г. Краснодар |
|
24 сентября 2020 г. |
Дело N А32-49683/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мамина Петра Александровича (ИНН 234000244457, ОГРНИП 313237102400021) - Соболева А.В. (доверенность от 30.12.2019), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Попурей Н.А. (доверенность от 30.12.2019), в отсутствие администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А32-49683/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мамин Петр Александрович (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края (далее - администрация) о признании незаконным решения департамента от 29.08.2018 об отказе в заключении договора купли-продажи от 16.07.2018 N 1018 земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:17:1101008:8 общей площадью 914 052 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Первомайский, в редакции протокола разногласий, с установлением цены в размере 20% от кадастровой стоимости.
Решением от 11.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что согласно приказу департамента от 16.07.2018 N 1564 "О заключении с индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Маминым Петром Александровичем без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:17:1101008:8 в муниципальном образовании Кущевский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сельскохозяйственного производства", завершены административные процедуры предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Заявитель по существу не согласен с предложенной департаментом выкупной стоимостью земельного участка с кадастровым номером 23:17:1101008:8 общей площадью 914 052 кв. м. Письмом от 17.07.2018 N 52-38520/18-32-12 в адрес заявителя департамент направил копии договора купли-продажи для подписания, в ответ на которое последним получен протокол разногласий и отклонен. Следовательно, между сторонами возник преддоговорный спор относительно цены выкупа земельного участка, ввиду чего заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением апелляционного суда от 04.06.2020 решение от 11.11.2019 отменено. Суд второй инстанции признал незаконным отказ департамента от 29.08.2018, возложив на данный орган обязанность заключить в течение десяти календарных дней с главой хозяйства договор купли-продажи от 16.07.2018 N 1018, в редакции протокола разногласий от 06.08.2018, с установлением выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:17:1101008:8 в размере 20% от кадастровой стоимости (2 399 209 рублей 91 копейки), в пользу главы хозяйства с департамента взыскано 450 рублей расходов по уплате государственной пошлины, а также 50 тыс. рублей расходов по оплате судебной экспертизы, из федерального бюджета заявителю возвращена излишне уплаченная платежным поручением от 04.11.2018 N 82 государственная пошлина в размере 5700 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что между сторонами имеет место преддоговорный спор, департамент не оспаривает надлежащее исполнение главой хозяйства договорных обязательств и отсутствие нарушений земельного законодательства. Основанием к отказу в определении выкупной стоимости земельного участка в размере 20% от кадастровой стоимости явилось сомнение органа, осуществляющего публичные полномочия, в тождественности спорного земельного участка и участка, предоставленного по договору от 05.02.1998 N 170500641, в связи с чем проведена судебная эксперта, по заключению которой от 24.03.2020 N 82-2020 земельный участок, предоставленный в аренду по договору от 05.02.1998 N 109 администрацией, тождественен участку с кадастровым номером 23:17:1101008:8. Глава хозяйства использует спорный земельный участок с 1998 года (на момент обращения более 15 лет), поэтому приобрел право на выкуп по льготной цене (20% от кадастровой стоимости) в силу статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
В кассационной жалобе департамент просит постановление апелляционного суда от 04.06.2020 отменить, решение от 11.11.2019 оставить в силе. Податель жалобы указывает, что выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:17:1101008:8 определена им правильно, при расчете департамент учитывал срок договора аренды от 18.01.2008 N 88017000182. С момента возникновения права аренды заявителя на спорный участок до момента обращения с заявлением о предоставлении прошло 10 лет, поэтому цена выкупа земельного участка определена в размере 60% от кадастровой стоимости, установленной на момент обращения главы хозяйства. Согласно письму Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район от 06.07.2018 N 04-01-13/2082 в архиве администрации отсутствует договор аренды земельного участка от 05.02.1998 N 17005000641. При обращении в департамент заявитель представил копии договора аренды от 18.01.2008 N 8817000182, дополнительного соглашения от 15.02.2013, а также договора аренды от 28.12.2017 N 0000005528. Установить факт владения главой хозяйства земельным участком с кадастровым номером 23:17:1101008:8 более 10 лет на момент обращения в департамент не представилось возможным.
В отзыве глава хозяйства ссылается на то, что в силу Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, именно данный орган обязан вести учет изменений тождественности земельных участков, находящихся в государственной собственности. Суд апелляционной инстанции вынес обоснованный судебный акт, соответственно, жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали аргументы, приведенные ими в кассационной жалобе и отзыве.
Администрация явку процессуального представителя в суд округа не обеспечила, извещена надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:17:1101008:8 площадью 914 052 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Первомайский, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, назначение - для сельскохозяйственного использования; запись государственной регистрации от 23.06.2004 N 23-01/00-143/2004-46. Земельный участок с кадастровым номером 23:17:1101008:8 поставлен на государственный кадастровый учет 03.05.2004 (т. 1, л. д. 99 - 101).
Распоряжением и.о. главы администрации Кущевского района Краснодарского края от 13.08.1992 N 603-р "О предоставлении земельного участка гр. Мамину Петру Александровичу для организации крестьянского хозяйства" Мамину П.А. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 11,9 га (пашня) из земель акционерного общества "Кубанское" с согласия землепользователя в соответствии с приказом от 11.08.1992 N 143-П, а также в аренду сроком на 5 лет с правом последующего выкупа 91,4 га (пашня) из земель фонда перераспределения, образованного на территории АО "Кубанское", для организации зерноводческого крестьянского хозяйства, состоящего из двух человек (т. 1, л. д. 22).
В соответствии с приказом крестьянского хозяйства "Альтаир" от 20.08.1992 N 1 с указанной даты к исполнению обязанностей главы крестьянского хозяйства "Альтаир" приступил Мамин П.А. (т. 1, л. д. 37).
5 февраля 1998 года администрация (арендодатель) и крестьянское хозяйство "Альтаир" (арендатор) заключили договор временного пользования землей сельскохозяйственного назначения N 109, в силу которого арендодатель передает, а арендатор принимает земельный участок общей площадью 91,4 га согласно прилагаемой экспликации земель для сельскохозяйственного назначения (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора он заключен сроком на 10 лет.
Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Кущевского района 05.02.1998 за номером 109 (т. 1, л. д. 202 - 208).
На основании постановления главы муниципального образования Кущевский район Краснодарского края от 15.01.2008 N 15 "О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскому хозяйству "Альтаир" на новый срок" управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края (арендодатель) и крестьянское хозяйство "Альтаир" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 18.01.2008 N 881700018, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:17:11:010008:0008 площадью 91,4 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Первомайский сельский округ, в границах участка для ведения сельскохозяйственного производства. Договор действует в течение 10 лет, до 18.01.2018 (пункт 7.2 договора) (т. 1, л. д. 23 - 40).
24 января 2013 года крестьянское хозяйство "Альтаир" прекратило деятельность в связи с приобретением главой хозяйства статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.10.2018 N 712В/2018 (т. 1, л. д. 71, 72).
Согласно приказу департамента от 28.12.2017 N 3037 "О заключении с индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Маминым Петром Александровичем без проведения торгов договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:17:1101008:8 в муниципальном образовании Кущевский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сельскохозяйственного производства" (т. 1, л. д. 50 - 55) департамент (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 28.12.2017 N 0000005528, согласно которому арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:17:11011008:8 площадью 914 052 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Первомайский, для сельскохозяйственного использования. Договор действует в течение 10 лет (пункт 7.2 договора).
Договор зарегистрирован в установленном порядке, запись о государственной регистрации от 02.02.2018 N 23:17:1101008:8-23/006/2018-4.
Рассмотрев заявление главы хозяйства, на основании приказа департамента от 16.07.2018 N 1564 "О заключении с индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Маминым Петром Александровичем без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:17:1101008:8 в муниципальном образовании Кущевский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сельскохозяйственного производства", департамент направил в адрес заявителя проект договора купли-продажи незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности от 16.07.2018 N 1018, которым департамент (продавец) обязуется передать в собственность, а глава хозяйства (покупатель) принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером 23:17:1101008:8 площадью 914 052 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Первомайский для сельскохозяйственного использования. Пунктом 2.1 проекта договора купли-продажи определена цена выкупа в размере 7 197 629 рублей 72 копеек (60%).
6 августа 2018 года глава хозяйства направил в департамент протокол разногласий, в котором указал, что выкупная стоимость земельного участка должна составлять 20% от кадастровой стоимости - 2 399 209 рублей 91 копейку.
Рассмотрев протокол разногласий, письмом от 29.08.2018 N 52-38520/18-32-12 департамент отказал в подписании договора купли-продажи в редакции заявителя. Отказ мотивирован тем, что при расчете выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:17:1101008:8 учтен срок договора аренды земельного участка от 18.01.2008, в силу чего выкупная стоимость определена в размере 60% от кадастровой стоимости спорного земельного участка. Департамент также указал, что заявителем не подтверждена тождественность спорного земельного участка участку, предоставленному по договору 1998 года.
Считая отказ департамента не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы главы хозяйства, данное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно пунктам 4, 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200 и статьи 201 Кодекса рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске (заявлении, поданном в порядке главы 24 Кодекса).
В силу части 1 статьи 133, части 1 статьи 168 Кодекса арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактического содержания правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Из содержания заявления главы хозяйства следует, что целью его обращения в арбитражный суд явилось разрешение возникших с департаментом разногласий по вопросу цены выкупа земельного участка, установления соответствующих условий договора. При этом неверная квалификация заявителем требований не является основанием для отказа последнему в их удовлетворении, о чем правомерно указал апелляционный суд.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса).
Цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием (пункт 1 статьи 555 Гражданского кодекса).
Статьей 173 Кодекса закреплено, что по спору, возникшему при заключении или изменении договора в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор - условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условиях надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Испрашиваемый главой хозяйства земельный участок принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю. Порядок приватизации земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Краснодарского края регулируется Законом N 532-КЗ, статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 Порядка установлено, что в случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной двадцати процентам от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
При разрешении спора апелляционная коллегия установила: спорный земельный участок используется главой хозяйства более пятнадцати лет, что предоставляет ему право на применение льготной выкупной цены в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка. Отклоняя доводы департамента об отсутствии тождества между земельным участком с кадастровым номером 23:17:1101008:8 и участком, предоставленным в аренду главе хозяйства по договору от 05.02.1998 N 109, суд второй инстанции руководствовался результатами проведенной по делу судебной экспертизы (т. 3, л. д. 3 - 33).
При таких обстоятельствах основания для отмены апелляционного постановления от 04.06.2020 по доводам кассационной жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286, 287 Кодекса. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Кодекса, арбитражный суд округа не установил.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы (пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы приостановление исполнения судебного акта, принятое определением от 21.08.2020, утратило силу и подлежит отмене (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А32-49683/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения постановления от 04.06.2020 по настоящему делу, принятое определением от 21.08.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условиях надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2020 г. N Ф08-7360/20 по делу N А32-49683/2018