г. Ессентуки |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А63-19124/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О.,
при участии в судебном заседании от заявителя государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) - Ляховой А.Г. (доверенность от 09.01.2020 N 3), в отсутствие заинтересованного лица - межрегионального детского благотворительного фонда "Будущее детям" (г. Пятигорск, ОГРН 1102600001701), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2020 по делу N А63-19124/2019,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управления пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) (далее - истец, пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к межрегиональному детскому благотворительному фонду "Будущее детям" (далее - ответчик, страхователь, фонд) о взыскании суммы штрафа в размере 4 500 руб.
Решением суда от 24.03.2020 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что срок на взыскание санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за апрель-декабрь 2016 года в судебном порядке, исчисленный с учетом сроков для проведения камеральной проверки и оформления ее результатов, сроков принятия решения и выставления требования, срока для добровольного исполнения страхователем требования на момент обращения управления в суд 02.10.2019 истек.
В апелляционной жалобе Пенсионного фонд просит отменить решение суда и заявление управления удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве страхователь возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебное заседание представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, фонд зарегистрирован в пенсионном фонде в качестве плательщика страховых взносов и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Управление в ходе проверки, проведенной в отношении страхователя, в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления ежемесячной отчетности, выявило нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в предоставлении учреждением неполных и недостоверных данных по формам, определенным Пенсионным фондом Российской Федерации, а именно в РСВ-1 за полугодие 2016 года, 9 месяцев 2016 года, за 2016 год, в которых отсутствуют данные по застрахованному лицу Меренковой Е.Н., отраженные в отчетности по формам СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года.
Выявив расхождение, управление 24.01.2019 направило в адрес страхователя уведомление об устранении расхождений в пятидневный срок.
Фондом пояснения, уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в установленный срок не представлены.
По результатам проверки управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования 28.03.2019.
В последующем пенсионным фондом принято решение 30.04.2019 N 036S19190008375 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми ответчик привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 4 500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции ответчику направлено требование 31.05.2019 со сроком исполнения до 19.06.2019.
Требование ответчиком в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением арбитражного суда от 30.08.2019 по делу N А63-16600/2019 управлению отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Указанные обстоятельства послужили пенсионному фонду основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Управления.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительных пояснений, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 2 ст. 213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 закона N 27-ФЗ не предусмотрено, следовательно, исходя из положений ст. 2 закона N 167-ФЗ, применению подлежат нормы Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в требовании об уплате финансовой санкции установлен срок для добровольной уплаты штрафных санкций - до 19.06.2019. Следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности в размере 4 500 руб. истекает 19.12.2019.
Пенсионный фонд 02.10.2019 обратился в арбитражный суд в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций в размере 4 500 руб. то есть, в установленный законом шестимесячный срок.
В связи с указанным обстоятельством подлежат отклонению выводы суда о пропуске Управлением срока на подачу заявления.
Вывод суда первой инстанции о том, что срок на взыскание санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в судебном порядке надо исчислять с учетом сроков для проведения камеральной проверки и оформления ее результатов, сроков принятия решения и выставления требования, неверен.
Несостоятелен и вывод судов о том, что несоблюдение одного из сроков процедуры привлечения к ответственности, является основанием для отказа в удовлетворении заявления о взыскании сумм финансовых санкций.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", на который сослался суд, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ. Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
Рассматривая дело по существу, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" фонд является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) была установлена обязанность страхователя представлять сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованного лица в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - форма РСВ-1) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
В форме СЗВ-М представленной должником 29.04.2016 за отчетный период апрель 2016, 09.06.2016 за отчетный период май 2016, 06.07.2016 за отчетный период июнь 2016, 02.08.2016 за отчетный период июль 2016, 05.09.2016 за отчетный период август 2016, 10.10.2016 за отчетный период сентябрь 2016, 06.11.2016 за отчетный период октябрь 2016, 07.12.2016 за отчетный период ноябрь 2016, 07.01.2017 за отчетный период декабрь 2016, отражены следующие сведения о застрахованных лицах с периодами работы: апрель 2016 Меренкова Елена Николаевна снилс 008-005-264 98. При этом в форме РСВ-1, представленной по телекоммуникационным каналам связи, с электронной подписью 06.07.2016 за отчетный период: 2 квартал 2016, указанное застрахованное лицо отсутствует.
М ай 2016 Меренкова Елена Николаевна снилс 008-005-264 98. При этом в форме РСВ-1, представленной по телекоммуникационным каналам связи, с электронной подписью 06.07.2016 за отчетный период: 2 квартал 2016, указанное застрахованное лицо отсутствует.
Июнь 2016 Меренкова Елена Николаевна снилс 008-005-264 98. При этом в форме РСВ-1, представленной по телекоммуникационным каналам связи, с электронной подписью 06.07.2016 за отчетный период: 2 квартал 2016, указанное застрахованное лицо отсутствует.
Июль 2016 Меренкова Елена Николаевна снилс 008-005-264 98. При этом в форме РСВ-1, представленной по телекоммуникационным каналам связи, с электронной подписью 19.10.2016 за отчетный период: 3 квартал 2016, указанное застрахованное лицо отсутствует.
Август 2016 Меренкова Елена Николаевна снилс 008-005-264 98. При этом в форме РСВ-1, представленной по телекоммуникационным каналам связи, с электронной подписью 19.10.2016 за отчетный период: 3 квартал 2016, указанное застрахованное лицо отсутствует.
Сентябрь 2016 Меренкова Елена Николаевна снилс 008-005-264 98. При этом в форме РСВ-1, представленной по телекоммуникационным каналам связи, с электронной подписью 19.10.2016 за отчетный период: 3 квартал 2016, указанное застрахованное лицо отсутствует.
Октябрь 2016 Меренкова Елена Николаевна снилс 008-005-264 98. При этом в форме РСВ-1, представленной по телекоммуникационным каналам связи, с электронной подписью 13.02.2017 за отчетный период: год 2016, указанное застрахованное лицо отсутствует.
Ноябрь 2016 Меренкова Елена Николаевна снилс 008-005-264 98. При этом в форме РСВ-1, представленной по телекоммуникационным каналам связи, с электронной подписью 13.02.2017 за отчетный период: год 2016, указанное застрахованное лицо отсутствует.
Декабрь 2016 Меренкова Елена Николаевна снилс 008-005-264 98. При этом в форме РСВ-1, представленной по телекоммуникационным каналам связи, с электронной подписью 13.02.2017 за отчетный период: год 2016, указанное застрахованное лицо отсутствует.
В связи с расхождениями, выявленными в результате сверки формы СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года и формы РСВ-1 за период: 2 квартал, 3 квартал и 4 квартал 2016, страхователю, в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ, было направлено 24.01.2019 заказным письмом Уведомление N 107927 от 22.01.2019. Направление Уведомления подтверждается реестром заказной корреспонденции от 24.01.2019 года.
С учетом положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ, последний день срока для устранения выявленных расхождений - 07.02.2019 года. По состоянию на 24:00 часов 07.02.2019 года, расхождения страхователем не устранены.
В связи с вышеизложенным, по результатам проверки полноты и достоверности представленных в территориальный орган ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета, специалистом отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями Управления, в связи с обнаружением факта представления должником неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 28.03.2019 N 036S18190006377 (апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2016).
Указанный акт был направлен в адрес должника по почте заказным письмом 29.03.2019 (копия списка внутренних почтовых отправлений прилагается), которое считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
По факту наличия расхождений между представленными страхователем форм отчетности по форме СЗВ-М за периоды апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года и РСВ-1 за периоды полугодие 2016, 9 месяцев года и год 2016 Управлением принято Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования от 30.04.2019 N 036S19190008375
Согласно положениям абзаца 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Принимая во внимание положения статьи 17 Закона N 27-ФЗ, а также законодательно установленные сроки предоставления вышеуказанных форм отчетности, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен был узнать о правонарушении не ранее 20.08.2016 - срок предоставления формы РСВ-1 за полугодие 2016.
Фактически отчетность по форме РСВ-1 за полугодие 2016 представлена страхователем 06.07.2016.
Решение принято Управлением 30.04.2019, то есть до истечения срока давности.
Расчет штрафа произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства: 9 x 500 руб. = 4 500 руб.
Срок обращения управления в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций не пропущен.
При таких обстоятельствах суд безосновательно отказал управлению в удовлетворении его заявления.
Так как обстоятельства дела судом установлены верно, но неправильно применены нормы материального права, обжалуемое решение следует отменить, заявление управления удовлетворить, взыскать с фонда 4500 руб. финансовых санкций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2020 по делу N А63-19124/2019 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное).
Взыскать с межрегионального детского благотворительного фонда "Будущее детям" (г. Пятигорск, ОГРН 1102600001701) 4500 рублей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19124/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ-КУРОРТУ ПЯТИГОРСКУ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БУДУЩЕЕ ДЕТЯМ"
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БУДУЩЕЕ ДЕТЯМ"