г. Краснодар |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А32-52437/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Супруна В.С. (доверенность от 25.02.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 по делу N А32-52437/2019, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным решение управления от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258659 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6679 площадью 3100 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка;
- возложить на заинтересованное лицо обязанность зарегистрировать право собственности Российской Федерацией на указанный участок (уточненные требования).
Заявление основано на пункте 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ), части 5 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и мотивировано неправомерностью действий (бездействия) заинтересованного лица, отказавшего в признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Решением от 29.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.06.2020, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на несоответствие принятого управлением отказа положениям Закона N 218-ФЗ; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды пришли к выводу о том, что учреждение приложило к заявлению все необходимые документы для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, государственный регистратор, руководствуясь статей 26 Закона N 218-ФЗ, правомерно принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении спорного имущества, поскольку в ЕГРН и представленных учреждением документах отсутствует информация о категории земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6679, что препятствует регистрации прав в его отношении.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, учреждение обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:6679 площадью 3100 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка. В качестве основания возникновения права указан пункт 10 статьи 1 Закона N 61-ФЗ и государственный акт на право пользования землей от 17.05.1989 серии A-I N 398893.
Уведомлением от 27.09.2019 N 23/999/001/2019-258659 государственная регистрация права собственности Российской Федерации приостановлена до 27.12.2019, поскольку в отношении спорного участка не установлена категория земель.
Учреждение направило в управление заявление от 14.10.2019 N 23/999/001/2019-273380 о возобновлении государственной регистрации, приложив декларацию, заполненную в соответствии с требованиями части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
В уведомлении от 16.10.2019 заявителю отказано в снятии приостановления по заявлению от 20.09.2019 N 23/999/001/2019-258659 в связи с отсутствием категории земель спорного участка.
Решением от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258659 заявителю отказано в государственной регистрации права федеральной собственности, поскольку в отношении спорного участка не установлена категория земель.
Учреждение, полагая, что действия (бездействие) управления не соответствует положениям Закона N 218-ФЗ, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействие) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (пункт 3 статьи 1 Закона N 218).
В пункте 7 статьи 1 Закона N 218 указано, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В силу части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
Особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (часть 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
В развитие указанных нормативных положений приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению (далее - Требования).
Согласно пункту 2 названных Требований декларация составляется и заверяется (подписывается) лицом, использующим земельный участок, здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, или его представителем для обеспечения в соответствии с Законом N 218-ФЗ осуществления до 2020 года государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на относящийся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской организаций земельный участок.
Пунктом 9 Требований предусмотрено, что декларация составляется в отношении одного определенного объекта недвижимости, сведения о котором отсутствовали в государственном кадастре недвижимости и (или) право собственности Российской Федерации на который не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В реквизите "Кадастровый номер объекта недвижимости (ранее присвоенный государственный учетный номер: кадастровый, инвентарный или условный номер)" при наличии соответствующих сведений указывается кадастровый номер или иной ранее присвоенный государственный учетный номер земельного участка - в случае если декларация оформляется в отношении земельного участка (пункт 11).
В реквизите "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" указывается адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, представленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра, с указанием даты последнего обновления записи о соответствующем адресе в государственном адресном реестре (пункт 13).
Таким образом, положениями части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях, то есть установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона от N 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что заявитель представил в управление декларацию по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157, обращение с целью осуществить государственный кадастровый учет основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ и не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 69 данного Закона, принимая во внимание, что у регистрирующего органа в силу прямого указания части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о незаконности действий (бездействия) заинтересованного лица и правомерно удовлетворили заявленные требования.
С учетом изложенного доводы управления о том, что в ЕГРН и представленных учреждением документах отсутствует информация о категории земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6679, не имеют правового значения для разрешения вопроса о регистрации права собственности на земельный участок в порядке частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
Выводы судов соответствуют материалам дела, а доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании заинтересованным лицом норм материального права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 по делу N А32-52437/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что заявитель представил в управление декларацию по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157, обращение с целью осуществить государственный кадастровый учет основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ и не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 69 данного Закона, принимая во внимание, что у регистрирующего органа в силу прямого указания части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о незаконности действий (бездействия) заинтересованного лица и правомерно удовлетворили заявленные требования.
С учетом изложенного доводы управления о том, что в ЕГРН и представленных учреждением документах отсутствует информация о категории земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6679, не имеют правового значения для разрешения вопроса о регистрации права собственности на земельный участок в порядке частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2020 г. N Ф08-7421/20 по делу N А32-52437/2019