город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2020 г. |
дело N А32-52437/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочержовой Е.А.,
при участии представителя заявителя Ухова В.И. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Геленджикский отдел) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 по делу N А32-52437/2019 по заявлению Федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Геленджикский отдел) о признании незаконным решения; об обязании
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казённого учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - заявитель, учреждение) обратилось с требованиями к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения Геленджикского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258659 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:6679, общей площадью 3100 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка; об обязании Геленджикского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:6679, общей площадью 3100 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что государственный регистратор пришел к правомерному выводу о том, что содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации, прав не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в частности ч. 1 ст. 14 Закона о переводе земель, п. 3 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости. Государственный регистратор, руководствуясь статей 26 Закона о регистрации недвижимости, правомерно принял решение о приостановлении в государственной регистрации права собственности в отношении спорного имущества.
Заявитель с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.09.2019 сотрудником Учреждения, являющимся уполномоченным лицом Министерства обороны Российской Федерации на основании нотариальной доверенности, посредством портала государственных услуг Росреестра, было подано заявление N 23/999/001/2019-258659 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0000000:6679, общей площадью 3100 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка (далее - объект, участок).
В качестве основания возникновения права указан пункт 10 статьи 1 Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996 "Об обороне" (далее - Закон об обороне) и государственный акт на право пользования землей от 17.05.1989 A-I N398893.
Однако уведомлением от 27.09.2019 N 23/999/001/2019-258659 по заявлению от 20.09.2019 N 23/999/001/2019-258659 ответчик известил учреждение о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации приостановлена до 27.12.2019, поскольку в отношении спорного участка не установлена категория земель.
Уполномоченным лицом учреждения 14.10.2019 подано заявление N 23/999/001/2019-273380 о возобновлении государственной регистрации, при этом, к заявлению была приложена декларация в отношении земельного участка с к.н. 23:40:0000000:6679, заполненная в соответствии с требованиями части 5 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Регистрирующим органом 16.10.2019 заявителю направлено уведомление об отказе в снятии приостановления по заявлению от 20.09.2019 N 23/999/001/2019-258659. Между тем, при скачивании с прикрепленной к уведомлению ссылки сам отказ отсутствует, скачивается только уведомление от 27.09.2019 N 23/999/001/2019-258659 о приостановке в связи с отсутствием категории земель спорного участка.
Согласно сообщению от 27.12.2019 N 23/999/001/2019-258659 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности, поскольку в отношении спорного участка не установлена категория земель.
Не согласившись с решением об отказе в государственной регистрации права собственности, учреждение обратилось в арбитражный суд.
В силу части 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В статье 27 Закона о регистрации указано, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона, содержащей 60 оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди которых нет таких оснований, как отказ в связи с тем, что неустановлена категория земель в отношении ранее учтенного земельного участка, предоставленного для нужд Вооруженных сил.
Согласно части 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) имущество может находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также граждан и юридических лиц.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Таким актом в данном случае таковым является Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", согласно которому земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерацией, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение о Министерстве бороны Российской Федерации) Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерацией и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
В соответствии с пунктом 5 и подпунктом 71 пункта 7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, последнее осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" полномочия по управлению федеральным имуществом, находящемся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и подведомственным ему воинских частях и организациях, предоставлены только Министерству обороны Российской Федерации.
То есть, указанным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации делегированы полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, воинскими частями и организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, что подтверждает право на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении спорного объекта.
В оспариваемом решении управлением указаны следующие причины для приостановления государственной регистрации права: отсутствие установленной категории земель спорного участка, что само по себе не может являться основанием для приостановления или отказа в государственной регистрации права Российской Федерации в лице Министерства обороны России на принадлежащий ей в силу закона земельный участок.
Таким образом, оспариваемый отказ содержит в себе незаконные требования по установлению категории земель.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управлением необоснованно отклонена ссылка учреждения на пункт 10 статьи 1 Закона об обороне, в соответствии с которым земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности, а также специальное правило, установленное частью 5 статьи 70 Закона о регистрации, в соответствии с которым заявителем приобщена к документам, поданным на государственную регистрацию права, декларация в отношении спорного участка.
При наличии в заявлении о государственной регистрации права собственности Российской Федерации положений нормативных актов и декларации, предоставление которой предусмотрено нормами Закона о регистрации, требование управления необоснованно и незаконно, так как согласно части 2 статьи 69 Закона о регистрации права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемый отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2020 по делу N А32-52437/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52437/2019
Истец: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел