г. Краснодар |
|
04 сентября 2020 г. |
Дело N А32-45768/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Криницкой В.С. (доверенность 31.12.2019), администрации Краснодарского края - Гонтаря А.О. (доверенность 09.01.2020), в отсутствие представителей заявителя - публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А32-45768/2019, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 28.06.2019 N 52-26454/19-33-12 (т. 1, л. д. 11, 12) об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую; возложении на департамент и администрацию Краснодарского края (далее - администрация) обязанности по осуществлению перевода земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1191 площадью 58 кв. м, расположенного относительно ориентира по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, к юго-западу от с. Гайкодзор, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, под завершенным строительством объектом "Радиолинейная линия связи на участке ОРС КС "Кореновская" - УРС "Кореновск" и ОРС ЦДП "Краснодар" - УРС КС "Казачья" - ОРС "Русская" Южно-Европейского газопровода", входящего в состав объекта "Расширение единой системы газоснабжения для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток"" (требования в уточненной редакции - т. 2, л. д. 4).
Решением от 05.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2020, заявление удовлетворено: признано незаконным решение департамента, оформленное письмом от 28.06.2019 N 52-26454/19-33-12, об отказе обществу в переводе земельного участка из одной категории в другую, как противоречащее статье 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), с присуждением департаменту в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления судебного решения в законную силу, подготовить и передать главе администрации (губернатору) Краснодарского края проект нормативного правового акта в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1191 о переводе из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в переводе спорного земельного участка из одной категории в другую (запрета на подобные действия действующее законодательство не содержит), не предусмотрено законом и проведение экологической экспертизы. Доказательств тому, что испрашиваемая заявителем категория земельного участка противоречит документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, не имеется. Объект заявителя размещен в соответствии с актом выбора земельного участка, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 19.03.2012 N 668 "О предварительном согласовании места размещения объекта "Расширение единой системы газоснабжения для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток". Притрассовые площадочные и линейные сооружения на территории муниципального образования город-курорт Анапа" (т. 1, л. д. 23 - 26) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 816-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)", разрешением на строительство от 23.11.2015 N 00-00-0457-2015МС (т. 2, л. д. 21 - 24), выданным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, разрешением от 25.10.2016 N 23-000-0346-2016МС на ввод объекта в эксплуатацию (т. 1, л. д. 13 - 17). Объект легализован обществом в установленном порядке, не является строящимся, тогда как проект рекультивации земли требуется исключительно в случае строительства линейного сооружения (заявитель ходатайствовал о переводе земельного участка из одной категории в другую в целях эксплуатации объекта).
В кассационных жалобах департамент и администрация просят решение от 05.02.2020 и апелляционное постановление от 05.06.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что в ходатайстве о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую общество не указало подвид категории земель, в состав которой предполагается осуществить перевод. Согласно заключению департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 15.03.2019 N 71-03-01-2857/19 объект "Радиолинейная линия связи на участке ОРС КС "Кореновская" - УРС "Кореновск" и ОРС ЦДП "Краснодар" - УРС КС "Казачья" - ОРС "Русская" Южно-Европейского газопровода", входящий в состав линейного объекта "Расширение подачи газа в газопровод "Южный поток"", является его неотъемлемой составной частью, данные объекты являются линейными. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 162-р "Об утверждении перечней видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации" этот объект относится к видам трубопроводного транспорта, следовательно, перевод земельного участка необходимо осуществлять на основании пункта 6 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов, который к ходатайству не приложен. Обращаясь за изменением категории земель, заявитель указал на необходимость заключения договора аренды земельного участка в целях эксплуатации объекта, однако, право собственности общества на объект с кадастровым номером 23:37:0000000:2349 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 22.03.2020 N 23/001/075/2020-11930 до настоящего времени не зарегистрировано, ввиду чего предоставление земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1191 в собственность либо аренду невозможно в силу запрета, установленного пунктом 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В отзыве общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители департамента и администрации поддержали позиции представляемых ими лиц.
Общество явку представителя в суд округа не обеспечило, извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
На основании статьи 163 Кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.08.2020 дог 11 часов 00 минут, в назначенное время рассмотрение жалоб продолжено.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные департаментом и администрацией в кассационных жалобах, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 20.05.2019 общество направило главе администрации (губернатору) Краснодарского края ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1191 площадью 58 кв. м, расположенного относительно ориентира по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, к юго-западу от с. Гайкодзор, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения под завершенным строительством объектом "Радиолинейная линия связи на участке ОРС КС "Кореновская" - УРС "Кореновск" и ОРС ЦДП "Краснодар" - УРС КС "Казачья" - ОРС "Русская" Южно-Европейского газопровода", входящим в состав объекта "Расширение единой системы газоснабжения для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток"".
В качестве основания перевода земельного участка общество указало пункт 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ, предусматривающий перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных с размещением промышленных объектов.
В письме от 28.06.2019 N 52-26454/19-33-12 департамент отказал обществу в переводе земельного участка по мотиву отнесения объекта заявителя к линейным, неверного указания основания перевода. Также отмечено отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий на период осуществления строительства линейного объекта (т. 1, л. д. 11, 12).
Считая отказ департамента незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
В статье 7 Земельного кодекса закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1, 3 части 1 статьи 7).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).
На основании пункта 1 статьи 87 Земельного кодекса землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона N 172-ФЗ. В ней, в том числе, указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2 данной статьи).
Часть 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ предусматривает, что в ходатайстве заинтересованным лицом указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы (для заявителей - юридических лиц): выписка из ЕГРЮЛ; выписка из ЕГРН на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка (часть 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ).
Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение (часть 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Одним из таких случаев является строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (пункт 6 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ).
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона N 172-ФЗ. Перевод земель не допускается в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Оспариваемый отказ департамента мотивирован отнесением объекта общества к линейным, неверным указанием основания перевода; отсутствием утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий на период строительства; несоответствием сведений относительно правообладателя земельного участка.
Руководствуясь приведенными положениями Закона N 172-ФЗ, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии препятствий в рассмотрении вопроса относительно перевода земельного участка под принадлежащим обществу объектом из состава земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
В то же время судебными инстанциями не учтено следующее.
Согласно введенному Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" пункту 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса.
Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме от 01.03.2019 N Д23и-6636 по вопросу, связанному с установлением публичного сервитута для размещения линейных объектов в рамках переходного периода, указало следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Таким образом, в переходный период, предусмотренный пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, положения пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса не применяются при предоставлении указанных в нем земельных участков в аренду (за исключением переоформления права постоянного (бессрочного) пользования), соответственно, собственники линейных объектов, которые могут размещаться на условиях публичного сервитута, вправе до 1 января 2022 года приобрести земельные участки для размещения таких объектов в аренду при условии, что права на такие земельные участки у них отсутствуют, а права на линейные объекты возникли до 1 сентября 2018 года.
При этом заключение договора аренды земельного участка в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ, осуществляется по общим правилам, установленным земельным и гражданским законодательством, в том числе в части срока действия договора аренды.
Собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 542).
Таким образом, учитывая, что в переходный период (до 1 января 2022 года) существует альтернатива для собственников линейных объектов (право установить публичный сервитут либо приобрести земельный участок в аренду), судам надлежало проверить факт возникновения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года, права собственности общества на исследуемый линейный объект.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В статье 219 Гражданского кодекса предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Обращаясь в департамент за изменением категории земель, заявитель указал на необходимость заключения договора аренды земельного участка в целях эксплуатации линейного объекта. В то же время, доказательства государственной регистрации права собственности на исследуемый объект, материалы дела не содержат, вывод судебных инстанции о праве собственности общества на имущество, не подтвержден надлежащими доказательствами, тогда как данный факт имеет решающее значение для правильного разрешения спора по настоящему делу.
Относительно оснований, приведенных департаментом в письме от 28.06.2019 N 52-26454/19-33-12, коллегия отмечает, что в данном случае проект рекультивации не подлежал представлению, поскольку соблюдение данного требования связано с осуществлением строительства линейных объектов (пункт 6 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ), тогда как объект общества введен в эксплуатацию (разрешение от 25.10.2016 N 23-000-0346-2016МС).
Ссылка заявителя на пункт 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ при обращении с ходатайством также не служит основанием для отказа (статья 4 Закона N 172-ФЗ).
В то же время решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, ввиду чего они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; после чего принять судебный акт с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А32-45768/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В статье 219 Гражданского кодекса предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
...
Относительно оснований, приведенных департаментом в письме от 28.06.2019 N 52-26454/19-33-12, коллегия отмечает, что в данном случае проект рекультивации не подлежал представлению, поскольку соблюдение данного требования связано с осуществлением строительства линейных объектов (пункт 6 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ), тогда как объект общества введен в эксплуатацию (разрешение от 25.10.2016 N 23-000-0346-2016МС).
Ссылка заявителя на пункт 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ при обращении с ходатайством также не служит основанием для отказа (статья 4 Закона N 172-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2020 г. N Ф08-6543/20 по делу N А32-45768/2019