г. Краснодар |
|
24 сентября 2020 г. |
Дело N А32-30279/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Дереки Ф.И. (доверенность от 10.01.2020), от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гонтаревой Людмилы Яковлевны (ИНН 234304467720, ОГРНИП 311234319500022) - Кизельбашевой А.А. (доверенность от 16.07.2020), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А32-30279/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гонтаревой Л.Я. (далее - предприниматель) о взыскании 10 200 тыс. рублей гранта.
Решением суда от 17.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.07.2020, в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о нарушении получателем гранта обязанностей по соблюдению условий его предоставления, нецелевого использования гранта, представления недостоверных сведений и документов.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на нарушение предпринимателем условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 3.2.8 Соглашения о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы в Краснодарском крае от 11.08.2016 N 2494 (далее - Соглашение), подпункта 11 пункта 5 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.10.2012 N 1285 (далее - Порядок N 1285), поскольку предприниматель не уплатил пропорционально по заключенным договорам 4180 тыс. рублей собственных средств. Министерству не предоставлены документы, подтверждающие целевое расходование гранта по плану расходов.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в соответствии с Порядком N 1285 на основании протокола от 29.07.2016 N 2 оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссии министерство и предприниматель заключили Соглашение, по которому предпринимателю перечислили 10 200 тыс. рублей гранта.
Министерство направило предпринимателю уведомление от 19.02.2019 N 206-03-05-1455/19 о возврате 10 200 тыс. рублей средств полученного гранта, где отражено, что по результатам проверки отчета о достижении показателей результативности и целевого расходования гранта, представленного по состоянию на 01.01.2019, и документов о целевом расходовании гранта установлено следующее. При оплате техники, оборудования, услуг по строительно-монтажным работам средства гранта израсходованы в полном объеме, собственные денежные средства, предусмотренные планом расходов, - частично; в министерство представлен неполные документы о целевом расходовании гранта.
В связи с неисполнением предпринимателем требования министерства о возврате гранта, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований удовлетворить заявленное министерством требование. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Порядок N 1285 определяет условия и механизм предоставления за счет средств краевого бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений, для ведения иных видов деятельности в области производства сельскохозяйственной продукции в рамках мероприятия "Содействие развитию агропромышленного комплекса (с учетом достижения целевых показателей)" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944.
Для участия в конкурсном отборе крестьянское (фермерское) хозяйство должно отвечать следующим требованиям (условиям): заявитель обязуется оплачивать не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретения по плану расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретения (подпункт 11 пункта 5 Порядка N 1285).
Грант предоставляется заявителю на следующие цели: разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкция, ремонт или модернизация семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкция, ремонт или модернизация производственных объектов по переработке животноводческой продукции; комплектация семейной животноводческой фермы и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для производства продукции растениеводства), а также их монтаж; приобретение сельскохозяйственных животных. Грант должен быть израсходован на цели, предусмотренные пунктом 6 Порядка N 1285, в течение 24 месяцев со дня поступления средств гранта на лицевой счет заявителя (пункт 6 Порядка N 1285).
Условия предоставления гранта установлены в пункте 2.1 Соглашения, исходя из него предоставление получателю гранта осуществляется при условии оплаты получателем не менее 40 процентов от стоимости каждого наименования статей расходов по плану расходов, включающему расходы в разрезе наименований (статей), соответствующих целям, предусмотренным настоящим соглашением, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов и за счет не субсидируемых кредитов не более 30 процентов.
Обязанности получателя гранта установлены в пункте 3.2 Соглашения, и включают в том числе такие, как: в случае нарушения условий предоставления гранта и (или) установления факта предоставления ложных сведений в целях получения гранта произвести возврат гранта на условиях и в порядке, установленном Порядком и иными правовыми актами (пункт 3.2.5); оплатить за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ, оказанных услуг, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретения. В качестве собственных средств получатель может предъявлять не более 30 процентов несубсидируемых кредитов (пункт 3.2.8); использовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 24 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет (пункт 3.2.9); представлять в министерство: копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40 процентов, заверенные получателем (предоставляются по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта, по перечню документов, утвержденному министерством, заверенные получателем (представляются по мере целевого использования гранта) (пункт 3.2.14).
Проанализировав положения Порядка N 1285, Соглашения, суд отметил, что обязанность получателя гранта использовать его на цели, указанные в плане расходов, в течение 24 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет, установлена исключительно для исполнения получателем гранта обязанности по целевому использованию гранта, что следует из буквального толкования пункта 3.2.9 Соглашения.
При этом обязанность получателя гранта по оплате за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретения, установлена пунктом 3.2.8 Соглашения и не содержит указания на сроки выполнения этой обязанности.
Кроме того, ссылка на сроки осуществления софинансирования за счет собственных средств, оговоренные пунктом 2.1 Соглашения, нарушение которого вменено предпринимателю, также отсутствует, равно как в ней нет и ссылки на пункт 3.2.9 Соглашения.
Суд сделал вывод о том, что условие Соглашения о сроках осуществления получателем гранта софинасирования собственными средствами в полном объеме не сформулированы министерством в соглашении надлежащим образом, позволяющим делать однозначные выводы при его фактическом исполнении лицом, получившим грант.
По этим основаниям суд правомерно отклонил довод министерства о том, что установленная пунктом 3.2.9 Соглашения обязанность предпринимателя по целевому использованию полученных из бюджета денежных средств в течение 24 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет включает в себя также обязанность в течение этого срока софинасирования собственными средствами в полном объеме.
Суд отметил неприведение министерством доводов о нарушении получателем гранта обязанности по целевому использованию полученных из бюджета денежных средств в течение 24 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет, исполнение предпринимателем в полном объеме обязанности использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет.
Проверяя довод министерства о непредставлении предпринимателем документов, подтверждающих целевое использование гранта, суд установил представление им отчетов о целевом расходовании гранта на развитие семейной животноводческой фермы по состоянию на 01.01.2017, о достижении показателей результативности и целевом расходовании гранта по состоянию на 01.01.2018, о достижении показателей результативности и целевом расходовании гранта по состоянию на 01.01.2019.
Проверяя соблюдение получателем гранта условия о его целевом использовании применительно к каждому наименованию приобретаемого имущества, выполненных работ, оказанных услуг (применительно к каждой статье расходов), поименованных в плане расходов по развитию семейной животноводческой фермы, суд указал, что этот план применительно к пунктам о: приобретении танка для охлаждения молока, линейного молокопровода, кормораздатчика КТУ-6, трактора МТЗ-82/1, строительстве санпропускника с дизбарьером, летних выгульных базов, - исполнены в полном объеме; применительно к пунктам о: приобретении комбикормового завода, реконструкции корпусов N 1 и 2 для содержания крупного рогатого скота (далее - КРС), закупке КРС (нетели), - исполнен в части.
Ссылаясь на частичное исполнение названных условий Соглашения, план расходов, суд принял во внимание доводы предпринимателя о задержке сроков освоения гранта из-за объективных причин, не зависящих от его воли: за счет средств гранта предполагалась реконструкция молочной фермы, находящейся у предпринимателя в долгосрочной аренде, которая предполагалась к приобретению в собственность. Однако, у продавца (ООО "МТС Кубаньагротехнология") в тот период происходила смена собственника, в связи с чем все действия по продаже фермы приостановлены. В марте 2018 года заключен договор купли-продажи объектов фермы, после чего началось проведение работ по межеванию земельного участка прифермерской территории, необходимой для функционирования фермы. Во время оформления земельно-правовой документов также возникли сложности, что отразилось на сроках начала освоения гранта. В целях разрешения возникших вопросов 05.04.2018 проводилось заседание межведомственной комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования Новокубанского района Краснодарского края, на котором рассматривался вопрос обоснования предпринимателем величины площади, необходимой для обеспечения деятельности фермы, необходимого при постановке земельного участка на кадастровый учет. Кроме того, потребовалось дополнительное время на восстановление недостающей технической документации, необходимой для осуществления государственной регистрации объектов недвижимости, а также осуществление работ по восстановлению инфраструктуры, на проведение которых потребовалось около 2 млн рублей, израсходованных предпринимателем из собственных средств до начала освоения средств гранта.
Применительно к пункту соглашения о приобретении комбикормового завода, суд согласился с доводами предпринимателя о том, что денежные средства не уплачены в полном объеме до настоящего времени, поскольку часть оборудования, входящего в состав комбикормового завода (циклон БЦР-675, измельчитель соломы КР-2, транспортер секционный шнековый и весы механические) недопоставлена поставщиком (ООО "МС Агро") из-за задержки заводом-изготовителем, и окончательная оплата по договору поставки будет осуществлена предпринимателем из собственных средств после поставки комбикормового завода в полном объеме.
Применительно к пунктам о реконструкции корпусов N 1 и 2 для содержания КРС, суд также признал обоснованными доводы предпринимателя о том, что оплата в полном объеме не произведена в связи с тем, что работы частично не завершены, а также потребовалось проведение дополнительных работ; учел, что окончательный расчет по заключенным договорам осуществляется по окончании работ; в материалы дела представлены дополнительные соглашения, продлевающие сроки окончания работ до II квартала 2020 года.
Применительно к пункту о закупке КРС (нетели) суд признал обоснованными доводы предпринимателя о том, что оплата в полном объеме не произведена в связи с тем, что после заключения договора купли-продажи выяснилось, что у продавца не оказалось в наличии необходимое количество поголовья, отвечающего требованиям ветеринарно-санитарных норм и условиям договора купли-продажи. С участием ветеринарного врача-гинеколога у продавца отобрали 24 головы нетелей; в настоящее время предприниматель занимается поиском и подбором КРС для приобретения за счет собственных средств 26 голов нетелей, как это предусмотрено планом расходов.
Суд также учел осуществление специалистами Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Новокубанского района Краснодарского края и ГБУ "Ветуправление Новокубанского района" комиссионного выезда 16.05.2019 на территорию Ляпинского сельского поселения Новокубанского района в с. Камышеваха к предпринимателю с целью мониторинга освоения денежных средств гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и проверки исполнения Соглашения, по итогам которого установила, 10 200 тыс. рублей полученного гранта израсходованы в полном объеме по назначению. Собственные средства внесены не в полном объеме в связи с поздним сроком начала освоения средств по Соглашению. Грант получен 24.08.2016, а освоение началось с 15.07.2018 в связи с непредвиденными обстоятельствами.
На текущий момент ферма функционирует, а до 2024 корпуса фермы позволит содержать в количестве 300 голов КРС и 150 коров молочного скота. Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального образования Новокубанского района Краснодарского края просило пересмотреть вопрос по возврату гранта и увеличить срок для полного освоения собственных средств, не исполненных по статьям затрат по плану расходов по развитию семейной животноводческой фермы предпринимателя.
Учитывая факт целевого использования предпринимателем полученного гранта, что министерство не оспаривает, а также неисполнение до настоящего времени части мероприятий, поименованных в плане расходов (приобретение комбикормового завода, реконструкция корпусов N 1 и 2 для содержания КРС, закупка КРС (нетели)) по независящим от воли предпринимателя обстоятельствам, а принятые последним меры к исполнению условий Соглашения достаточными и необходимыми, суд указал, что при установленных им обстоятельствах само по себе нарушение обязательства по предоставлению отчетности, установленного пунктом 3.2.14 Соглашения, не является достаточным и безусловным основанием для истребования суммы гранта, при условии доказанности его целевого использования; отсутствует объективная возможность представления отчетной документации до фактического исполнения указанных мероприятий.
Принимая во внимание пункт 24 Порядка N 1285, пункт 4.4 Соглашения, суд не выявил наличие нарушений получателем гранта обязанностей по соблюдению условий его предоставления, нецелевого использования, представления недостоверных сведений и документов. Пункт 24 Порядка N 1285 не предусматривает такое основание для возврата гранта, как его непропорциональное расходование (несоблюдение 40% соотношения собственных средств в рассматриваемом случае), из приводимых министерством оснований возврата гранта (непредставление или неполное представление документов о расходовании гранта) предприниматель, как установил суд, не допускал.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения заявленного требования, правильно применили к конкретным фактическим обстоятельствам дела статьи 21, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка N 1285, Соглашения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к конкретным исключительным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А32-30279/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Дереки Ф.И. (доверенность от 10.01.2020), от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гонтаревой Людмилы Яковлевны (ИНН 234304467720, ОГРНИП 311234319500022) - Кизельбашевой А.А. (доверенность от 16.07.2020), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А32-30279/2019, установил следующее.
...
Принимая во внимание пункт 24 Порядка N 1285, пункт 4.4 Соглашения, суд не выявил наличие нарушений получателем гранта обязанностей по соблюдению условий его предоставления, нецелевого использования, представления недостоверных сведений и документов. Пункт 24 Порядка N 1285 не предусматривает такое основание для возврата гранта, как его непропорциональное расходование (несоблюдение 40% соотношения собственных средств в рассматриваемом случае), из приводимых министерством оснований возврата гранта (непредставление или неполное представление документов о расходовании гранта) предприниматель, как установил суд, не допускал.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения заявленного требования, правильно применили к конкретным фактическим обстоятельствам дела статьи 21, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка N 1285, Соглашения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2020 г. N Ф08-8112/20 по делу N А32-30279/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8112/20
02.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7153/20
17.03.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30279/19
20.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30279/19