г. Краснодар |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А32-19784/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Овсянникова А.Г. (доверенность от 23.01.2018), в отсутствие ответчика - акционерного общества "Транснефть-Сервис" (ИНН 2315140196, ОГРН 1072315011042), третьих лиц: акционерного общества "РН-Транс" и акционерного общества "Транснефть-Дружба", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги (филиал ОАО "РЖД") на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А32-19784/2019, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - истец, дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Транснефть-Сервис" (далее - ответчик, общество) о взыскании 63 308 рублей 18 копеек платы за время нахождение вагонов на путях общего пользования и 1117 рублей 69 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Транснефть-Дружба" и АО "РН-Транс".
Решением от 07.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2020, с ответчика в пользу истца взыскано 50 714 рублей 04 копейки задолженности, 936 рублей 82 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.04.2018 по 06.07.2018, проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты задолженности исходя из ключевой ставки Банка России и 2065 рублей 98 копеек расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск полностью. Заявитель ссылается на вину ответчика в нарушении работы станции, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается простой вагонов по вине общества, однако последнее необоснованно считает отсутствие простоя 11.04.2018; суды не оценили доказательства в их совокупности.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя дороги, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15.07.2017 дорога (перевозчик) и общество (контрагент) с участием АО "Транснефть-Дружба" заключили договор N 5/56, по условиям которого локомотивом перевозчика осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования АО "Транснефть-Дружба", примыкающего стрелкой N 51 к пути N 25 станции "Никольское" Юго-Восточной железной дороги. Технологические нормы оборота вагонов и перерабатывающая способность погрузки определены в пункте 9 договора.
В соответствии с пунктом 12 договора сдача и прием грузов и вагонов контрагенту производятся на местах погрузки, выгрузки.
В пункте 16 договора стороны согласовали внесение обществом перевозчику платы за нахождение подвижного состава независимо от его принадлежности на железнодорожных путях общего пользования по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
С 04.04.2018 по 15.04.2018 дорога составила акты общей формы (АОФ), согласно которым задержка вагонов на путях общего пользования произошла по причинам, зависящим от общества, и начислила ему 63 308 рублей 18 копеек платы за нахождение вагонов на указанных путях. Общество подписало акты общей формы с разногласиями.
Поскольку общество не оплатило образовавшуюся задолженность, дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 395, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 36, 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.07.2003 N 26 (далее - Правила N 26), Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, суды сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения иска в части.
Уменьшая сумму начисленной платы до 50 714 рублей 04 копеек, суды согласились с контррасчетом ответчика.
Отказывая в иске в остальной части, суды признали обоснованными утверждения общества о неправомерности расчета платы по АОФ, которые не содержат сведений о причинах простоя вагонов на путях общего пользования, зависящих от ответчика, о наличии обстоятельств (причины простоя вагонов), предусмотренных пунктом 4.6 Правил N 26. Суды указали, что в отсутствие таких сведений в АОФ истец в обоснование вины ответчика не представил памяток приемосдатчика, подтверждающих факт простоя спорных вагонов на выставочных путях.
Судебные инстанции также учли, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 25.07. 2019 по делу N А40-112589/2019-39-863 установлены обстоятельства, являвшиеся причинами простоя вагонов в апреле 2018 года на станции "Никольское" Юго-Восточной железной дороги, а также вина дороги в нарушении сроков доставки спорных вагонов на указанную станцию.
Суды приняли во внимание, что спорные вагоны прибывали с нарушением срока доставки и поэтому не могли быть загружены ответчиком в согласованные сроки (заявки по форме ГУ-12 с 01.04.2018 по 30.04.2018).
Прибытие порожних вагонов с нарушением срока доставки отрицательно повлияло на технологический процесс подачи порожних вагонов на эстакаду налива (пути необщего пользования АО "Транснефть-Дружба"), это послужило причинами нахождения спорных вагонов на путях общего пользования сверх технологического срока.
Дорога не опровергла эти выводы судов.
Установив данные обстоятельства, судебные инстанции обоснованно удовлетворили иск в части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Основания для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по доводам жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А32-19784/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Овсянникова А.Г. (доверенность от 23.01.2018), в отсутствие ответчика - акционерного общества "Транснефть-Сервис" (ИНН 2315140196, ОГРН 1072315011042), третьих лиц: акционерного общества "РН-Транс" и акционерного общества "Транснефть-Дружба", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги (филиал ОАО "РЖД") на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А32-19784/2019, установил следующее.
...
В пункте 16 договора стороны согласовали внесение обществом перевозчику платы за нахождение подвижного состава независимо от его принадлежности на железнодорожных путях общего пользования по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
...
Разрешая спор, руководствуясь статьями 395, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 36, 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.07.2003 N 26 (далее - Правила N 26), Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, суды сделали вывод о наличии оснований для удовлетворения иска в части."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2020 г. N Ф08-7389/20 по делу N А32-19784/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7389/20
05.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4882/20
07.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19784/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19784/19