г. Краснодар |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А15-4033/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании представителей истцов: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Итера"" (ИНН 0514004589, ОГРН 1030500940360), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан, Багарова Г.М., общества с ограниченной ответственностью "Дагресурсы", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Итера"" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А15-4033/2018, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Холдинговая компания "Итера"" (далее - компания) о возложении на компанию обязанности по устранению препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 05:08:000067:1 полосы отвода железной дороги, расположенным на станции Инчхе с 2357 км ПК 9+46 м по 2358 км ПК 0+90 м, с нечетной стороны пути, путем демонтажа вагончика металлического площадью 17,48 кв. м и сноса капитальных строений ответчика: шлакоблочного помещения (жилое) - 14,08 кв. м, навеса металлической конструкции - 88,40 кв. м, узла сушки ракушечного песка - 29,65 кв. м, навеса металлической конструкции (отдельно стоящего) - 57,78 кв. м, шлакоблочного строения (жилое) - 20,50 кв. м, навеса металлической конструкции - 7,16 кв. м, шлакоблочного складского помещения N 1 - 56,09 кв. м, шлакоблочного складского помещения N 2 - 79,07 кв. м, узла сушки ракушечного песка - 129,77 кв. м, склада-навеса из металлической конструкции - 143,73 кв. м, узла сушки ракушечного песка - 74,98 кв. м, а также приведению земельного участка в первоначальное состояние за счет средств ответчика; взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 тыс. рублей (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан, Багаров Г.М., ООО "Дагресурсы".
Определением от 15.04.2019 территориальное управление привлечено к участию в деле в качестве соистца.
Решением от 03.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2020, суд обязал компанию устранить препятствия обществу в пользовании земельным участком полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 05:08:000067:1, расположенным на станции Инчхе с 2357 км ПК 9+46 м по 2358 км ПК 0+90 м, с нечетной стороны пути, путем демонтажа вагончика металлического площадью - 17,48 кв. м, сноса капитальных строений ответчика: шлакоблочного помещения (жилое) - 14,08 кв. м, навеса металлической конструкции - 88,40 кв. м, узла сушки ракушечного песка - 29,65 кв. м, навеса металлической конструкции (отдельно стоящего) - 57,78 кв. м, шлакоблочного строения (жилое) - 20,50 кв. м, навеса металлической конструкции - 7,16 кв. м, шлакоблочного складского помещения N 1 - 56,09 кв. м, шлакоблочного складского помещения N 2 - 79,07 кв. м, узла сушки ракушечного песка - 129,77 кв. м, склада-навеса из металлической конструкции - 143,73 кв. м, узла сушки ракушечного песка - 74,98 кв. м; а также приведения земельного участка в первоначальное состояние своими средствами, взыскав с компании в пользу общества в возмещение расходов по государственной пошлине 6 тыс. рублей и расходов по экспертизе - 55 тыс. рублей, обществу возвращено 495 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 16.05.2018 N 80168, с депозита суда перечислено 5 тыс. рублей излишне уплаченных по платежному поручению от 27.12.2018 N 83742 в сумме 60 тыс. рублей. Суды руководствовались экспертным заключением от 08.02.2019 N 69, подготовленным в результате комплексной судебной землеустроительной строительно-технической экспертизы, выявив строения, расположенные в границах полосы отвода железной дороги, фактическим пользователем которых является компания в лице генерального директора Хасбулатова Х.А. Документов, подтверждающих право собственности на возведенные объекты, у ответчика не имеется, договорные отношения на размещение этих объектов в полосе отвода, отсутствуют. Ответчик является фактическим пользователем занятой части спорного земельного участка, своими действиями он препятствует истцу в реализации права пользования частью данного земельного участка.
В кассационной жалобе компания просит решение от 03.02.2020 и апелляционное постановление от 09.06.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на факт эксплуатации спорного помещения ООО "Дагресурсы", которого суды привлекли в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, тогда как должны были привлечь ответчиком (по мнению заявителя, компания является ненадлежащим ответчиком). Кроме того, ответчик представлял договор субаренды части земельного участка от 29.12.2018, заключенный обществом и компанией, по которому компания получила в субаренду земельный участок площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, станции Инчхе, с 2356 км ПК 8 + 44 м по 2356 км ПК 8 + 74. Спорные помещения и сооружения не находятся на данном земельном участке, не принадлежат компании.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступили.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, согласно Государственному акту N 05-08-01-00-00 постановлением Администрации Каякентского района Республики Дагестан от 14.12.1999 N 267 Махачкалинскому отделению Северо-Кавказской железной дороги предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование землей для полосы железной дороги 299 га земли.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.07.2004 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000067:0001 площадью 299 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Каякентский район; вид разрешенного использования: под полосами отчуждения СКЖД.
Территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 30.04.2007 N 138/8 аренды земельного участка с кадастровым номером 05:08:000067:0001 сроком на 49 лет.
В 2014 году общество провело работы по уточнению границ полосы отвода железной дороги.
Распоряжением территориального управления от 17.11.2015 N 371-р в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" и Положением о территориальном управлении, утвержденным приказом от 29.09.2009 N 278, образованы земельные участки с кадастровыми номерами 05:08:000067:1:ЗУЗ площадью 1 115 435 кв. м и 05:08:000067:1:ЗУ4 площадью 1 847 414 кв. м, согласно приложению к распоряжению, путем раздела с сохранением в измененных границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 05:08:000067:0001. Этим же распоряжением утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, которая является неотъемлемой частью данного распоряжения, согласно приложению установлены категории образуемым земельным участкам и разрешенное использование образуемым земельным участкам согласно приложению к названному распоряжению.
14 декабря 2015 года земельный участок полосы отвода железной дороги площадью 1 828 163 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 05:08:000000:645.
Общество в мае 2016 года получило кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 05:08:000000:645 (ранее 05:08:000067:0001), имеющего временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости.
Постоянно действующей мобильной рабочей группой Махачкалинской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги проведено обследование земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 05:08:000000:645 на станции Инчхе с 2357 км ПК 9+46 м по 2358 км ПК 0+90 м, с нечетной стороны пути.
В результате проверки выявлен факт самовольного размещения компанией строений на указанном земельном участке, о чем указано в акте осмотра от 28.01.2018.
Общество вынесло предписание, в котором предложило в течение 10 дней с момента получения освободить земельный участок полосы отвода железной дороги на 2357 км ПК 9+46 от строений (временных сооружений) общей площадью 54 кв. м, находящихся по адресу: станция Итера, не исполнение которого послужило основанием предъявления данного иска в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник (иной законный владелец) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с положениями статьи 60 Земельного кодекса нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и в случае самовольного занятия участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В пункте 29 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено следующее. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается существованием (сохранением) самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса).
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законное владение (пункт 45 постановления N 10/22).
Обращаясь с иском об освобождении земельного участка от размещенных на нем некапитальных объектов, истец обязан доказать факт незаконного занятия такого участка лицом, к которому заявлено соответствующее требование. Бремя доказывания неправомерности действий (бездействия) ответчика возлагается на истца. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 2 статьи 76 Земельного кодекса самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за все время незаконного пользования.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) полоса отвода железных дорог определена как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Земли железнодорожного транспорта, к числу которых относятся и земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог, должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (статья 2, пункт 1 статьи 9 Закона N 17-ФЗ).
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (далее - Положение), которое действует до принятия Правительством Российской Федерации нормативного акта о порядке использования полосы отводы железных дорог.
Названным Положением установлен запрет временным пользователям размещать в пределах полосы отвода капитальные здания и сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, ухудшающие видимость железнодорожного пути и создающие угрозу безопасности движения (пункт 16), для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода лицам, имеющим намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, предписано представлять железной дороге технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства (статья 71 Кодекса), в числе которых заключение судебной экспертизы от 08.02.2019 N 69, судебные инстанции указали, что ответчику принадлежат спорные капитальные объекты и металлический вагончик, расположенные в пределах границ обособленного земельного участка федеральной собственности (кадастровый номер 05:08:000067:0001), находящегося в аренде общества, в полосе отвода железной дороги. Требования предъявлены к надлежащему ответчику - собственнику объектов (доказательства обратного материалы дела не содержат), требования по иску удовлетворены правомерно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена в федеральный бюджет при ее подаче (платежное поручение от 06.08.2020 N 456).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А15-4033/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) полоса отвода железных дорог определена как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Земли железнодорожного транспорта, к числу которых относятся и земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог, должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (статья 2, пункт 1 статьи 9 Закона N 17-ФЗ).
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (далее - Положение), которое действует до принятия Правительством Российской Федерации нормативного акта о порядке использования полосы отводы железных дорог."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф08-7709/20 по делу N А15-4033/2018