г. Краснодар |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А32-28099/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Денека И.М. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Интергрант" (ОГРН 1092312004388, ИНН 2312162219) - Худяковой О.Б. (доверенность от 25.05.2020), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ОГРН 1032309080264, ИНН 2315060310) - Панченко В.В. (доверенность от 14.01.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интергрант" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А32-28099/2019, установил следующее.
ООО "Интергрант" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконным отказа от 12.04.2019 в признании незаконным решения Новороссийского центрального таможенного поста от 30.06.2018 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров N 1 и 2, задекларированных по ДТ N 10317100/27062018/0012787; обязании предоставить тарифные преференции в отношении указанных товаров.
Решением суда от 25.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.06.2020, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что обжалуемые в суде действия должностных лиц таможни не являются действиями в области таможенного дела, основания для проведения ведомственного контроля отсутствуют; срок обжалования отказа в предоставлении тарифных преференций в суде истек.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие у таможни оснований для отказа в предоставления обществу тарифных преференций.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество ввезло и оформило по спорной ДТ товар N 1 и 2 (рыба морской волк (сибас), морская рыба аурата (дорадо)), заявив при таможенном декларировании тарифные преференции по уплате ввозной таможенной пошлины.
Решением Новороссийского центрального таможенного поста от 30.06.2018 обществу отказано в предоставлении тарифных преференций в отношении указанных товаров в связи с нарушением требований к оформлению сертификата происхождения товара по форме "А".
Общество обратилось в таможню с заявлением от 07.03.2019 о пересмотре в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста от 30.06.2018.
По результатам рассмотрения в порядке ведомственного контроля таможня сообщила, что представленный обществом сертификат заполнен с нарушением требований к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А", отсутствуют оснований предоставления обществу преференциального режима, отказала в признании незаконным решения таможенного поста от 30.06.2018. Решение таможни оформлено письмом от 12.04.2019 N 15-28/11017.
Общество обжаловало отказ таможни в арбитражный суд.
Суд, руководствуясь статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), статьей 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пунктами 1, 6 Порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 01.07.2016 N 1310 (далее - Порядок N 1310), сделал вывод об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Обжалуемые обществом действия должностных лиц таможни не являются действиями в области таможенного дела, не создают для него каких-либо прав и обязанностей, его права и законные интересы не нарушают. Основания для проведения ведомственного контроля указанных действий таможенного поста отсутствуют. Доказательства обжалования решения Новороссийского центрального таможенного поста от 30.06.2018 об отказе в предоставлении тарифных преференций не представлены.
Согласно письму Южного таможенного управления от 25.07.2019 N 132-30/12909 по делу N А32-28099/2019 оспариваются действия должностных лиц таможни по уведомлению общества об отсутствии оснований для признания решения Новороссийского центрального таможенного поста от 30.06.2018 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров N 1, 2, задекларированных по спорной ДТ, формализованные в письме от 12.04.2019 N 15-28/11017. Поскольку обжалуемые в суде действия должностных лиц таможни не являются действиями в области таможенного дела, основания для проведения ведомственного контроля указанных действий таможенного поста отсутствуют.
Ведомственный контроль представляет собой деятельность таможенных органов, направленная на устранение нарушений требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, совершенных таможенными органами и (или) их должностными лицами при реализации ими задач и функций в области таможенного дела. Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение, а также признать незаконным действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела (пункту 1 Порядка N 1310).
Проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов, к числу которых относятся: исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела; жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано в соответствии с пунктами 1, 2, 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ); обращения граждан и организаций в таможенные органы; другое (пункт 6 Порядка N 1310).
Аналогичные положения содержит статья 263 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
Подразделения таможенных органов при возникновении поводов для проведения ведомственного контроля обязаны проинформировать о них функциональное подразделение, к компетенции которого отнесено проведение ведомственного контроля соответствующих решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. В случае принятия начальником функционального подразделения (лицом, его замещающим) решения о проведении ведомственного контроля либо получения письма вышестоящего таможенного органа о необходимости провести ведомственный контроль начальник функционального подразделения (лицо, его замещающее) дает должностному лицу функционального подразделения поручение на проведение ведомственного контроля, которое оформляется по форме согласно приложению N 2 к этому Порядку (пункт 12 Порядка N 1310).
Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (статья 24 Закона N 311-ФЗ в редакции, действующей на дату принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций).
При таких обстоятельствах ведомственный контроль проводится непосредственно по инициативе самого таможенного органа (по поручению соответствующего должностного лица) при установлении необходимости в его проведении. Основания или обстоятельства, требующие обязательного проведения ведомственного контроля и принятия по его результатам решения, Законом N 311-ФЗ, действующим на дату принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций, Законом N 289-ФЗ и Порядком N 1310 не установлены.
Кроме того, суд отметил пропуск обществом установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса трехмесячного срока на обращение в суд по решению таможенного поста и отсутствие ходатайства о восстановлении процессуального срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования.
Суд не учел, что оспариваемый отказ таможни, формализованный в письме от 12.04.2019 N 15-28/11017, получен обществом 22.04.2019, что следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 35390031482675, содержащимся на представленной копии конверта (л. д. 14 т. 1). Поскольку общество обратилось с заявлением в суд 19.06.2019 (входящий штамп суда, л. д. 4 т. 1), установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса трехмесячный срок на обращение в суд обществом соблюден.
Однако ошибочный вывод судебных инстанций в этой части не привел к принятию незаконных судебных актов по существу спора.
Действия общества, не предпринявшего меры по обжалованию решения таможенного поста в установленные сроки, но заявившего в пределах срока обжалования отказа таможни по результатам рассмотрения обращения об отмене решения таможенного поста, правильно признаны судом ненадлежащим способом защиты права, но и обладающим признаками недобросовестного процессуального поведения.
Исходя из сформированного правового подхода, изложенного в пункте 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами Части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае оставления без изменения решением вышестоящего таможенного органа по жалобе решение нижестоящего органа в обжалованной части было оставлено без изменения полностью или частично, при рассмотрении в суде дела по заявлению налогоплательщика, поданному на основании главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценке подлежит решение нижестоящего органа с учетом внесенных вышестоящим таможенным органом изменений (если таковые имели место).
Решение вышестоящего таможенного о органа, принятое по жалобе декларанта, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего органа за пределы своих полномочий.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А32-28099/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела (статья 24 Закона N 311-ФЗ в редакции, действующей на дату принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций).
При таких обстоятельствах ведомственный контроль проводится непосредственно по инициативе самого таможенного органа (по поручению соответствующего должностного лица) при установлении необходимости в его проведении. Основания или обстоятельства, требующие обязательного проведения ведомственного контроля и принятия по его результатам решения, Законом N 311-ФЗ, действующим на дату принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций, Законом N 289-ФЗ и Порядком N 1310 не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф08-8267/20 по делу N А32-28099/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8267/20
23.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7805/20
30.01.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28099/19
01.08.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28099/19