Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу, связанному с применением положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений законодательства. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное разъяснение или толкование положений нормативного правового акта должно приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для таких актов. В связи с этим Минэкономразвития России вправе лишь высказать свое мнение по вопросу, указанному в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
В части ответа по существу на вопрос, поставленный в обращении, отмечаем.
Положениями части первой статьи 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости, а итоговым документом (в соответствии с частью первой статьи 11 Закона об оценочной деятельности), составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
В соответствии с положениями части третьей статьи 4 Закона об оценочной деятельности оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате (положения применяются с 1 апреля 2018 года).
Таким образом, в соответствии с нормами Закона об оценочной деятельности после 1 апреля 2018 года оценщик не может осуществлять свою профессиональную деятельность в случае отсутствия у него квалификационного аттестата в силу прямого требования Закона об оценочной деятельности о необходимости наличия в таком аттестате указания на направления, по которым оценщик может осуществлять оценочную деятельность. Кроме того, в соответствии с положениями абзаца четвертого части 2 статьи 24 Закона об оценочной деятельности наличие квалификационного аттестата является одним из требований к членству в саморегулируемой организации оценщиков (далее - СРОО), а оценщиками в соответствии с положениями части первой статьи 4 Закона об оценочной деятельности могут быть только лица, являющиеся членами одной из СРОО.
В соответствии с положениями статьи 22.1 Закона об оценочной деятельности в функции СРОО входит контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
Нормами статьи 22.2 Закона об оценочной деятельности установлено, что СРОО обязана утвердить внутренние документы СРОО, в том числе в части установления мер дисциплинарного воздействия при несоблюдении членом СРОО требований, предусмотренных Законом об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартами и правилами оценочной деятельности, правилами деловой и профессиональной этики.
Таким образом, в рамках выполнения возложенных на СРОО функций внутренними документами СРОО должен быть установлен порядок, в соответствии с которым СРОО осуществляет контроль за соблюдением своими членами установленных Законом об оценочной деятельности, в том числе требований к членству в СРОО.
В соответствии с требованиями к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 г. N 989, нарушение требований к членству в СРОО является основанием для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде предписания.
При этом основанием для принятия дисциплинарным комитетом решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении из членов СРОО является невыполнение предписания, обязывающего члена СРОО устранить выявленные нарушения в установленные сроки после применения меры дисциплинарного воздействия, повлекшей за собой приостановление права осуществления оценочной деятельности.
В отношении отчета об оценке объекта оценки, подписанного оценщиком, не имеющим квалификационного аттестата на дату подписания такого отчета, отмечаем.
В соответствии с положениями абзаца первого пункта 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае если отчет об оценке составлен и подписан лицом, не имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, т.е. лицом, не имеющим право на осуществление оценочной деятельности, то он составлен с нарушением норм Закона об оценочной деятельности и положений ФСО N 3, в связи с чем не может являться отчетом об оценке объекта оценки как таковым и не может использоваться в качестве отчета об оценке, т.е. не влечет соответствующих правовых последствий.
Врио директора Департамента |
И.М. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2018 г. N Д22и-826 "О предоставлении информации"
Опубликование:
-