г. Краснодар |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А32-60778/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края - Мелешина Д.П. (доверенность от 05.08.2020), в отсутствие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А32-60778/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, орган регистрации прав) о признании отказа управления, изложенного в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060, незаконным, нарушающим права заявителя, возложить на управление обязанность по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:21:0602001:502, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, хутор Горькая Балка, ул. Забайкаловская, 1, с указанием, что судебный акт является основанием для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
Решением от 04.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.06.2020, производство по заявлению администрации о возложении обязанности на управление снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:21:0602001:502 прекращено, так как аналогичные требования явились предметом рассмотрения в деле N А32-52771/2019, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием возможности аннулирования сведений о земельном участке (23:21:0602001:502) со статусом "учтенный", исключения данного земельного участка из государственного кадастра недвижимости по обращению администрации в орган регистрации прав. Позиция заявителя о необходимости снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит положениям части 3 статьи 6, статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества. Суды учли, что по одному адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, хутор Горькая Балка, ул. Забайкаловская, 1, на учете состоят два участка: с кадастровым номером 23:21:0602001:131 площадью 2655 кв. м, принадлежащий на праве собственности Федорову Д.А., 23:21:0602001:502 площадью 3384 кв. м (собственник не указан). Следовательно, имеет место спор о праве между администрацией и Федоровым Д.А. на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0602001:502. Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 04.03.2020 и апелляционное постановление от 23.06.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что суды не учли формирование спорного земельного участка собственником в виде перераспределения с соседним участком (кадастровый номер 23:21:0602001:131). Земельный участок с кадастровым номером 23:21:0602001:131 площадью 2655 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, хутор Горькая Балка, ул. Забайкаловская, 1, принадлежит на праве собственности физическому лицу Федорову Д.А., сформирован по заявлению собственника в виде перераспределения с соседним земельным участком, муниципальная собственность на который не разграничена, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером 23:21:0602001:502 площадью 3384 кв. м. После формирования земельного участка с кадастровым номером 23:21:0602001:502 и постановки его на кадастровый учет право собственности на образованный земельный участок в результате перераспределения зарегистрировано без аннулирования записи в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) об исходном земельном участке с кадастровым номером 23:21:0602001:131 площадью 2655 кв. м. В настоящее время на кадастровом учете состоят два земельных участка (с кадастровым номером 23:21:0602001:131 площадью 2655 кв. м и 23:21:0602001:502 площадью 3384 кв. м). Анализ Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) позволяет сделать вывод об отсутствии правового регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенные", "учтенные", по обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора. В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 "Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" (далее - письмо от 13.04.2010 N Д23-1342) разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
В судебном заседании представитель администрации настаивал на удовлетворении кассационной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные администраций в кассационной жалобе, заслушав ее представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты обеих инстанций надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации от 03.03.2018 N 238 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в кадастровом квартале 23:21:0602001, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, хутор Горькая Балка, ул. Забайкаловская, 1" на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок (кадастровый номер 23:21:0602001:502).
На основании протеста прокурора Новокубанского района от 03.08.2018 издано постановление от 07.09.2018 N 1150 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Новокубанский район от 03.03.2018 N 238 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в кадастровом квартале 23:21:0602001, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, хутор Горькая Балка, ул. Забайкаловская, 1"".
Администрация обратилась в управление с заявлением от 02.09.2019 N И/129-6361/02-06 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка 23:21:0602001:502.
Уведомлением от 20.09.2019 N 13-303/39060 управление отказало в исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:21:0602001:502 по мотиву отсутствия оснований, предусмотренных Законом N 218-ФЗ.
Считая отказ органа регистрации прав в снятии с кадастрового учета спорного земельного участка, администрация обратилась в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.
Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Исчерпывающий перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельных участков содержится в Законе N 218-ФЗ. Если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, судебные инстанции не установили предусмотренных Законом N 218-ФЗ (иным федеральным законом) оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:21:0602001:502.
Коллегия окружного суда полагает, что судебные акты состоялись без учета следующего.
В соответствии с письмом от 13.04.2010 N Д23-1342 земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Позиция заявителя сводится к тому, что наличие сведений о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости нарушает права и законные интересы администрации, иных способов защиты нарушенного права (помимо обращения в арбитражный суд) орган местного самоуправления не имеет, отсутствие оснований, предусмотренных в Законе N 218-ФЗ, для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, не должно служить препятствием судебной защите.
В настоящее время на государственном кадастровом учете состоят два земельных участка (с кадастровым номером 23:21:0602001:131 площадью 2655 кв. м и 23:21:0602001:502 площадью 3384 кв. м), тогда как документ-основание постановки земельного участка 23:21:0602001:502 на государственный кадастровый учет (постановление администрации) отменено в порядке самоконтроля.
Суды обеих инстанций не учли, что, управление как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, ответственный за подлинность информации в отношении недвижимого имущества, не имеет возможности самостоятельно устранить недостоверность сведений ЕГРН. Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, судам надлежало принять во внимание отсутствие иного способа, позволяющего заявителю защитить свое нарушенное право.
Кроме того, коллегия полагает, что данный спор затрагивает права и законные интересы физического лица, Федорова Д.А., чей земельный участок явился предметом перераспределения с соседним земельным участком, муниципальная собственность на который не разграничена.
Обжалуемые администрацией судебные акты не могут быть признаны окружным судом законными и обоснованными, принятыми на основе всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела. Поскольку в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку доводам (возражениям) лиц, участвующих в деле. Спор следует разрешить при правильном применении норм материального и процессуального права.
Коллегия отмечает, что требования, заявленные в деле N А32-52771/2019, не могут быть рассмотрены как тождественные, поскольку, в настоящем деле возложение на управление обязанности по снятию земельного участка с кадастрового учета является последствием оспаривания отказа от 20.09.2019 N 13-303/39060, тогда как в деле N А32-52771/2019 требования в порядке главы 24 Кодекса не заявлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А32-60778/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, судебные инстанции не установили предусмотренных Законом N 218-ФЗ (иным федеральным законом) оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:21:0602001:502.
...
В соответствии с письмом от 13.04.2010 N Д23-1342 земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Позиция заявителя сводится к тому, что наличие сведений о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости нарушает права и законные интересы администрации, иных способов защиты нарушенного права (помимо обращения в арбитражный суд) орган местного самоуправления не имеет, отсутствие оснований, предусмотренных в Законе N 218-ФЗ, для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, не должно служить препятствием судебной защите."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф08-6826/20 по делу N А32-60778/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6826/20
30.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3582/2021
25.01.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60778/19
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6826/20
23.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6901/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60778/19