г. Краснодар |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А53-106/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Трифоновой Л.А., без вызова и участия истца - межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Новочеркасское" (ИНН 6150068224, ОГРН 1116183003397), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Экоград-Н" (ИНН 6150074556, ОГРН 1136183002988), рассмотрев кассационную жалобу межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Новочеркасское" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А53-106/2020, установил следующее.
Межмуниципальное управление МВД России "Новочеркасское" (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Экоград-Н" (далее - ответчик, общество) о взыскании 48 294 рублей 64 копеек штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судом изготовлено мотивированное решение от 23.03.2020.
Решением от 23.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.06.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты со ссылкой на неправомерность выводов судов о недоказанности истцом факта нарушения ответчиком графика вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что управление (потребитель) и общество (региональный оператор) заключили государственные контракты от 21.11.2018 N 2/18/НП/БУ, от 22.03.2019 N 156/НП/БУ, от 10.09.2019 N 201/НП/БУ и от 26.09.2019 N 207/НП/БУ, по которым региональный оператор обязался принимать ТКО, обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель - оплачивать услуги в пределах единого тарифа. Объем коммунальных отходов, места накопления и периодичность вывоза определяются сторонами в приложениях N 1, 2 (пункты 2.2 контрактов).
О нарушении условий контракта потребитель до 19 часов 00 минут текущего дня ставит в известность регионального оператора по телефону 8-800-222-89-00 с указанием номера контракта, адреса объекта, фамилии, имени, отчества и контактного номера телефона. В противном случае региональный оператор освобождается от ответственности, при этом риск наступления неблагоприятных последствий несет потребитель. В случае неустранения региональным оператором нарушений по контракту, потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по контракту и вручает его представителю регионального оператора. Уведомление о времени и месте составления акта направляется по адресу регионального оператора и/или обособленного представителя. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2-х незаинтересованных лиц или с использованием фото и (или) видеофиксации и в течение 3-х рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3-х рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта, региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3-х рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3-х рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором. В случае получения возражений регионального оператора, потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт (пункты 8.1 - 8.4 контрактов).
Пунктами 8.7, 9.7 контрактов предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 10% цены контракта (в случае, если цена контракта не превышает 3 млн рублей).
Ссылаясь на нарушение обществом условий контрактов в части периодичности вывоза ТКО, управление обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По правилам части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - постановление N 1042) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в сумме 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн рублей.
Суды приняли во внимание подход, сформулированный в пункте 37 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, а также обеспечительную функцию неустойки как инструмента правового воздействия на участников гражданского оборота при установлении фактов совершения исполнителем по контракту нескольких самостоятельных однородных нарушений (неустановка контейнеров, нарушение графика вывоза твердых бытовых отходов и уборки контейнерной площадки) допустимо взыскание с него нескольких штрафов, в том числе за каждое однородное нарушение обязательств, в том числе являющееся длящимся, например, неустановка контейнеров, либо за каждый факт нарушения графика вывоза твердых бытовых отходов или неисполнение обязанности по содержанию контейнерной площадки в надлежащем состоянии и т.п.
Суды установили, что в разделе 8 контракта от 21.11.2018 и разделе 7 контрактов от 22.03.2019, от 10.09.2019, от 26.09.2019 стороны согласовали порядок фиксации нарушений по контрактам. Согласно пункту 8.1 контракта от 21.11.2018 и пунктам 7.1 контрактов от 22.03.2019, от 10.09.2019, от 26.09.2019 в том случае, если потребитель до 19 часов 00 минут текущего дня не поставит в известность регионального оператора о нарушении условий контракта, региональный оператор освобождается от ответственности, при этом риск наступления неблагоприятных последствий несет потребитель.
В нарушение статьи 65 АПК РФ истец не представил доказательств соблюдения им порядка фиксации нарушений по контрактам - уведомления регионального оператора о допущенном нарушении, периодичности оказания услуги, составления актов о нарушении обществом обязательств по контрактам.
Суды указали, что под просрочкой исполнения ответчиком обязательств по вывозу мусора следует понимать совершение того же количества рейсов по вывозу мусора, которое согласовано сторонами в договоре, но в иные дни. В материалы дела не представлено доказательств соблюдения истцом установленного контрактами порядка оформления допущенных ответчиком нарушений контракта - вывоза ТКО в согласованном сторонами количестве рейсов.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.
Проверив в порядке статей 286, 287 АПК РФ законность судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о соответствии выводов, содержащихся в судебных актах, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суды не допустили существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли бы на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А53-106/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - постановление N 1042) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в сумме 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн рублей.
...
В нарушение статьи 65 АПК РФ истец не представил доказательств соблюдения им порядка фиксации нарушений по контрактам - уведомления регионального оператора о допущенном нарушении, периодичности оказания услуги, составления актов о нарушении обществом обязательств по контрактам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф08-6124/20 по делу N А53-106/2020