город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2020 г. |
дело N А32-30842/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии:
посредством онлайн-ресурсов с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" от акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" Завалиева С.В. по доверенности от 01.01.2020 N 12.1НЭ-18/20-105,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 по делу N А32-30842/2019 по заявлению акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1022301211195) к администрации муниципального образования город Краснодар, при участии третьего лица: Доюна Михаила Петровича, признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (далее - АО "НЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, административный орган) о признании недействительным предписания от 07.06.2019 N 680/1028-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Доюн Михаил Петрович.
Решением от 11.12.2019 суд удовлетворил заявленные требования. Судебный акт мотивирован тем, что по состоянию на 01.01.2019 у потребителя имелась задолженность в размере 3 596,31 рублей за потребленную электроэнергию, обществом выполнены в полном объеме требования по надлежащему уведомлению об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги - электроснабжение потребителя. Обжалуемое предписание, в котором на общество возложена обязанность обеспечить потребителю предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в срок до 17.06.2019, поступило в общество 17.06.2019, то есть в день окончания срока его исполнения, в связи с чем устранение выявленных управлением нарушений в срок, установленный оспариваемым предписанием, фактически невозможно.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы администрация сослалась на то, что в период проверки АО "НЭСК" представлена выгрузка реестра СМС "Краснодарэнергосбыт" за период с 01.01.2019 по 10.02.2019, согласно которой на номер телефона 7961_12 отправлено СМС-сообщение 14.01.2019 в 17:45 с текстом: "АО "НЭСК" уведомляет о задолженности по лицевому счету 753830290 в размере 3596,31 руб. В случае неоплаты, с 18.02.2019 будет введено ограничение эл.потребления", статус доставки "успешно", однако подтверждение о прочтении данного СМС-сообщения собственником жилого помещения N 29 в МКД отсутствует. Каких-либо подтверждающих документов (кроме никем не заверенной выгрузки реестра смс) о содержании сообщения, номера телефона, на который было доставлено сообщение, факт и дату его получения потребителем, в управление не представлено. Факт получения (уклонения от получения) потребителем-должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и дата получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения права потребителя на оплату задолженности в двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления). По факту отключения электроэнергии составлен акт о введении ограничения режима электропотребления, который подписан представителем общества, потребителем акт не получен. Устанавливая срок исполнения предписания, административным органом принято во внимание состояние здоровья потребителя, который является инвалидом 1 группы, лежачим больным. В связи с отказом в ознакомлении, один из актов проверки с копиями приложений (предписание от 07.06.2019 N 680/1028-р) направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В дополнительных пояснениях, представленных во исполнение определения от 03.03.2020 общество указало, что по состоянию на 14.01.2019 задолженность абонента составляла 3 596,31 руб., что в 3,5 раза превышает сумму 2-х месячных размеров платы, исчисленных исходя из норматива потребления (норматив - 147 кВт, размер платы за два месяца 949,62 руб.).
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 28.05.2020 в составе суда произведена замена находящейся в очередном ежегодном отпуске судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступлением из прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара обращения от 22.03.2019 вх. N 22-2534-П/19, согласно которому произведено отключение электроэнергии в жилом помещении N 29 в многоквартирном доме N 214 по ул. им. Селезнева в г. Краснодаре в отсутствие главного квартиросъемщика без предварительного уведомления, на основании распоряжения администрации от 20.05.2019 N 1028-р "О проведении внеплановой выездной проверки акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в период с 22.05.2019 по 07.06.2019 проведена внеплановая документарная проверка общества.
В ходе проверки административный орган пришел к выводу, что ограничение коммунальной услуги по электроснабжению в указанном жилом помещении осуществлено обществом с нарушением требований пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены (далее - Правила 3 354), а именно: общество ненадлежащим образом осуществило уведомление (предупреждение) собственника помещения о необходимости погашения задолженности, при неоплате которой будет введено ограничение предоставления коммунальной услуги по электроснабжению.
Обществом 20.02.2019 введено ограничение предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в указанном жилом помещении. По факту отключения электроэнергии составлен акт о введении ограничения режима электропотребления, который подписан только представителем общества, потребителем акт не получен.
Выявленное нарушение отражено в акте от 07.06.2019 N 680/1028-р.
Администрация выдала заявителю предписание от 07.06.2019 N 680/1028-р, которым обществу предписано в срок до 17.06.2019 обеспечить потребителю предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с требованиями пункта 9 раздела IV Приложения N 1 Правил N 354.
Полагая, что предписание от 07.06.2019 N 680/1028-р является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
Разделом XI Правил N 354 установлен порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя (пункт 117 Правил N 354).
Согласно пункту 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Пунктом 119 Правил N 354 установлено, что, если иное не установлено федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Суд первой инстанции установил, что по состоянию на 01.01.2019 у потребителя имелась задолженность в размере 3 596,31 рублей за потребленную электроэнергию.
Договор энергоснабжения N 753830290 заключен без оформления в письменной форме, что не противоречит пунктам 6 и 7 Правил N 354.
Уведомление о наличии задолженности по состоянию на 01.01.2019 за потребленную электроэнергию в указанной сумме и предупреждение о последствиях непогашения задолженности в течение 20 дней в виде ограничения подачи электроэнергии с момента получения настоящего уведомления общество направило потребителю - должнику посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя на телефонный номер 7961_12.
В подтверждение обстоятельств направления извещения обществом представлена копия выгрузки из реестра отправки СМС "Краснодарэнергосбыт" за 14.01.2019 и скриншот из личного кабинета услуги "МТС Коммуникатор", в котором указано, что СМС сообщение с текстом, содержащим уведомление о предстоящем ограничении, было успешно доставлено на номер, который указан потребителем в качестве контактного, что следует из заявления Доюн М.П., 14.01.2019 в 17:45.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом выполнены требования по надлежащему уведомлению об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги - электроснабжение потребителя.
Действия должника, допустившего возникновение задолженности по оплате коммунальных услуг, не отменяют обязанности общества известить должника о предстоящем введении процедуры ограничения предоставления коммунальной услуги установленным законом способом путем вручения уведомления потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
В рассматриваемом случае в материалы дела представлены доказательства направления и доставки уведомления путем СМС-сообщения.
По факту отключения электроэнергии составлен акт о введении ограничения режима электропотребления от 20.02.2019, который подписан представителем общества, потребителем акт не подписан, также отсутствуют доказательства направления указанного акта потребителю.
При этом, судом первой инстанции установлено, что оспариваемое предписание выдано 07.06.2019 со сроком исполнения 17.06.2019.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Срок исполнения предписания должен учитывать все условия для его выполнения, время, объективно необходимое для совершения действий, указанных в предписании, время на доставку (пробег) почтовой корреспонденции, а также конкретные обстоятельства совершения нарушения.
Суд первой инстанции верно указал, что объективная возможность исполнения предписания в установленный срок у общества отсутствовала, поскольку обжалуемое предписание, в котором на общество возложена обязанность обеспечить потребителю предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в срок до 17.06.2019, поступило в общество 17.06.2019, то есть в день окончания срока его исполнения.
Таким образом, устранение выявленных управлением нарушений в срок, установленный оспариваемым предписанием, фактически невозможно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано сделал вывод об отсутствии совокупности критериев для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Доводы о том, что при установлении срока исполнения предписания, административным органом принято во внимание состояние здоровья потребителя, который является инвалидом 1 группы, лежачим больным, судебной коллегией не принимается.
Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 по делу N А32-30842/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30842/2019
Истец: АО "НЕЗАВИСИМАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ", АО "НЭСК"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования города Краснодар
Третье лицо: Доюн Михаил Петрович, представителю Доюна Михаила Петровича Доюн Оксане Михайловне