город Ростов-на-Дону |
|
10 июня 2020 г. |
дело N А32-35171/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьёвой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.
при участии:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель Пимоненко А.Е. по доверенности от 22.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Тимашевский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 по делу N А32-35171/2019
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к Администрации муниципального образования Тимашевский район (ИНН 2353011258, ОГРН 1022304839182)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
о признании незаконным отказа,
об обязании заключить договор аренды земельного участка,
принятое судьёй Кирий О.В.
руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Тимашевский район (далее - Администрация) о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:31:1004000:1778 в аренду сроком на 11 мес., изложенного в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 17.06.2019 г. N 141-3755/19-05 - незаконным; об обязании в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:1004000:1778, расположенного в Тимашевском районе Краснодарского края, сроком на 11 месяцев, с предложением о заключении соответствующего договора.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечён Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объёме.
Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 по делу N А32-35171/2019. Жалоба мотивирована тем, что суд неправильно применил нормы материального права, неверно истолковал нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд не применил нормы статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также что у Администрации отсутствуют правовые основания по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:31:1004000:1778, сформированным из земельного участка, занятого защитными лесными насаждениями, входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего в силу закона к собственности Краснодарского края.
В судебном заседании представитель Общества просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации, настаивал на приобщении отзыва к материалам дела. Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство и приобщил отзыв к материалам дела.
Администрация, Департамент, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии Администрации и Департамента, извещённых надлежащим способом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено.
Земельный участок с кадастровым номером 23:31:1004000:1778, площадью 1851 кв.м. находится в государственной неразграниченной собственности, расположен относительно ориентира: Краснодарский край, Тимашевский район, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт.
На основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 13.11.2017 N 3100012149, заключённого между Администрацией (арендодатель) и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (арендатор) заявителю сроком до 13.10.2018 в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:31:1004000:1778. (л.д. 112).
27.05.2019 Общество обратилось в Администрацию с заявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев. (л.д. 13).
Письмом от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 Администрация отказала в предоставлении муниципальной услуги. (л.д. 24). Отказ мотивирован тем, что в границах спорного земельного участка расположена внутрихозяйственная дорога, спорный земельный участок относиться к государственной собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, в силу чего у Администрации отсутствуют правовые основания для распоряжения участком.
Департамент в письме от 29.11.2018 N 52-53017/18-33-12 указал на то, что спорный земельный участок к государственной собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края не относиться.
Общество, указывая на то, что письмо от 17.06.2019 N141-3755/19-05 противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его для осуществления деятельности Общества для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 23:31:1004000:1778 Обществу необходим для реализации инвестиционного проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла".
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:31:1004000:1778 относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и иного специального назначения, вид разрешённого использования - железнодорожный транспорт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: 1) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; 2) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казённым предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
Таким образом, к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесены полномочия по распоряжению земельными участками исключительно категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.09.2019 N 23/001/141/2019-2958 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:1004000:1778 не зарегистрировано.
Положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 3.3 и пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В материалах дела имеется отзыв Департамента, согласно которому органом, уполномоченным на предоставление спорного земельного участка из земель неразграниченной собственности, является Администрация (л.д. 72).
Материалами дела подтверждается факт того, что спорный земельный участок по договору от 13.11.2017 N 3100012149 ранее был предоставлен Обществу без разногласий.
Поскольку предоставление спорного земельного участка в аренду Обществу без проведения торгов на основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации относится исключительно к компетенции Администрации, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии правовых оснований для отказа Обществу в предоставлении земельного участка в аренду
Таким образом, в силу статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в предоставлении в аренду земельного участка является незаконным, нарушает законные права и интересы общества.
В силу подпункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, указывая на признание оспариваемого решения незаконным, должен принять решение об устранении допущенных нарушений прав.
Конкретный срок предоставления земельного участка в аренду будет определён Администрацией в проекте договора аренды, направленном в адрес Общества.
Суд первой инстанции оспариваемым решением обязал Администрацию направить Обществу проект договора аренды спорного земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Признание Арбитражным судом Краснодарского края незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, изложенное в письме от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 решение Администрации об отказе в предоставлении в аренду Обществу земельного участка с кадастровым номером 23:31:1004000:1778, а также обязании Администрации в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес Общества подписанный Администрацией проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:1004000:1778 с предложением о заключении соответствующего договора, не влияет на права и обязанности регистрирующего органа - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, исходя из его компетенции, установленной действующим законодательством. Указанному обстоятельству суд первой инстанции дал верную и объективную оценку.
Довод Администрнации о необоснованном отказе в привлечении к участию в деле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в данном случае, апелляционный суд находит нормативно не обоснованным и неподлежащим удовлетворению.
С учётом изложенного, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 по делу N А32-35171/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу, арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35171/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "РЖД" Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта
Ответчик: Администрация муниципального образования Тимашевский район
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ