город Ростов-на-Дону |
|
10 июня 2020 г. |
дело N А32-41096/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Ереминой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.,
при участии:
от заявителя - представитель Остапченко М.В. по доверенности, удостоверение;
от управления - представитель не явился, извещен;
от третьих лиц - представители не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.03.2020 по делу N А32-41096/2019
по заявлению ТСЖ "Авангард"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры",
о признании ненормативного акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Авангард" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 06.08.2019 N 23/001/001/842/2019-8041 об отказе в государственной регистрации;
- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 следующие сведения:
вид разрешенного использования: для эксплуатации многоквартирного жилого дома;
вид права: общая долевая собственность;
субъект права: собственники помещений многоквартирного дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы в г. Краснодаре.
Решением суда от 19.03.2020 признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации, выраженный в сообщении от 06.08.2019 N 23/001/001/842/2019-8041.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обязано осуществить регистрацию права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 за собственниками помещений многоквартирного дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы в г. Краснодаре.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (г. Краснодар, ул. Ленина 28) в пользу товарищества собственников жилья "Авангард" (г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33/8, ИНН 2311083099, ОГРН 1052306467916) взыскано 3 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 20.08.2019 N 128.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что ТСЖ "АВАНГАРД" не является собственником жилых помещений расположенных в многоквартирном жилом доме, в связи с чем, данное лицо не может обращаться за данной регистрацией. Заявителю необходимо было указать конкретного субъекта права, за которым необходимо было зарегистрировать право. Согласно сведениям ЕГРН на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости. Согласно сведениям из ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером: 23:43:0141004:1015 установлено как для эксплуатации зданий и сооружений университета. В связи с тем, что по истечении срока приостановления государственной регистрации не были устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации, государственным регистратором 06.08.2019 в соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ было принято решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0141004:1015. Одной из основных причин для принятого отказа послужило именно отсутствие оснований для проведения регистрационных действий в соответствии с жилищным законодательством. Заявителю в судебных актах по делу N А32-32257/2018 были разъяснены необходимые действия для осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении указанного объекта. Подача нового заявления от 20.04.2019 N 23/001/001/842/2019-8041, причин, которые препятствовали провести регистрационные действия, не устраняло. Заявление от 20.04.2019 N 23/001/001/842/2019-8041 представлено в отношении регистрации права общей долевой собственности, но не изменений объекта недвижимости в государственном кадастровом учете.
В судебное заседание представители управления и третьих лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.04.2019 ТСЖ "Авангард" обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:014004:1015, расположенного по адресу:
г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. 40-летия Победы, с приложением следующих документов:
- приказ о назначении (руководителя или иного уполномоченного лица) от 18.09.2008 N 1;
- свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе от 11.08.2005 серия 23 N 004159106;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 11.08.2005 серия 23 N 004158822;
- выписка из ЮГРЮЛ от 12.04.2019;
- протокол общего собрания членов ТСЖ "Авангард" от 26.05.2018 N 23;
- протокол общего собрания членов ТСЖ "Авангард" от 23.08.2014 N 17;
- устав ТСЖ "Авангард" от 14.12.2013;
- свидетельство о государственной регистрации права от 13.08.2009 серия 23-АЕ N 912306;
- адресная справка от 05.07.2007 N 2313-7161;
- акт приема-передачи 16-ти этажного 4-х секционного 272 квартирного жилого дома от 02.06.2008;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.05.2008 N RU23306000-477-в;
- разрешение на строительство от 28.03.2008 N RU 23306000-645-р;
- протокол общего собрания участников долевого строительства от 15.06.2005;
- договор о долевом участии в строительстве жилого дома от 07.05.2001;
- акт приемки законченного строительством объекта от 27.05.2008;
- межевой план на бумажном носителе с CD диском от 10.10.2012.
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором установлено, что за государственной регистрацией обратилось ТСЖ "Авангард", которое согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости не является собственником жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме.
Так же, согласно сведениям ЕГРН на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости.
Кроме того, согласно сведениям ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 установлено как для эксплуатации зданий и сооружений университета.
В связи с чем ответчиком приостановлены действия по государственной регистрации прав по заявлению товарищества до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до 06.08.2019.
В целях устранения причин приостановления заявителю необходимо было:
- привести в соответствие с жилищным законодательством сведения о земельном участке с кадастровым номером: 23:43:0141004:1015 (разрешенное использование);
- предоставить заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 от надлежащего лица (собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме) и оплатить государственную пошлину, подтвердить, что жилое помещение входит в состав многоквартирного жилого дома расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 23:43:0141004:1015.
В связи с тем, что по истечении срока приостановления государственной регистрации не были устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации, государственным регистратором 06.08.2019 принято решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0141004:1015.
Не согласившись с отказом контролирующего органа в государственной регистрации права, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных названным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.12.2009 серия 23-АЖ N 153594, за федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры" (далее - институт) на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок с кадастровым номером 13:43:0141004:144, являющийся федеральной собственностью, расположенный по адресу:
г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации данному земельному участку установлен вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений института.
На основании письма Министерства культуры Российской Федерации от 01.04.2003 N 2216-01-58/80, разрешения на строительство от 28.03.2008 N 645-р, выданного департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, на части указанного земельного участка (которому впоследствии присвоен кадастровый номер 23:43:014004:1015) возведен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33/8.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 27.05.2008 N RU 23306000-477-в, выданному департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, жилой дом введен в эксплуатацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
ТСЖ "Авангард" на основании решения общего собрания собственников помещений осуществляет управление указанным выше многоквартирным жилым домом.
Из материалов дела видно, что 20.04.2019 ТСЖ "Авангард" обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:014004:1015, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.40-летия Победы, за собственниками помещений многоквартирного дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы в г. Краснодаре, с приложением необходимых для регистрации документов.
По результатам проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов Управлением Росреестра по Краснодарскому краю установлено, что с заявлением об осуществлении государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:014004:1015, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им.40-летия Победы, в Управление Росреестра по Краснодарскому краю обратилось ТСЖ "Авангард", которое согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, не является собственником жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме.
Так же, согласно сведениям ЕГРН на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости.
Кроме того, управление пришло к выводу о том, что согласно кадастровому паспорту земельного участка, а также актуальным сведениям государственного кадастра недвижимого имущества разрешенное использование указанного земельного участка - для эксплуатации зданий и сооружений университета. Спор о необходимой площади земельного участка для эксплуатации спорного многоквартирного дома отсутствует.
Изложенные доводы управление также приводит в апелляционной жалобе в обоснование занимаемой правовой позиции об отсутствии оснований для регистрации права по заявлению ТСЖ "Авангард".
Суд апелляционной инстанции полагает доводы заявителя жалобы неправомерными в силу следующего.
В пункте 66 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Также, в силу частей 2 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П (пункт 2.1) отметил, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а в Законе N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как разъяснено в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения.
Управление в жалобе сослалось на то, что ТСЖ "Авангард" не является собственником жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, в связи с чем невозможно осуществление регистрационных действий по заявлению представителя товарищества.
Из материалов дела следует, что заявление о регистрации права, поданное в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, подписано от имени ТСЖ "Авангард" Климовым С.А., который является председателем правления ТСЖ и собственником квартиры многоквартирного дома (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 13.08.2019 N 23-АЕ 912306).
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 17 от 23.08.2014 (вопрос 12) продлены полномочия председателя ТСЖ "Авангард" Климова С.А. по оформлению земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей территории.
В соответствии с пунктом 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Отклоняя данные доводы управления, суд первой инстанции обоснованно указал, что, несмотря на то, что ТСЖ "Авангард" не является собственником помещений в многоквартирном доме, оно не лишено возможности обратиться в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права, поскольку уполномочено правлением товарищества на такое обращение.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенными в постановлении от 17.04.2019 по делу N А32-32257/2018.
При этом, апелляционный суд отмечает, что в рамках дела N А32-32257/2018 отказ управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.09.2018 N 23/001/001/843/2018-1803 Климову Сергею Анатольевичу в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, участок 46, не был предметом рассмотрения.
Кроме того, в пункте 14 заявления о регистрации права, направленного товариществом ответчику, указано, что заявитель просит внести сведения о правообладателе земельного участка: собственники многоквартирного жилого дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы, что свидетельствует о том, что ТСЖ, подавая заявление в регистрирующий орган, действовало от имени и в интересах собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Довод управления о том, что согласно сведениям ЕГРН на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости получил надлежащую правовую оценку в суде первой инстанции и подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку Управлением Росреестра по Краснодарскому краю не оспаривается, что многоквартирный жилой дом расположен на спорном земельном участке, указанный дом введен в эксплуатацию, право собственности на квартиры зарегистрировано за собственниками помещений многоквартирного дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы в г. Краснодаре.
Более того, данные доводы жалобы признаются судебной коллегией беспредметными, учитывая разрешительную документацию, акты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, акты приема-передачи дома и т.д., а также факт неоднократного рассмотрения судами общей юрисдикции заявлений от собственников о признании права общей долевой собственности на спорный земельный участок под многоквартирным домом N 33/8 по ул. 40-летия Победы (судами установлено и материалами дела подтверждается фактическое использование земельного участка - эксплуатации многоквартирного жилого дома).
Учитывая, в том числе, выводы судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда в определении от 28.07.2015 по делу N 33-14951/2015 об отказе в удовлетворении требований ввиду избрания собственниками ненадлежащего способа защиты права (так как права и законные интересы собственников подлежат защите путем оспаривания действий (бездействий)), суд апелляционной инстанции руководствуется принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса) и поддерживает выводы суда о том, что отсутствие в ЕГРН сведений о наличии жилого дома на спорном земельном участке не может являться препятствием для регистрации права собственности на земельный участок за собственниками помещений многоквартирного жилого дома.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 за собственниками помещений многоквартирного дома N 33/8 по ул. 40-летия Победы в г. Краснодаре.
В части требований товарищества об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141004:1015 сведения о виде разрешенного использования: для эксплуатации многоквартирного жилого дома, судом первой инстанции отказано ввиду следующего.
С учетом положений части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом в органы местного самоуправления или в органы государственной власти вправе обратиться собственник помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения в кадастр недвижимости входят в дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 названного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Учитывая изложенное, судом отмечено, что Управление Росреестра по Краснодарскому краю в данном случае не вправе самостоятельно осуществлять изменение вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления представителя собственников помещений многоквартирного жилого дома. Документальных доказательств, подтверждающих факт обращения собственников с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка под многоквартирным домом в органы местного самоуправления или в органы государственной власти, в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2020 по делу N А32-41096/2019 оставить без изменения, апеллля3ионную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41096/2019
Истец: ТСЖ "Авангард"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КК и РА, Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры"