г. Краснодар |
|
09 октября 2020 г. |
Дело N А32-35171/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Пимоненко А.Е. (доверенность от 22.05.2019), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования Тимашевский район (ИНН 2353011258, ОГРН 1022304839182), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента имущественных отношений Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Тимашевский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А32-35171/2019, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала -дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Тимашевский район (далее - администрация) о признании незаконным изложенного в уведомлении от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1851 кв. м с кадастровым номером 23:31:1004000:1778, находящегося в государственной неразграниченной собственности, расположенного относительно ориентира: Краснодарский край, Тимашевский район, относящегося к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, (далее - земельный участок) в аренду на 11 месяцев, о понуждении к направлению проекта договора аренды земельного участка.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы следующим. Ранее земельный участок был представлен обществу в аренду без разногласий. Департамент наделен полномочиями по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, к каковым земельный участок не относится. Предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, должно быть осуществлено администрацией. Основания привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отсутствуют.
Администрация обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Земельный участок находится за чертой населенного пункта и занят полезащитной лесной полосой. Администрация не уполномочена на распоряжение им. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, необоснованно не привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 13.11.2017 N 3100012149 аренды земельного участка из земель промышленности с разрешенным использованием для железнодорожного транспорта до 13.10.2018.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.09.2019 N 23/001/141/2019-2958 право собственности на земельный участок не зарегистрировано. Департамент в письме от 29.11.2018 N 52-53017/18-33-12 подтвердил отсутствие оснований для отнесения земельного участка к региональной собственности.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 27.05.2019 о предоставлении земельного участка в аренду на 11 месяцев для реализации инвестиционного проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла". Письмом от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 администрация известила заявителя о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с его относимостью к государственной собственности Краснодарского края и отсутствием у администрации полномочий по распоряжению им. Основанием такого разграничения государственной собственности на земельный участок, по мнению администрации, является наличие в его границах внутрихозяйственной дороги и полезащитной лесной полосы.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
По общему правилу, установленному положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в действующей с 01.03.2015 редакции, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган проверяет наличие оснований, препятствующих этому, (пункт 5 статьи 39.17) и, либо осуществляет подготовку проекта договора аренды (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса), либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса.
Законодатель допускает заключение договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (подпункт 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса). Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, а в перечне земельных участков, входящих в полосу отвода железных дорог, названы участки, занятые или предназначенные для размещения защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей (статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
В силу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами и лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) к государственной собственности субъектов Российской Федерации отнесены не все земельные участки, занятые внутрихозяйственными дорогами и лесными насаждениями, а только те из них, которые относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения (пункт 2 статьи 3.1). Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и на межселенных территориях муниципального района, отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципального района (пункт 2 статьи 3.3).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. Земельный участок относится к категории земель промышленности, поэтому расположение на нем внутрихозяйственной дороги и полезащитной лесной полосы не может служить основанием для разграничения государственной собственности на участок в пользу Краснодарского края.
На предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, уполномочена администрация. Необходимость в привлечении к участию в деле управления Росреестра отсутствует.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А32-35171/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами и лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) к государственной собственности субъектов Российской Федерации отнесены не все земельные участки, занятые внутрихозяйственными дорогами и лесными насаждениями, а только те из них, которые относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения (пункт 2 статьи 3.1). Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и на межселенных территориях муниципального района, отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципального района (пункт 2 статьи 3.3).
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2020 г. N Ф08-7676/20 по делу N А32-35171/2019