г. Краснодар |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А32-60778/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края - Мелешина Д.П. (доверенность от 05.08.2020), в отсутствие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федорова Дмитрия Александровича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 по делу N А32-60778/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, орган регистрации прав) о признании отказа управления, изложенного в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060, незаконным, нарушающим права заявителя, возложить на управление обязанность по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:21:0602001:502, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, хутор Горькая Балка, ул. Забайкаловская, 1, с указанием, что судебный акт является основанием для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
Решением от 04.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.06.2020, производство по заявлению администрации о возложении обязанности на управление снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:21:0602001:502 прекращено, так как аналогичные требования явились предметом рассмотрения в деле N А32-52771/2019, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием возможности аннулирования сведений о земельном участке (23:21:0602001:502) со статусом "учтенный", исключения данного земельного участка из государственного кадастра недвижимости по обращению администрации в орган регистрации прав. Позиция заявителя о необходимости снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит положениям части 3 статьи 6, статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества. Суды учли, что по одному адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, хутор Горькая Балка, ул. Забайкаловская, 1, на учете состоят два участка: с кадастровым номером 23:21:0602001:131 площадью 2655 кв. м (принадлежащий на праве собственности Федорову Д.А.), 23:21:0602001:502 площадью 3384 кв. м (собственник не указан). Следовательно, имеет место спор о праве между администрацией и Федоровым Д.А. на земельный участок с кадастровым номером 23:21:0602001:502. Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2020 решение от 04.03.2020 и постановление апелляционного суда от 23.06.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Окружной суд указал, что в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 "Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" (далее - письмо от 13.04.2010 N Д23-1342) земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта. Управление как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, ответственный за подлинность информации в отношении недвижимого имущества, не имеет возможности самостоятельно устранить недостоверность сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, судам надлежало принять во внимание отсутствие иного способа, позволяющего заявителю защитить свое нарушенное право. Кроме того, коллегия указала, что данный спор может затронуть права и законные интересы Федорова Д.А., чей участок явился предметом перераспределения с соседним земельным участком, собственность на который не разграничена.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федоров Д.А.
Решением от 25.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.03.2021, признан незаконным отказ управления, изложенный в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060. Суд обязал управление снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:21:0602001:502, указав, что документ-основание постановки данного участка на кадастровый учет (постановление администрации) отменено в порядке самоконтроля. Управление как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, ответственный за подлинность информации в отношении недвижимого имущества, не имеет возможности самостоятельно устранить недостоверность сведений ЕГРН. Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит решение от 25.01.2021 и апелляционное постановление от 30.03.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение, указав, что нарушение закона при формировании и утверждении схемы расположения земельного участка не исключают императивности требований, которыми установлен ограниченный и исчерпывающий перечень оснований снятия с кадастрового учета учтенного земельного участка. Письмо управления от 20.09.2020 N 13-303/39060 не является отказом заявителю в осуществлении регистрационных действий. В рассматриваемых правоотношениях уведомление о приостановлении не издавалось, т.к. заявитель не обращался за осуществлением государственного кадастрового учета. Заявитель ненадлежащим образом обратился в орган регистрации прав в нарушение статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), положений Приказа Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883. Удовлетворение заявленных требований может привести к формированию практики осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав в обход установленных законом процедур осуществления регистрационных действий. Суды неправильно применили нормы главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), закрепляющей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов.
В отзыве на кассационную жалобу администрация поддержала выводы судебных инстанций, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации от 03.03.2018 N 238 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в кадастровом квартале 23:21:0602001, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, хутор Горькая Балка, ул. Забайкаловская, 1" (далее - постановление от 03.03.2018 N 238) на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок (кадастровый номер 23:21:0602001:502).
На основании протеста прокурора Новокубанского района от 03.08.2018 издано постановление от 07.09.2018 N 1150 об отмене постановления от 03.03.2018 N 238.
Администрация обратилась в управление с заявлением от 02.09.2019 N И/129-6361/02-06 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка 23:21:0602001:502.
Уведомлением от 20.09.2019 N 13-303/39060 управление отказало в исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:21:0602001:502 по мотиву отсутствия оснований, предусмотренных Законом N 218-ФЗ.
Считая отказ органа регистрации прав в снятии с кадастрового учета спорного земельного участка незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Закону N 218-ФЗ, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
На основании части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.
Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и(или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Исчерпывающий перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельных участков содержится в Законе N 218-ФЗ. Если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
В соответствии с письмом от 13.04.2010 N Д23-1342 земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении требований о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета суд вправе дать оценку действиям органа кадастрового учета по осуществлению кадастровых действий, и в случае если суд придет к выводу о том, что действия по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества совершены органом кадастрового учета с нарушением требований действующего законодательства, результатом может быть снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, поставленного на государственный кадастровый учет без установленных законом оснований.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что земельный участок (кадастровый номер 23:21:0602001:502) поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления администрации от 03.03.2018 N 238, которое отменено постановлением от 07.09.2018 N 1150 по протесту прокурора Новокубанского района от 03.08.2018. Поскольку причиной отмены постановления об утверждении схемы расположения спорного земельного участка явилось его формирование в нарушение требований статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса, суды правомерно указали на отсутствие правовых оснований для сохранения сведений о данном объекте в ЕГРН.
Коллегия суда кассационной инстанции поддерживает позицию судов, считает удовлетворение заявленных требований обоснованным.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 по делу N А32-60778/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что земельный участок (кадастровый номер 23:21:0602001:502) поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления администрации от 03.03.2018 N 238, которое отменено постановлением от 07.09.2018 N 1150 по протесту прокурора Новокубанского района от 03.08.2018. Поскольку причиной отмены постановления об утверждении схемы расположения спорного земельного участка явилось его формирование в нарушение требований статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса, суды правомерно указали на отсутствие правовых оснований для сохранения сведений о данном объекте в ЕГРН."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2021 г. N Ф08-6826/20 по делу N А32-60778/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6826/20
30.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3582/2021
25.01.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60778/19
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6826/20
23.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6901/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60778/19