г. Краснодар |
|
22 сентября 2020 г. |
Дело N А63-5917/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции (в режиме онлайн), от истца - Прокуратуры Ставропольского края (ИНН 2634003774, ОГРН 1022601995745) - Богаченко А.М. (служебное удостоверение), от ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аджиньязова Арсланбека Адимгереевича (ИНН 261403995330, ОГРНИП 312265117400462) - Дзалаева О.Ф. (доверенность от 25.02.2020), в отсутствие ответчика - администрации Нефтекумского городского округа (ИНН 2614021542, ОГРН 1172651027482) и третьего лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аджиньязова Арсланбека Адимгереевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А63-5917/2019, установил следующее.
Прокуратура Ставропольского края (далее - прокуратура) обратилась в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Аджиньязову Арсланбеку Адимгереевичу (далее - предприниматель, глава хозяйства), администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) с исковым заявлением, в котором просила:
- признать договор аренды от 18.04.2016 N 04, заключенный между администрацией муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края (далее - администрация сельсовета) и предпринимателем в отношении земельного участка, расположенного в границах муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета, из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства" с кадастровым номером 26:22:000000:8579, площадью 762 тыс. кв. м, недействительной (ничтожной) сделкой;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки, возложив на предпринимателя обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда, передать администрации земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:8579 по акту приема-передачи.
Иск основан на положениях статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 39.1, 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Требования мотивированы несоблюдением органом местного самоуправления публичных (конкурентных) процедур, влекущих недействительность (ничтожность) договора аренды от 18.04.2016 N 04. Совершение оспариваемой прокуратурой сделки повлекло нарушение прав (интересов) публично-правового образования и неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении земельного участка сельскохозяйственного назначения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020, исковые требования удовлетворены. Признан недействительным (ничтожным) договор аренды от 18.04.2016 N 04. На предпринимателя возложена обязанность возвратить администрации земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:8579.
Суды установили, что 23.12.2015 в газете совета депутатов муниципального образования поселения "Вестник" N 8 администрацией сельсовета опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении нескольких земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Участки предоставляются для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и его расширения в соответствии со схемами расположения земельных участков, разрешенное использование: "сельскохозяйственное использование" (ведение сельского хозяйства). Согласно публикации заявления принимаются по адресу: 356896, Ставропольский край, Нефтекумский район, а. Тукай-Мектеб, ул. Эдиге, 35 "а", администрацией сельсовета в рабочие дни с 9-00 до 16-00 часов, тел. 8 (86558) 5-41-72. Способ подачи заявления: личное обращение, посредством почтовой связи на бумажном носителе, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты в соответствии с форматом заявлений, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2015 N 7. Дата начала приема заявлений 23.12.2015. Дата окончания приема заявлений 23.01.2016. Информация о предоставлении земельных участков размещена на официальном сайте администрации сельсовета. От предпринимателя в администрацию сельсовета 18.01.2016 поступило три заявления (NN 3 - 5) о предоставлении в аренду трех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 254 тыс. кв. м каждый. На основании постановления главы муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от 18.04.2016 N 80, протокола заседания единой комиссии для проведения торгов по продаже, находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков и права на заключение договоров аренды таких участков на территории муниципального образования от 25.01.2016 N 02, главе хозяйства предоставлены в долгосрочную аренду три земельных участка с их объединением в земельный участок площадью 762 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:22:000000:8579. Между администрацией сельсовета и предпринимателем 18.04.2016 заключен договор N 04 аренды земельного участка, расположенного в границах муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета, площадью 762 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:22:000000:8579. Участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, предоставлен арендатору сроком на 49 лет. Договор от 18.04.20216 N 04 зарегистрирован 11.05.2016 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Прокуратура, ссылаясь на то, что при предоставлении земельного участка и заключении договора аренды была нарушена процедура, предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса, извещение о предоставлении земельного участка в аренду не размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru, обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора аренды недействительной (ничтожной) сделкой. Также прокуратура просила применить последствия недействительности оспариваемой сделки в виде возврата предпринимателем земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8579 администрации. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьей 167, 168 Гражданского кодекса, статей 39.1, 39.6, 39.15, 39.16, 39.18 Земельного кодекса, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Суды установили, что извещение о предоставлении в аренду спорного земельного участка на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещено не было. Размещение информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru направлено на обеспечение привлечения максимально возможного круга заинтересованных лиц к процедуре предоставления земельного участка и к обеспечению соблюдения интересов как самих этих лиц, так и публичных интересов. Публикация о предстоящем предоставлении земельного участка в газете совета депутатов муниципального образования поселения "Вестник" N 8 не может быть признана надлежащей, так как опубликованная информация содержала неполные и недостоверные сведения о площади земельного участка, виде его разрешенного использования, и месте его положения. Таким образом, администрация сельсовета, не разместив извещение о предоставлении в аренду спорного земельного участка на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, и впоследствии заключив договор с предпринимателем, нарушила предусмотренный статьей 39.18 Земельного кодекса порядок предоставления земельных участков. В результате допущенных нарушений сужен круг лиц, которые могли претендовать на получение исходных земельных участков в аренду. Оспариваемая сделка является ничтожной, поскольку при ее заключении был нарушен выраженный в изложенных нормах императивный запрет в части порядка передачи во владение и пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в отсутствие публикации на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что договор аренды от 18.04.2016 N 04 является недействительной (ничтожной) сделкой. Полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения и на межселенных территориях муниципального района, переданы с 01.01.2017 органам местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ). Поэтому судами на предпринимателя возложена обязанность по передаче (возврату) земельного участка площадью 762 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:22:000000:8579 администрации. Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Предприниматель обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. При рассмотрении дела обязательному установлению подлежали юридически значимые обстоятельства, позволяющие, исходя из действующих законодательных норм, предоставить спорный земельный участок главе хозяйства без проведения торгов. Федеральным законом от 13.07.2015 N 245-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"" в Закон N 101-ФЗ внесены изменения, который дополнен статьей 19.2. Согласно данной статье Закона N 101-ФЗ земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей и право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло до 07.07.2011, предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 настоящего Федерального закона, за исключением положения о сроке подачи заявления о предоставлении земельного участка без торгов. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 01.03.2016 обязан опубликовать в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 настоящего Федерального закона, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о возможности и об условиях приобретения таких земельных участков. Как следует из установленных арбитражным судом обстоятельств, в администрацию сельсовета 18.01.2016 поступило 3 заявления (NN 3 - 5) главы хозяйства. По данным заявлениям администрацией опубликовано извещение в газете "Вестник" совета депутатов муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от 23.12.2015 N 8 о возможном предоставлении указанных земельных участков сельскохозяйственного назначения, площадью 254 тыс. кв. м каждый. Данные утверждения не соответствуют материалам дела, так как дата публикации объявления на основании заявлений не может быть раньше даты самих заявлений. Администрацией публикация информационного сообщения N 8 была произведена не в связи с обращением предпринимателя в администрацию, а по общим основаниям, предусмотренным пунктом 5.1 Закона N 101-ФЗ. Данные обстоятельства имеют решающее значение при определении процедуры, в рамках которой следует рассматривать предоставление в аренду спорных земельных участков, объединенных в дальнейшем в один участок. При этом обстоятельства возникновения у администрации сельсовета права собственности на земельные участки, указанные в информационном сообщении, судами не устанавливались. Наличие у главы хозяйства прав на предоставление спорных участков без проведения торгов по основаниям, предусмотренных подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ судебными инстанциями не проверялись. Использовались ли предпринимателем на момент опубликования извещения данные участки, имел ли он льготное право на получение их в аренду (без торгов) судами также не выяснялось. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 определяет сайт www.torgi.gov.ru именно для случаев, когда законодательством установлено обязательное проведение торгов. Если же проведение торгов не обязательно, то соответственно информация о предоставлении земельного участка размещению на названном сайте не подлежит. Таким образом, публикации на сайте www.torgi.gov.ru подлежит информация, размещаемая на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, но никак не на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. При рассмотрении вопроса о правомерности предоставления главе хозяйства в аренду без торгов земельных участков, обязательному установлению подлежат обстоятельства их предоставления и наличие у предпринимателя права на получение таких участков в аренду без торгов, а не основания, указанные администрацией в процедуре оформления. Ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов: риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраниться за счет заинтересованного лица. Конфликтующие интересы отсутствуют, поскольку в соответствии с условиями договора аренды администрация имеет право в одностороннем порядке устанавливать, повышать или понижать арендную плату. Риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство.
Прокуратура в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Из положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать добросовестное фактическое использование испрашиваемого земельного участка до государственной регистрации прав публичной собственности на него. В нарушение статей 9, 41 и 65 Кодекса предприниматель не представлял судам первой и (или) апелляционной инстанций каких-либо доказательств, подтверждающих его право на получение спорного земельного участка на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Исходя из норм Земельного кодекса и Закона N 101-ФЗ, предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только при наличии у лица, обратившегося в уполномоченный орган, законных на то оснований и в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Ни Земельный кодекс, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" сайт www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта для размещения информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности. Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из необходимости публикации администрацией сельсовета сведений о намерении предоставить земельный участок в аренду или об объявления аукциона в соответствии с названным постановлением. Иной подход приведет к нарушению общих норм земельного законодательства и требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
От администрации и управления Росреестра отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель главы хозяйства, участвующий в судебном заседании в режиме веб-конференции (онлайн-заседание), поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель прокуратуры возражал против удовлетворения жалобы предпринимателя по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили. От управления Росреестра поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей главы хозяйства и прокуратуры, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 23.12.2015 в газете совета депутатов муниципального образования поселения "Вестник" N 8 администрацией сельсовета опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении нескольких земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Участки предоставляются в соответствии со статей 81 Земельного кодекса, статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и его расширения в соответствии со схемами расположения земельных участков. Разрешенное использование участков: "сельскохозяйственное использование" (ведение сельского хозяйства). Согласно публикации заявления принимаются по адресу: 356896, Ставропольский край, Нефтекумский район, а. Тукай-Мектеб, ул. Эдиге, 35 "а", администрацией сельсовета в рабочие дни с 9 до 16 часов, тел. (86558) 5-41-72. Способ подачи заявления: личное обращение, посредством почтовой связи на бумажном носителе, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты в соответствии с форматом заявлений, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2015 N 7. Дата начала приема заявлений 23.12.2015. Дата окончания приема заявлений 23.01.2016. Информация о предоставлении земельных участков размещена также на официальном сайте администрации сельсовета.
От предпринимателя в администрацию сельсовета 18.01.2016 поступило три заявления (N N 3 - 5) о предоставлении в аренду трех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 254 тыс. кв. м каждый.
На основании постановления главы муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от 18.04.2016 N 80, протокола заседания единой комиссии для проведения торгов по продаже, находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков и права на заключение договоров аренды таких участков на территории муниципального образования от 25.01.2016 N 02, главе хозяйства предоставлены в долгосрочную аренду три земельных участка с их объединением в земельный участок площадью 762 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:22:000000:8579.
Администрация сельсовета и предприниматель 18.04.2016 заключили договор N 04 аренды земельного участка, расположенного в границах муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета, площадью 762 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:22:000000:8579. Участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, предоставлен арендатору сроком на 49 лет. Договор от 18.04.20216 N 04 зарегистрирован 11.05.2016 в ЕГРН.
Прокуратура, ссылаясь на то, что при предоставлении земельного участка и заключении договора аренды была нарушена процедура, предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса, извещение о предоставлении земельного участка в аренду не размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru, обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора аренды недействительной (ничтожной) сделкой. Также прокуратура просила применить последствия недействительности оспариваемой сделки в виде возврата предпринимателем земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:8579 администрации.
На основании частей 1 и 2 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Согласно Закону Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" (далее - постановление от 23.03.2012 N 15) разъяснено следующее. В силу пункта 3 статьи 1 Закона о прокуратуре прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством. Таким образом, арбитражным судам при определении полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд с исковым заявлением либо по вступлению в дело, рассматриваемое арбитражным судом, следует руководствоваться статей 52 Кодекса.
На основании абзацев третьего и четвертого части 1 статьи 52 Кодекса прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Прокурор полагает, что при заключении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18.04.2016 N 04 не соблюдены требования земельного законодательства, что повлекло нарушение прав публично-правового образования и интересов третьих (неопределенного круга) лиц.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Статья 168 Гражданского кодекса определяет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса).
В пунктах 74, 75 и 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся следующие разъяснения. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статьей 39.18 Земельного кодекса установлен специальный порядок предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Исходя из приведенных выше положений статьи 39.18 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на этот земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения конкурентных процедур - аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Извещение о предоставлении земельного участка подлежит размещению не только на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов по месту нахождения земельного участка, но также и размещению на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 сайт www.torgi.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Аналогичные положения о размещении на указанном сайте предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса информации о предоставлении земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности содержатся также и в пункте 2 Регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 03.06.2015 N 195.
Размещение информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru направлено на обеспечение привлечения максимально возможного круга заинтересованных лиц к процедуре предоставления земельного участка и к обеспечению, таким образом, соблюдения интересов самих этих лиц и публичных интересов.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующее. Публикация о предстоящем предоставлении трех земельных участков в газете совета депутатов муниципального образования сельского поселения "Вестник" N 8 является ненадлежащей. Опубликованная в газете информация содержала неполные и недостоверные сведения о площади, виде разрешенного использования и местоположении предполагаемых к предоставлению земельных участков сельскохозяйственного назначения. При этом из содержания данной публикации следует, что участки предоставляются на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и его расширения. Информация о предоставлении земельных участков размещена на официальном сайте администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета. При этом извещение о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков не было размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru. В этой связи существенно сужен круг лиц, которые могли претендовать на получение в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения. Признав процедуру предоставления в аренду спорного земельного участка не соблюденной, что повлекло нарушение прав (интересов) неограниченного круга лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о ничтожности договора от 18.04.2016 N 04. В этой связи судебные инстанции применили последствия недействительности арендной сделки в виде возложения на предпринимателя обязанности по возврату земельного участка администрации (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ).
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе предприниматель приводит доводы о том, что имел законные основания для получения земельного участка без торгов (независимо от формально указанных администрацией сельсовета оснований предоставления его в аренду) в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Кроме того, земельный участок предоставлен по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 2, а не подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Данные доводы подлежат отклонению судом округа, как не основанные на законе и не соответствующие материалам дела, подтверждающим, что предприниматель, подавая заявку на предоставление трех исходных участков, подписывая договор аренды и акт приема передачи объединенного (спорного) земельного участка, участвовал в данных процедурах, именно как глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Из содержания публикации в газете совета депутатов муниципального образования сельского поселения "Вестник" N 8 следует, что участки предоставляются для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и его расширения на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ. Данная статья регулирует именно порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности. В пункте 1 постановления главы администрации сельсовета от 18.04.2016 N 80 указано, что спорный земельный участок (объединенный из трех исходных участков) предоставляется предпринимателю для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и расширения его деятельности. Ни в одном из представленных администрацией сельсовета документов не следует, что земельный участок предоставлялся предпринимателю на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Между тем, предприниматель полагает, что фактически получил в аренду спорный земельный участок на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. При этом право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано только 13.12.2018 (т. 1, л. д. 67), тогда как его заявления в администрацию сельсовета датированы 18.01.2016 (то есть, поданы до регистрации права). Кроме того, в пункте 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ указано, что арендная плата за земельный участок устанавливается в размере 0,3% его кадастровой стоимости. Однако ставка арендной платы в оспариваемом прокуратурой договоре аренды установлена сторонами в размере 0,92% от кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, доводы кассационной жалобы по существу направлены на подмену реальных обстоятельств заключения и исполнения гражданско-правовой сделки, которую ответчики действительно имели ввиду, обстоятельствами несуществующего предоставления земли в аренду. Ничто в действиях (поведении) ответчиков при предоставлении земельного участка и заключении договора аренды от 18.04.2016 N 04 не свидетельствовало о приобретении предпринимателем прав на спорный земельный участок по основаниям, предусмотренным пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Предприниматель приводит в жалобе также доводы о том, что риск любой ошибки, допущенной государственным органом при предоставлении земельного участка заинтересованному лицу, должно нести государство, и эти ошибки не должны устраняться за счет такого лица. Риск любой ошибки, допущенной уполномоченным на предоставление земли органом, должно нести государство. В связи с указанными доводами, суд округа полагает необходимым отметить, что в деле имеется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.05.2019 в отношении главы администрации сельсовета Аджениязова Б.А. (издавшего постановление от 18.04.2016 N 80 и подписавшего оспариваемый прокуратурой договор аренды). В нем указано следующее (т. 2, л. д. 86 - 104). Аджениязов Б.А., используя свое служебное положение, предоставил с нарушением публичных процедур в 2016 году в аренду сроком на 49 лет земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 068 тыс. кв. м своей супруге Аджениязовой С.А. (как главе крестьянского (фермерского) хозяйства), предпринимателю (мужу сестры жены) для осуществления (расширения) деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а также индивидуальному предпринимателю Бакрадинову А.А. (родном брату супруги как главе крестьянского (фермерского) хозяйства). Из содержания данного постановления следует, что в муниципальном образовании группой аффилированных лиц была создана (действовала) схема по оформлению арендных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, направленная на обход закона (публичных процедур предоставления земель).
Исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена предпринимателем в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 11.07.2020).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А63-5917/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе предприниматель приводит доводы о том, что имел законные основания для получения земельного участка без торгов (независимо от формально указанных администрацией сельсовета оснований предоставления его в аренду) в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Кроме того, земельный участок предоставлен по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 2, а не подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Данные доводы подлежат отклонению судом округа, как не основанные на законе и не соответствующие материалам дела, подтверждающим, что предприниматель, подавая заявку на предоставление трех исходных участков, подписывая договор аренды и акт приема передачи объединенного (спорного) земельного участка, участвовал в данных процедурах, именно как глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Из содержания публикации в газете совета депутатов муниципального образования сельского поселения "Вестник" N 8 следует, что участки предоставляются для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и его расширения на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ. Данная статья регулирует именно порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности. В пункте 1 постановления главы администрации сельсовета от 18.04.2016 N 80 указано, что спорный земельный участок (объединенный из трех исходных участков) предоставляется предпринимателю для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и расширения его деятельности. Ни в одном из представленных администрацией сельсовета документов не следует, что земельный участок предоставлялся предпринимателю на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Между тем, предприниматель полагает, что фактически получил в аренду спорный земельный участок на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. При этом право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано только 13.12.2018 (т. 1, л. д. 67), тогда как его заявления в администрацию сельсовета датированы 18.01.2016 (то есть, поданы до регистрации права). Кроме того, в пункте 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ указано, что арендная плата за земельный участок устанавливается в размере 0,3% его кадастровой стоимости. Однако ставка арендной платы в оспариваемом прокуратурой договоре аренды установлена сторонами в размере 0,92% от кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, доводы кассационной жалобы по существу направлены на подмену реальных обстоятельств заключения и исполнения гражданско-правовой сделки, которую ответчики действительно имели ввиду, обстоятельствами несуществующего предоставления земли в аренду. Ничто в действиях (поведении) ответчиков при предоставлении земельного участка и заключении договора аренды от 18.04.2016 N 04 не свидетельствовало о приобретении предпринимателем прав на спорный земельный участок по основаниям, предусмотренным пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 сентября 2020 г. N Ф08-6915/20 по делу N А63-5917/2019