Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел обращения Союза "Национальное Объединение Ломбардов" от 31.01.2023 NN 31.1/01-23, 31.2/01-23, 31.3/01-23 и сообщает следующее.
По обращению от 31.01.2023 N 31.1/01-23.
По вопросу 1.
Федеральный закон N 115-ФЗ 1 и Положение N 444-П 2 не содержат требований о хранении копий документов, необходимых для идентификации лиц, принимаемых ломбардом на обслуживание.
Порядок хранения информации и документов, полученных при проведении идентификации, ломбард определяет самостоятельно (например, в виде копий полученных документов или путем внесения сведений в базу данных).
По вопросам 2 - 5.
В соответствии с частью 1.1 статьи 2 Федерального закона N 151-ФЗ 3 ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом N 353-ФЗ 4.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 353-ФЗ заемщиком по договору потребительского займа может стать любое физическое лицо в случае обращения к кредитору с намерением получить потребительский заем, вне зависимости от наличия гражданства Российской Федерации.
Указание N 5790-У 5 не содержит требований по обязательному отражению в залоговом билете информации о миграционной карте заемщика - иностранного гражданина.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ при приеме на обслуживание клиента - иностранного гражданина, ломбард обязан установить в его отношении в том числе данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации).
При этом в случае непроведения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 115-ФЗ и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца или в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиента - физического лица, неустановления информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, ломбард обязан отказать клиенту в приеме на обслуживание (пункт 2.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
Вместе с тем миграционная карта в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации является одним из видов документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание в Российской Федерации. В связи с этим миграционная карта как самостоятельный документ, была исключена из перечня сведений, подлежащих установлению при проведении идентификации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
При этом у финансовых организаций сохраняется обязанность по установлению в ходе идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства документов, подтверждающих их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, включая миграционную карту (при её наличии).
Согласно норме пункта 6 приложения 1 к Положению N 444-П при проведении идентификации данные миграционной карты подлежат установлению только в случае отсутствия у физического лица иных документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (при условии, что физическое лицо обязано располагать миграционной картой).
Учитывая изложенное, при проведении идентификации ломбард вправе не устанавливать данные миграционной карты в случае наличия иных документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации).
Также отмечаем, что согласно разъяснениям органов, осуществляющих миграционный учет, истекший срок пребывания, указанный в миграционной карте, не влечет ее недействительности.
Учитывая вышеизложенное, при предъявлении физическим лицом, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, миграционной карты с истекшим сроком пребывания, ломбард вправе принять на обслуживание такое физическое лицо.
В этом случае в анкету (досье) клиента в качестве сведений о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, следует вносить данные миграционной карты 6, независимо от того истек или нет срок пребывания, указанный в миграционной карте.
По обращению от 31.01.2023 N 31.2/01-23.
По вопросу 1.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения N 444-П и пунктом 9 приложения 1 к данному Положению номера телефонов включаются в анкету (досье) клиента при наличии. Таким образом, в случае включения в анкету (досье) клиента сведений о номере телефона клиента, данные сведения подлежат хранению в установленные Федеральным законом N 115-ФЗ сроки.
По вопросам 2 и 3.
Указание N 5790-У не обязывает ломбард указывать в залоговом билете номер телефона заемщика. При необходимости ломбард вправе указать номер телефона заемщика согласно пункту 9 примечаний к Указанию N 5790-У.
По обращению от 31.01.2023 N 31.3/01-23. По вопросам 1 - 3.
По поставленным вопросам применима позиция, изложенная в ответе на обращение от 31.01.2023 N 31.1/01-23. По вопросу 4.
Согласно Указанию N 5790-У в залоговом билете указывается место жительства заемщика (наименование страны (для заемщика, не являющегося гражданином Российской Федерации), субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры).
Для целей применения Указания N 5790-У термин "место жительства" применяется в значении, определенном Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Заместитель директора |
А.А. Слободова |
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Положение Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
4Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
5Указание Банка России от 11.05.2021 N 5790-У "Об установлении формы залогового билета".
6 Если миграционная карта является единственным документом, подтверждающим право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 31 марта 2023 г. N 12-4-2/2314 "О применении законодательства в сфере ПОД/ФТ"
Опубликование:
-