г. Краснодар |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А32-30842/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Тохчукова У.М. (доверенность от 01.01.2020), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования города Краснодар - Суворовой А.С. (доверенность от 06.10.2020), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Доюна Михаила Петровича, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А32-30842/2019, установил следующее.
АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании недействительным предписания от 07.06.2019 N 680/1028-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Доюн Михаил Петрович.
Решением суда от 11.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2020, суд удовлетворил заявленные требования.
Судебные акты мотивированы тем, что по состоянию на 01.01.2019 у потребителя имелась задолженность (3 596 рублей 31 копейка) за потребленную электроэнергию. Общество выполнило в полном объеме требования по надлежащему уведомлению об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги - электроснабжение потребителя. Обжалуемое предписание, в котором на общество возложена обязанность обеспечить потребителю предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в срок до 17.06.2019, поступило в общество 17.06.2019, то есть в день окончания срока его исполнения, в связи с чем устранение выявленных администрацией нарушений в срок, установленный оспариваемым предписанием, фактически невозможно.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.12.2019 и постановление апелляционной инстанции от 08.06.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что в период проверки общество представило выгрузку реестра СМС "Краснодарэнергосбыт" за период с 01.01.2019 по 10.02.2019, согласно которой на номер телефона 7961_12 отправлено СМС-сообщение 14.01.2019 в 17:45 с текстом: "АО "НЭСК" уведомляет о задолженности по лицевому счету 753830290 в размере 3 596 рублей 31 копейка. В случае неоплаты, с 18.02.2019 будет введено ограничение эл.потребления", статус доставки "успешно", однако отсутствует подтверждение о прочтении данного СМС-сообщения собственником жилого помещения N 29 в МКД. Какие-либо подтверждающие документы (кроме никем не заверенной выгрузки реестра смс) о содержании сообщения, номере телефона, на который доставлено сообщение, факт и дату его получения потребителем, в управление не представлены. Факт получения (уклонения от получения) потребителем-должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и дата получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения права потребителя на оплату задолженности в двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления). По факту отключения электроэнергии составлен акт о введении ограничения режима электропотребления, который подписан представителем общества, потребителем акт не получен. Устанавливая срок исполнения предписания, администрация приняла во внимание состояние здоровья потребителя, который является инвалидом 1 группы, лежачим больным. В связи с отказом в ознакомлении, один из актов проверки с копиями приложений (предписание от 07.06.2019 N 680/1028-р) направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Общество не обращалось в администрацию с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 20.05.2019 N 1028-р администрация в период с 22.05.2019 по 07.06.2019 провела внеплановую документарную проверку общества, основанием для проведения которой послужило обращение от 22.03.2019 вх. N 22-2534-П/19, поступившее из прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара, об отключении электроэнергии в жилом помещении N 29 в многоквартирном доме N 214 по ул. им. Селезнева в г. Краснодаре в отсутствие главного квартиросъемщика без его предварительного уведомления.
В ходе проверки установлено, что ограничение коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении N 29 в многоквартирном доме N 214 по ул. им. Селезнева в г. Краснодаре осуществлено обществом с нарушением требований пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: общество ненадлежащим образом осуществило уведомление (предупреждение) собственника помещения о необходимости погашения задолженности при неоплате которой будет введено ограничение предоставления коммунальной услуги по электроснабжению.
Выявленное нарушение отражено в акте от 07.06.2019 N 680/1028-р.
Обществу выдано предписание от 07.06.2019 N 680/1028-р, которым предписано в срок до 17.06.2019 обеспечить потребителю предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с требованиями пункта 9 раздела IV Приложения N 1 Правил N 354.
Полагая, что предписание от 07.06.2019 N 680/1028-р является незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования и признавая оспариваемое предписание неисполнимым, судебные инстанции, руководствуясь положениями Правил N 354 указали, что разделом XI Правил N 354 установлен порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, согласно которого исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами N 354;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя (пункт 117 Правил N 354).
Согласно пункту 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двумесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Пунктом 119 Правил N 354 установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" данного пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по состоянию на 01.01.2019 у потребителя имелась задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 3 596 рублей 31 копейки.
Договор энергоснабжения N 753830290 заключен без оформления в письменной форме, что не противоречит пунктам 6 и 7 Правил N 354.
Уведомление о наличии задолженности по состоянию на 01.01.2019 за потребленную электроэнергию в указанной сумме и предупреждение о последствиях непогашения задолженности в течение 20 дней в виде ограничения подачи электроэнергии с момента получения настоящего уведомления общество направило потребителю - должнику посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя на телефонный номер 7961...12.
В подтверждение обстоятельств направления извещения обществом представлена копия выгрузки из реестра отправки СМС "Краснодарэнергосбыт" за 14.01.2019 и скриншот из личного кабинета услуги "МТС Коммуникатор", в котором указано, что СМС сообщение с текстом, содержащим уведомление о предстоящем ограничении, успешно доставлено на номер, который указан потребителем в качестве контактного, что следует из заявления Доюн М.П., 14.01.2019 в 17:45.
Как правильно указали судебные инстанции, действия должника, допустившего возникновение задолженности по оплате коммунальных услуг, не отменяют обязанность общества известить его о предстоящем введении процедуры ограничения предоставления коммунальной услуги установленным законом способом путем вручения уведомления потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
В рассматриваемом случае в материалы дела в качестве доказательства надлежащего уведомления абонента об имеющейся задолженности за коммунальную услугу по электроснабжению и о предстоящем ограничении подачи электроэнергии, представлено СМС-сообщение и доказательства, подтверждающие факт его отправки и доставки. Данные доказательства администрацией не опровергнуты. О фальсификации доказательств администрации не заявляла.
Кроме того, оспариваемое предписание от 07.06.2019 со сроком исполнения до 17.06.2019 получено обществом 17.06.2019, то есть в день окончания срока его исполнения.
Как правильно указали судебные инстанции, предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
Срок исполнения предписания должен учитывать все условия для его выполнения, время, объективно необходимое для совершения действий, указанных в предписании, время на доставку (пробег) почтовой корреспонденции, а также конкретные обстоятельства совершения нарушения.
Как правильно указали суды, объективная возможность исполнения предписания в установленный срок (17.06.2019) у общества отсутствовала, поскольку обжалуемое предписание, которым на общество возложена обязанность обеспечить потребителю предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в срок до 17.06.2019, поступило в общество 17.06.2019, то есть в день окончания срока его исполнения. Данное обстоятельство администрацией не оспаривается, при этом она не подтвердила уклонение общества от получения предписания. Доказательства недобросовестного поведения общества, приведшего к позднему получению предписания, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, устранение выявленных администрацией нарушений в срок, установленный оспариваемым предписанием, фактически невозможно.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для признания недействительным предписания администрации от 07.06.2019 N 680/1028-р.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А32-30842/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двумесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Пунктом 119 Правил N 354 установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
...
Договор энергоснабжения N 753830290 заключен без оформления в письменной форме, что не противоречит пунктам 6 и 7 Правил N 354.
...
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2020 г. N Ф08-7210/20 по делу N А32-30842/2019