г. Краснодар |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А32-41096/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителя заявителя - товарищества собственников жилья "Авангард" (ИНН 2311083099, ОГРН 1052306467916) - Остапченко М.В. (доверенность от 14.02.2020), в отсутствие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А32-41096/2019, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Авангард" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) от 06.08.2019 N 23/001/001/842/2019-8041 об отказе в государственной регистрации; возложении на управление обязанности по внесению в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 сведений: вид разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного жилого дома; вид права - общая долевая собственность; субъект права - собственники помещений многоквартирного дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы в г. Краснодаре.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры".
Решением от 19.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.06.2020, заявление удовлетворено частично: признано незаконным решение управления, выраженное в сообщении от 06.08.2019 N 23/001/001/842/2019-8041, об отказе в государственной регистрации, с возложением на регистрирующий орган обязанности по осуществлению государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 за собственниками помещений многоквартирного дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы в г. Краснодаре; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; в пользу товарищества с управления взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что товарищество осуществляет управление многоквартирным жилым домом на основании решения общего собрания, в связи с чем 20.04.2019 обратилось в управление с заявлением об осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка за владельцами помещений дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы в г. Краснодаре, с приложением необходимых документов, подписанных председателем правления товарищества Климовым С.А. Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 23.08.2014 N 17 (вопрос 12) продлены полномочия председателя товарищества Климова С.А. по оформлению земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей территории. Несмотря на то, что товарищество не является собственником помещений в многоквартирном доме, оно не лишено возможности обратиться в управление с заявлением о государственной регистрации права в соответствии с пунктом 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс). Кроме того, в пункте 14 заявления о регистрации права, направленного товариществом, указано, что заявитель просит внести сведения о правообладателе земельного участка (собственники многоквартирного жилого дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы), что свидетельствует о действиях от имени и в интересах жильцов. Доводы управления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записи о многоквартирном доме, отклонены, учитывая разрешительную документацию, акты ввода дома в эксплуатацию, акты приема-передачи дома, а также неоднократное рассмотрение судами общей юрисдикции заявлений собственников помещений о признании права общей долевой собственности на спорный земельный участок. В части требований товарищества о возложении на управление обязанности по внесению сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 о виде разрешенного использования (для эксплуатации многоквартирного жилого дома) суды отказали, поскольку вид разрешенного использования относится к дополнительным сведениям, которые согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) вносятся в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке. Управление в данном случае не вправе самостоятельно осуществлять изменение вида разрешенного использования земельного участка по заявлению собственников помещений многоквартирного жилого дома в лице представителя.
В кассационной жалобе управление просит решение от 19.03.2020 и постановление апелляционного суда от 10.06.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что по сведениям ЕГРН товарищество не является собственником жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, ввиду чего не может обращаться с подобным заявлением. Указание в пункте 14 заявления всех собственников многоквартирного дома также не соответствует нормам действующего законодательства, заявителю необходимо указать конкретного субъекта права собственности на участок. Кроме того, в ЕГРН отсутствуют данные о кадастровых номерах расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, следовательно, государственная регистрации права собственности невозможна. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 - для эксплуатации зданий и сооружений университета. В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения входят в дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества. Согласно части 2 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
В целях устранения причин приостановления государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок заявителю необходимо привести в соответствие жилищному законодательству сведения об участке с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 (разрешенное использование), предоставить заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на спорный участок от надлежащего лица (собственника жилого помещения многоквартирного жилого дома) и уплатить государственную пошлину; подтвердить также, что жилое помещение входит в состав многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0141004:1015.
В отзыве товарищество ссылается на наличие полномочий на подачу заявления о регистрации права общей долевой собственности на спорный земельный участок (протоколы общего собрания владельцев помещений). Согласно публичной кадастровой карте, многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 23:43:0141004:218 расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0141004:1015. Довод управления об инициировании процедуры изменения вида разрешенного использования участка именно товариществом, неправомерен, так как с подобным заявлением вправе обращаться правообладатель земельного участка. Более того, в настоящее время управление внесло в ЕГРН сведения о праве общей долевой собственности владельцев помещений в многоквартирном жилом доме N 33/8 по ул. 40-летия Победы г. Краснодара.
В судебном заседании представитель товарищества просил оставить в силе обжалуемые судебные акты как законные и обоснованные.
Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав процессуального представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 20.04.2019 товарищество обратилось в управление с заявлением об осуществлении государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:014004:1015, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. 40-летия Победы, с приложением следующих документов: приказ о назначении (руководителя или иного уполномоченного лица) от 18.09.2008 N 1; свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе от 11.08.2005 серии 23 N 004159106; свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 11.08.2005 серии 23 N 004158822; выписка из ЕГРЮЛ от 12.04.2019; протокол общего собрания членов товарищества от 26.05.2018 N 23; протокол общего собрания членов товарищества от 23.08.2014 N 17; устав товарищества от 14.12.2013; свидетельство о государственной регистрации права от 13.08.2009 серии 23-АЕ N 912306; адресная справка от 05.07.2007 N 2313-7161; акт приема-передачи 16-ти этажного 4-х секционного 272-х квартирного жилого дома от 02.06.2008; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.05.2008 N RU23306000-477-в; разрешение на строительство от 28.03.2008 N RU 23306000-645-р; протокол общего собрания участников долевого строительства от 15.06.2005; договор о долевом участии в строительстве жилого дома от 07.05.2001; акт приемки законченного строительством объекта от 27.05.2008; межевой план на бумажном носителе с CD-диском от 10.10.2012.
При проведении правовой экспертизы документов орган регистрации установил, что за государственной регистрацией обратилось товарищество, которое согласно сведениям ЕГРН не является собственником жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме; на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 установлено как для эксплуатации зданий и сооружений университета.
Регистрационные действия по заявлению товарищества были приостановлены на срок до 06.08.2019, по истечении которого орган регистрации принял решение об отказе в государственной регистрации внесения в ЕГРН необходимых изменений, явившееся основанием обращения заявителя в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198 - 201 Кодекса для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного Закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.12.2009 серии 23-АЖ N 153594, за федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры" на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок с кадастровым номером 13:43:0141004:144, являющийся федеральной собственностью, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33, вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений института.
Из письма Министерства культуры Российской Федерации от 01.04.2003 N 2216-01-58/80 следует, что разрешение на строительство от 28.03.2008 N 645-р выдано департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, на части земельного участка, которому впоследствии присвоен кадастровый номер 23:43:014004:1015, возведен многоквартирный жилой дом, (адрес: г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33/8), введенный в эксплуатацию на основании разрешения от 27.05.2008 N RU 23306000-477-в.
В пункте 66 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Также, в силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Как разъяснено в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения.
Как правильно указали суды обеих инстанций, товарищество в лице председателя Климова С.А. обладает полномочиями на подачу заявления о внесении в ЕГРН сведений о праве общей долевой собственности на спорный земельный участок согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 23.08.2014 N 17, которым продлены полномочия данного лица.
В соответствии с пунктом 8 статьи 138 Жилищного кодекса товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В части требований товарищества о возложении обязанности на управление внести в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 сведения о виде разрешенного использования (для эксплуатации многоквартирного жилого дома), правомерно отказано ввиду следующего.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения входят в дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Документальных доказательств, подтверждающих обращение собственников многоквартирного дома с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка под многоквартирным домом в органы местного самоуправления или в органы государственной власти, материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены, основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А32-41096/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения входят в дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф08-5996/20 по делу N А32-41096/2019