г. Краснодар |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А20-5096/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (ИНН 0711008455, ОГРН 1020700746901), заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А20-5096/2019, установил следующее.
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) об оспаривании постановления от 24.09.2019 N 08-33/23 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 04.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.06.2020, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении ПАО "МРСК Северного Кавказа" проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с протоколами испытаний ФБУ "Ставропольский ЦСМ" от 28.06.2019 N 018-19, N 019-19 по адресам: с.п. Новоивановское, ул. Молодежная 2, опора N 22, и ул. Молодежная 14, опора N 18, указанная организация допустила нарушение пункта 4.2.2 Межгосударственного стандарта "ГОСТ 32144-2013. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст (далее - ГОСТ 32144-2013), при передаче электрической энергии (медленные изменения напряжения).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением в отношении ПАО "МРСК Северного Кавказа" протокола об административном правонарушении от 11.07.2019 и вынесения постановления от 11.07.2019 о привлечении данной организации к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса.
При этом управлением также установлено, что по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2012 N 166/2012, заключенному с ПАО "МРСК Северного Кавказа", общество является гарантирующим поставщиком, реализующим электрическую энергию конечным потребителям, в том числе по указанным адресам.
Факт реализации заявителем электрической энергии, не отвечающей обязательным требованиям, послужил основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 11.09.2019 N 08-29/33 и вынесения постановления от 24.09.2019 N 08-33/23 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса в виде 300 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением управления, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 14.43 Кодекса действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) установлено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом N 35-ФЗ, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 установлено, что медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 мин) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети.
Положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта несоответствия показателей качества реализуемой обществом электрической энергии установленным требованиям, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Довод общества о том, что требование о соблюдении пункта 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 возложена на иного субъекта розничного рынка электроэнергии - сетевую организацию, изучен судами и правомерно отклонен.
При этом суды указали, что общество, являясь гарантирующим поставщиком, допустило реализацию электрической энергии, не отвечающей обязательным требованиям.
В данном случае общество отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и безопасность в соответствии с техническими регламентами, и иными обязательными требованиями.
Общество, как гарантирующий поставщик, не выполнило принятые на себя обязательства по продаже потребителям качественной и сертифицированной электроэнергии, чем нарушило законодательство в области технического регулирования.
Довод общества о том, что проверка административным органом проводилась в отношении ПАО "МРСК Северного Кавказа", все материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о допущенных указанной организацией нарушениях, тогда как доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, изучены судами и правомерно отклонены.
При этом суды указали, что по результатам проведенной в отношении ПАО "МРСК Северного Кавказа" проверки указанная организация привлечена к административной ответственности.
Вместе с тем, поскольку в ходе проведения указанной проверки административным органом также установлено наличие в действиях общества состава правонарушения, то, с учетом положений статьи 28.1 Кодекса, управлением, на основании материалов проверки, правомерно принято решение о привлечении заявителя к административной ответственности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А20-5096/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта несоответствия показателей качества реализуемой обществом электрической энергии установленным требованиям, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
...
Довод общества о том, что проверка административным органом проводилась в отношении ПАО "МРСК Северного Кавказа", все материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о допущенных указанной организацией нарушениях, тогда как доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, изучены судами и правомерно отклонены.
При этом суды указали, что по результатам проведенной в отношении ПАО "МРСК Северного Кавказа" проверки указанная организация привлечена к административной ответственности.
Вместе с тем, поскольку в ходе проведения указанной проверки административным органом также установлено наличие в действиях общества состава правонарушения, то, с учетом положений статьи 28.1 Кодекса, управлением, на основании материалов проверки, правомерно принято решение о привлечении заявителя к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2020 г. N Ф08-7299/20 по делу N А20-5096/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7299/20
04.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-859/20
03.03.2020 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-859/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5096/19