г. Краснодар |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А32-47432/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей ответчиков: Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Исаева М.Р. (доверенность от 25.12.2019), Администрации Краснодарского края - Гонтаря А.О. (доверенность от 09.01.2020), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Тольяттиазот" - Бородака А.А. (доверенность от 13.11.2019), в отсутствие истца - Федерального агентства морского и речного транспорта, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Черного моря", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2020 по делу N А32-47432/2019, установил следующее.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - агентство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Краснодарского края (далее - администрация), Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:30:0601000:1 площадью 39 986 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, западнее пос. Волна, на побережье Черного моря; 23:30:0601000:13 площадью 50 009 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Тамань, ул. Санаторная, уч. 13.
Заявленные требования основаны на положениях статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), а также распоряжении Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 N 1837-р "Об установлении границ морского порта" (Тамань, Краснодарский край).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Черного моря", публичное акционерное общество "Тольяттиазот" (далее - общество).
Решением от 20.12.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.07.2020, в удовлетворении иска отказано. Суды, руководствуясь Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, указали, что агентство как орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере морского и речного транспорта, является надлежащим истцом по настоящему делу. Однако, в материалы дела не представлены доказательства тому, что порт Тамань как инфраструктурный объект фактически существовал на момент государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорные земельные участки. Истцом не доказано, что на момент государственной регистрации права краевой собственности земельные участки являлись собственностью Российской Федерации в силу закона, в связи с нахождением на территории морского порта. Разрешение вопроса разграничения собственности на земельные участки возможно во внесудебном порядке в соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ). Создание порта на земельных участках Краснодарского края автоматически не переводит их в федеральную собственность. При рассмотрении дела N А32-20241/2014 право собственности Краснодарского края под сомнение не ставилось, вопрос о принадлежности спорных земельных участков к тому или иному уровню государственной собственности должен быть предметом обсуждения в деле N А32-20241/2014.
В кассационной жалобе агентство просит решение от 20.12.2019 и апелляционное постановление от 04.07.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, подчеркнув, что суды неоднократно ссылались на отсутствие сомнений в праве собственности Краснодарского края на спорные земельные участки в решении от 13.03.2019 по делу N А32-20241/2014, тогда как названный судебный акт не вступил в законную силу, не может иметь преюдициального значения. Проблема нахождения спорных земельных участков в границах морского порта, отнесение их к федеральной собственности при рассмотрении дела N А32-20241/2014, обозначена, что подтверждается письмом капитана морского порта Тамань от 08.12.2017 N 443/0275. Постановление главы администрации от 17.11.2003 N 1124 "О внесении изменений в постановление главы администрации от 24.10.2001 N 1013 "О предоставлении земельных участков ОАО "Тольяттиазот" в Темрюкском районе", на основании которого зарегистрировано право собственности Краснодарского края, не могло являться основанием регистрации права, поскольку не содержит положений и условий о переходе права собственности на спорные земли. Процедура, установленная Законом N 122-ФЗ, применяется только к имуществу, которое в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации стало находиться в собственности субъекта Российской Федерации. Из материалов настоящего дела усматривается, что спорные земельные участки включены в границы морского порта Тамань на основании соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 N 1837-р "Об установлении границ морского порта", следовательно, право федеральной собственности на спорные объекты возникло не в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, Краснодарского края, а в результате включения земельных участков в границы морского порта Тамань. С момента издания распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 N 1837-р "Об установлении границ морского порта" оно подлежало исполнению на всей территории Российской Федерации, в том числе администрацией. Какой-либо специальной процедуры по исполнению данного распоряжения при включении земельных участков в границы морского порта действующим законодательством не установлено. Администрация в целях исполнения названного акта Правительства Российской Федерации должна была обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию недвижимого имущества, с заявлением о прекращении права собственности Краснодарского края на спорные земельные участки, чего не выполнила до настоящего времени. Таким образом, процедура передачи спорных земель, предусмотренная Законом N 122-ФЗ, в данном случае неприменима. Признание права собственности Российской Федерации - единственный способ защиты прав истца ввиду наличия зарегистрированного права собственности Краснодарского края.
В отзыве администрация поясняет, что суды не применяли положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а дали оценку процессуальному поведению сторон, исходя из опубликованных судебных актов по делу N А32-02041/2014. Истец не обращался в администрацию по вопросу о передаче спорных земельных участков, то есть спор о праве между сторонами отсутствует. Иск обусловлен невозможностью оформления права собственности на спорные земельные участки во внесудебном порядке, однако, суды правомерно сослались на процедуру, предусмотренную Законом N 122-ФЗ. Ссылка агентства в кассационной жалобе на судебные акты по иным делам несостоятельна, так как эти споры инициированы по участкам, находившимся в границах портов, созданных до 1991 года, права на которые при существующих границах порта незаконно регистрировали иные субъекты. В настоящем деле установлено, что порт создан в 2008 году, тогда как право краевой собственности зарегистрировано в 2004 году.
Департамент в отзыве поддерживает позицию администрации, отмечая, что признание права собственности как способ судебной защиты, направленной на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого оспаривается кем-либо из субъектов гражданского права. Предъявляя иск о признании права, истец должен документально подтвердить не только наличие оснований возникновения у него права собственности на спорный объект, но и доказать, что существует спор о праве между ним и ответчиком. Настоящий спор не может быть разрешен в отрыве от обстоятельств по делу N А32-20241/2014, которое рассматривается с 2014 года повторно, находится на стадии апелляционного обжалования. Агентство не обращалось в администрацию по вопросу о передаче спорных земельных участков в федеральную собственность. Споры по делам N А32-37565/2015, А53-19682/2015 касаются земельных участков, находящихся в границах портов, созданных до 1991 года, права на которые незаконно зарегистрированы за иными субъектами, в рассматриваемом случае порт создан лишь в 2008 году, то есть после государственной регистрации права собственности Краснодарского края (2004 год).
От ФГБУ "АМП Черного моря" поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, которое рассмотрено и удовлетворено коллегией окружного суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, представители департамента и администрации просили оставить в силе состоявшиеся по делу судебные акты. На вопрос коллегии относительно того, на какие участки зарегистрировано право собственности Краснодарского края, департамент пояснил, что это часть земель фонда перераспределения.
Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:1, 23:30:0601000:13 поставлены на государственный кадастровый учет 01.04.2003, о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 23.09.2019, 23.09.2019 (т. 1, л. д. 31 - 36).
Право собственности Краснодарского края на земельный участок 23:30:0601000:1 зарегистрировано на основании распоряжения главы администрации от 01.04.2004 N 375; на земельный участок 23:30:0601000:13 - согласно постановлению главы администрации от 17.11.2003 N 1124.
Постановлением главы администрации от 18.01.2001 N 957 "О проектировании и строительстве ОАО "Тольяттиазот" объектов морского терминала по перевалке аммиака на территории Темрюкского района Краснодарского края" обществу в порядке исключения разрешено параллельное проектирование и строительство объектов морского терминала по перевалке аммиака (постановление издано во исполнение договора о сотрудничестве от 06.09.2001).
Постановлением главы администрации от 24.10.2001 N 1013 "О предоставлении земельных участков открытому акционерному обществу "Тольяттиазот" в Темрюкском районе" обществу в аренду сроком на 49 лет предоставлены земельные участки общей площадью 216,8 га. Пунктом 5 данного акта постановлено заключить в месячный срок с момента издания договоры аренды земельных участков, зарегистрировать их в установленном законом порядке. Согласно пункту 8 приведенного постановления в случае не выполнения обществом данных пунктов постановления этот правовой акт считается утратившим силу.
17 декабря 2003 года департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договоры аренды N 0000000057 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:1), N 0000000069 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:0013).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 N 1837-р "Об установлении границ морского порта" установлены границы морского порта Тамань, в которые вошли земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:1; 23:30:0601000:13.
Полагая, что спорные земельные участки (расположенные в границах морского порта Тамань), относятся к федеральной собственности в силу закона, агентство обратилось с иском о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:1; 23:30:0601000:13.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). В качестве одного из способов защиты нарушенного права в статье 12 Гражданского кодекса названо признание права.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в действовавшей до 01.01.2017 редакции (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определялась как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснили, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может быть осуществлено путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр, в том числе иск о признании права (пункт 52).
С иском о признании права собственности вправе обратиться лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом (пункт 58). Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункт 59).
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с правилами пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пункт 2 статьи 30 Закона N 261-ФЗ устанавливает, что управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, агентству предоставлены полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям (пункт 5.2); предоставлению земельных участков, резервированию земель для государственных нужд в целях строительства и расширения морских портов, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (пункт 5.3.11).
С учетом изложенного суды двух инстанций правомерно указали, что агентство осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории морских портов.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
Пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса закрепляет, что земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
Пункт 13 статьи 4 Закона N 261-ФЗ называет территорией морского порта земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Границами морского порта являются границы его территории и акватории (часть 1 статьи 5 данного Закона).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 N 1837-р "Об установлении границ морского порта", установлены границы морского порта Тамань, в состав которых вошли земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:1, 23:30:0601000:13. В этой связи с указанной даты (08.12.2008) названные земельные участки отнесены к федеральной собственности в силу закона.
Порядок безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность предусмотрен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"".
Доказательства тому, что на момент государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорные земельные участки они находились в утвержденных или фактически сложившихся границах морского порта, не представлены. Из материалов дела также не следует, что порт как инфраструктурный объект фактически существовал на момент регистрации права краевой собственности. Агентство не доказало, что на момент государственной регистрации права собственности Краснодарского края земельные участки являлись собственностью Российской Федерации в силу закона, в связи с расположением на тот момент на территории морского порта. Разрешение вопроса о передаче спорных земельных участков, в данном случае, возможно во внесудебном порядке в соответствии с процедурой, установленной Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, однако, истец не обращался к ответчику в порядке, установленном названным Законом. Документов, подтверждающих, что на исследуемых участках имеются объекты инфраструктуры порта, не имеется, создание порта на землях, относящихся к собственности Краснодарского края, автоматически не переводит их в федеральную собственность. Более того, иск о признании права собственности предъявлен лицом, фактически не владеющим спорными участками, что исключает возможность удовлетворения такого требования. При рассмотрении дела N А32-20241/2014 суды установили, что администрация, передав в аренду обществу земельные участки, в границах которых расположены объекты (заявленные к сносу), не утратила опосредованного владения земельными участками, поэтому, требование администрации надлежит рассматривать как требование об устранении нарушений прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, не связанных с лишением владения, на которое исковая давность не распространяется (статья 208 Гражданского кодекса).
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Агентство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2020 по делу N А32-47432/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства тому, что на момент государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорные земельные участки они находились в утвержденных или фактически сложившихся границах морского порта, не представлены. Из материалов дела также не следует, что порт как инфраструктурный объект фактически существовал на момент регистрации права краевой собственности. Агентство не доказало, что на момент государственной регистрации права собственности Краснодарского края земельные участки являлись собственностью Российской Федерации в силу закона, в связи с расположением на тот момент на территории морского порта. Разрешение вопроса о передаче спорных земельных участков, в данном случае, возможно во внесудебном порядке в соответствии с процедурой, установленной Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, однако, истец не обращался к ответчику в порядке, установленном названным Законом. Документов, подтверждающих, что на исследуемых участках имеются объекты инфраструктуры порта, не имеется, создание порта на землях, относящихся к собственности Краснодарского края, автоматически не переводит их в федеральную собственность. Более того, иск о признании права собственности предъявлен лицом, фактически не владеющим спорными участками, что исключает возможность удовлетворения такого требования. При рассмотрении дела N А32-20241/2014 суды установили, что администрация, передав в аренду обществу земельные участки, в границах которых расположены объекты (заявленные к сносу), не утратила опосредованного владения земельными участками, поэтому, требование администрации надлежит рассматривать как требование об устранении нарушений прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, не связанных с лишением владения, на которое исковая давность не распространяется (статья 208 Гражданского кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф08-7042/20 по делу N А32-47432/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7042/20
04.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2056/20
20.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-47432/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-47432/19