеющейся в проекте.
Объект недвижимого имущества жилой дом по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица 8 Марта, 85 переводимый в нежилое помещение был построен до 2017 года, не выходит на проезжую часть элементов улично-дорожной сети, не является доминантным объектом строительства.
Согласно вышеизложенного, согласование архитектурно-градостроительного облика здания, предусмотренного постановлением администрации города Ставрополя от 30.03.2017 N 526, не требуется.
Следовательно, согласно пункту 3 стать 59 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 N 127 (с изменениями на 27.11.2019) требование наличия паспорта наружной отделки фасада, его согласования является необоснованным.
Проектной документацией предусмотрена организация мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения (раздел 3 указан в пояснительной записке).
Следовательно, согласование архитектурно-градостроительного облика здания, предусмотренного постановлением администрации города Ставрополя от 30.03.2017 N 526 не требуется, требования пожарной безопасности и мероприятия по доступу маломобильных групп населения выполнены в полном объеме.
Ссылка комитета градостроительства на письмо Министерства Экономического развития РФ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 08.06.2015 N 14-06249/15@ в принятом им отказе не обоснована.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" ведомство не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Примененный судом порядок распределения судебных расходов соответствует правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.02.2020 по делу N А63-18629/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18629/2019
Истец: Амаев Джамбулат Магомедович
Ответчик: Комитет градостроительства администрации города Ставрополя
Третье лицо: Администрация города Ставрополя, Шведов Сергей Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6507/20
19.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1292/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18629/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18629/19