г. Краснодар |
|
16 сентября 2020 г. |
Дело N А63-19124/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (ИНН 2632108563, ОГРН 1172651014359) и заинтересованного лица - межрегионального детского благотворительного фонда "Будущее детям" (ИНН 2632099510, ОГРН 1102600001701), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 26569 0, 26568 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу межрегионального детского благотворительного фонда "Будущее детям" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А63-19124/2019, установил следующее.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МДБФ "Будущее детям" (далее - фонд) о взыскании 4500 рублей штрафа за неустранение расхождений сведений, отражаемых в отчетности по форме РСВ-1 с формой СЗВ-М, за апрель - декабрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебный акт мотивирован истечением срока на взыскание штрафа за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за апрель - декабрь 2016 года в судебном порядке, исчисленного с учетом сроков для проведения камеральной проверки и оформления ее результатов, принятия решения и выставления требования, добровольного исполнения страхователем требования на момент обращения управления.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2020 решение суда от 24.03.2020 отменено, заявление удовлетворено. С фонда в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 4500 рублей штрафа.
Суд счел соблюденным установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) шестимесячный срок обращения в суд; имеются расхождения в сведениях, отражаемых в форме РСВ-1 и СЗВ-М, за апрель - декабрь 2016 года.
В кассационной жалобе фонд просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на истечение срока взыскания санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за апрель - декабрь 2016 года в судебном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что фонд является плательщиком страховых взносов и страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Фонд представил в управление ежеквартальную отчетность по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года (06.07.2016), 9 месяцев 2016 года (19.10.2016), за 2016 год (13.02.2017).
Отчетность по форме СЗВ-М за апрель - декабрь 2016 года представлена 29.04.2016, 09.06.2016, 06.07.2016, 02.08.2016, 05.09.2016, 1010.2016, 06.11.2016, 07.12.2016, 09.01.2017 соответственно. В ней отражены сведения о застрахованном лице Меренковой Е.Н. в отсутствие такой информации в отчетности по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года, 9 месяцев 2016 года, за 2016 год.
В связи с выявленными расхождениями управление направило фонду 24.01.2019 уведомление от 22.01.2019 N 107927 об устранении расхождений в течение пяти рабочих дней с момента его получения.
Фонд пояснения, уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в установленный срок не представил.
По результатам проверки управление составило акт 28.03.2019 N 036S18190006377 и вынесло решение 30.04.2019 N 036S19190008375 о привлечении фонда как страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде взыскания 4500 рублей штрафа за неустранение названных расхождений.
Фонду направлено требование от 31.05.2019 со сроком исполнения до 19.06.2019.
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание 4500 рублей штрафа.
Определением арбитражного суда Ставропольского края от 30.08.2019 по делу N А63-16600/2019 управлению отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа ввиду поступления от фонда возражений против его вынесения.
Эти обстоятельства повлекли обращение управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании с фонда 4500 рублей штрафа за неполноту (недостоверность) сведений за апрель - декабрь 2016 года.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Законом N 27-ФЗ, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей до 01.01.2017)).
Страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание этой суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"" к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, после 01.01.2017 в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 301-КГ18-62, 301-КГ18-64, 301-КГ18-430).
Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Аналогичное условие устанавливал и пункт 5.5 статьи 19 Закон N 212-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2017.
Материалами дела подтверждается несоответствие сведений в представленных фондом отчете формы РСВ-1 за полугодие 2016 года и иным документам (отчетность по форме СЗВ-М за апрель - декабрь 2016 года) в отношении одного работника фонда, что повлекло привлечение к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания 4500 рублей штрафа за недостоверность (неполноту) сведений. Эти обстоятельства отражены в акте проверки от 28.03.2019, решении о привлечении к ответственности от 30.04.2019.
Суд первой инстанции указал, что о совершенном фондом правонарушении управлению стало известно не позднее 06.07.2016 - в момент представления страхователем расчета по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года (фактическая дата выявления правонарушения). С этого момента управление могло и должно было обнаружить правонарушение. В момент обращения управления в суд с заявлением (02.10.2019) срок на подачу такого заявления истек.
Как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57) проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена Налоговым кодексом (пункт 31 постановления N 57).
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что на дату обращения управления в суд (02.10.2019) с заявлением о взыскании с фонда 4500 рублей финансовых санкций за неустранение расхождений в отчетности по форме РСВ-1 с формой СЗВ-М за апрель - декабрь 2016 года, и представление тем самым в отчетности недостоверных (неполных) сведений, установленный срок взыскания штрафа в судебном порядке срок истек.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2020 N 309-ЭС19-24792, постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2020 по делу N А47-14175/2019, 10.06.2020 по делу N А34-14254/2019, 28.02.2020 по делу N А47-8760/2019, 18.02.2019 по делу N А34-12436/2019, 27.09.2019 по делу N А34-2099/2019, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.08.2020 по делу N А66-19354/2019.
Ссылка суда на предельный срок выявления допущенного фондом нарушения 06.07.2016 (день представления отчетов с недостоверными сведениями о застрахованном лице) при предельном сроке 13.05.2017 (13.02.2017 (представление отчетности РСВ-1 за 2016 год) + 3 месяца для проведения проверки)) в рассматриваемом случае не влияет на законность судебного акта вследствие правильного признания длительного бездействия управления чрезмерным администрированием.
Так, с учетом пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ управление, контролирующее соблюдение законодательства об обязательном пенсионном страховании, должно было обнаружить совершенное фондом правонарушение в момент представления страхователем ежеквартальных расчетов по форме РСВ-1 и отчетов по форме СЗВ-М с содержащихся в них расхождениях о застрахованном лице Меренковой Е.Н., и обязано было проверить в предусмотренный срок соблюдение установленного статьей 17 Закона N 27-ФЗ срока и порядка для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о нарушении управлением срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с фонда 4500 рублей штрафа.
При обращении с заявлением о взыскании в суд первой инстанции управление не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Фиксация правонарушения в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.03.2019, составленном по истечении более двух лет после совершения нарушения, не изменяет исчисление сроков взыскания штрафа в судебном порядке, свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проведения проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций, поэтому решение составлено с нарушением срока, установленного статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Несоблюдение сроков проведения проверки в рассматриваемом случае влечет нарушение прав страхователя посредством искусственного увеличения срока на взыскание задолженности, возложение на него необоснованного, излишне затянутого во времени, администрирования, нарушает принцип правовой определенности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 9 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Президиума от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Администрирование страховых взносов должно осуществляться с учетом принципа добросовестности контролирующих органов, предполагающего учет законных интересов страхователей и недопустимости создания условий для неразумного затягивания срока проверки. Такое неразумное затягивание срока влечет неопределенность правового положения страхователей и противоречит целям камеральной проверки.
Поскольку статьей 34 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей на дату представления страхователем расчета по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года) продолжительность проведения камеральной проверки составляет три месяца, при исчислении срока на обращение в суд за взысканием санкции следует исходить из этого срока, а не из даты фактически проведенной проверки за пределами установленного законом срока.
При этом указанный срок не является началом исчисления предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса и пунктом 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ шестимесячного срока обращения в суд за взысканием со страхователя в судебном порядке финансовой санкции, поскольку начало исчисления срока взыскания определяется с учетом установленного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений за соответствующий отчетный период (в рассматриваемом случае - 06.07.2016), а также предусмотренного статьей 34 Закона N 212-ФЗ срока проведения камеральной проверки и исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер взыскания в продолжительности, установленной Законом N 212-ФЗ.
Перечисленные обстоятельства суд апелляционной инстанции не учел, сославшись лишь на соблюдение шестимесячного срока на обращение в суд (19.06.2019 - день исполнения требования об уплате штрафа).
В данном случае существенное нарушение без уважительных причин срока проведения камеральной проверки на первоначальном этапе контрольных процедур обоснованно признано судом первой инстанции нарушающим срок обращения в суд с заявлением о взыскании независимо от соблюдениях иных сроков, регулирующих этапы привлечения к ответственности (рассмотрения материалов проверки, вынесения решения о привлечении к ответственности, направления требования об уплате и его исполнения, с истечением которого связана возможность обращения в суд в пределах шести месяцев).
Вопреки выводам судебной коллегии, срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренный абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции с 01.01.2017) и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, на который ссылается суд апелляционной инстанции, не влияет на исчисление процессуального срока обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Срок давности обращения в суд о взыскании налоговой санкции является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа").
Правильно применив указанные нормы права, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования о взыскании с фонда штрафных санкций.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N 63-19124/2019 отменить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2020 по делу N А63-19124/2019 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки выводам судебной коллегии, срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренный абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции с 01.01.2017) и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, на который ссылается суд апелляционной инстанции, не влияет на исчисление процессуального срока обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Срок давности обращения в суд о взыскании налоговой санкции является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2020 г. N Ф08-7371/20 по делу N А63-19124/2019