г. Краснодар |
|
09 сентября 2020 г. |
Дело N А53-1056/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании посредством онлайн от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (ИНН 0816015241, ОГРН 1100816004464) - Петрова А.В. (доверенность от 01.04.2019), при участии от заинтересованного лица - Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951) - Дорджиева Д.В. (доверенность от 20.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А53-1056/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконным постановления от 24.12.2019 N В-27.7/11-2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2020, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 28.03.2014 серии ЭЛИ N 00373 НЭ (далее - лицензия) общество осуществляет деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых в Черноземельском районе Республики Калмыкия. Дата окончания действия лицензии - 25.12.2036.
В соответствии с пунктом 4.3 условий пользования недрами, являющихся приложением N 1 к лицензии (далее - условия пользования недрами), сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 7 условий пользования недрами уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 10 условий пользования недрами пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Управлением проведена внеплановая выездная проверка общества, в ходе которой установлены факты пользования обществом недрами Восточно-Камышанского участка с нарушением условий лицензии и действующего проектного документа по разработке Восточно-Камышанского нефтяного месторождения.
В частности, установлено, что добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю, превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной и составляет 97%; ввод новых добывающих скважин за 2018 год не соответствует требованиям Проекта; ввод в эксплуатацию неработающих скважин под добычу нефти (N 57) и под ППД (N 60) обществом не осуществлен; закачка подтоварной воды в скважину N 60 в целях поддержания пластового давления (ППД) обществом не проводится; документы, подтверждающие научное изучение и сопровождение Солянкового месторождения, обществом не представлены; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и газа Солянкового месторождения обществом не представлен; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится обществом в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа обществом не представлен; документы из перечня первичной документации, акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насоснокомпрессорных труб, обществом не представлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением акта от 04.12.2019 N В-27/11-2019, протокола об административном правонарушении от 17.12.2019 N В-27.7/11-2019 и вынесения постановления от 24.12.2019 N В-27.7/11-2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде 300 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением управления, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды, правильно применив положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71, а также Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, пришли к обоснованному выводу о доказанности факта осуществления обществом пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и требований проектного документа, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению заявителем требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Довод общества об отсутствии у управления полномочий для рассмотрения спорного дела об административном правонарушении изучен судами и правомерно отклонен как несостоятельный. При этом суды сослались на Положение о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, а также Положение об управлении, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 478 и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденный приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196.
Довод общества о нарушении управлением процедуры привлечения к административной ответственности, выразившемся в отсутствии надлежащего извещения о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела, изучен судами и правомерно отклонен на основании следующего.
В силу части 3 статьи 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Согласно части 4 статьи 28.2 Кодекса законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Уведомление от 06.12.2019 N 06-06/1428 о дате и времени составления протокола об административном правонарушении направлено по юридическому адресу общества и, согласно имеющемуся в материалах дела почтовому уведомлению, получено им 12.12.2019.
Протокол об административном правонарушении от 17.12.2019 N В-27.7/11-2019 составлен в присутствии представителя общества Котляревского А.С. по доверенности от 13.12.2019, подписанной временно исполняющим обязанности генерального директора общества Салиховым М.Ф. Копия данного документа с указанием в нем на дату и время рассмотрения дела об административном правонарушении (24.12.2019 в 12 часов 00 минут) также получена Котляревским А.С. При этом явку представителя на рассмотрение дела об административном правонарушении общество не обеспечило.
Довод общества об отсутствии у временно исполняющего обязанности генерального директора общества Салихова М.Ф. полномочий на подписание выданной Котляревскому А.С. доверенности подлежит отклонению как противоречащий материалам дела и основанный на неверном толковании норм права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А53-1056/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.