г. Краснодар |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А63-11322/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Регионстрой" (ИНН 2635095175, ОГРН 1062635138125), ответчика - муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя (ИНН 2633001291, ОГРН 1022601962657), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регионстрой" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А63-11322/2018, установил следующее.
ООО "Регионстрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МУП "Водоканал" г. Ставрополя (далее - предприятие) о взыскании 1 346 371 рубля 80 копеек основного долга по контракту на закупку работ по капитальному ремонту покрытий дорог, проездов и тротуаров после разрытий в г. Ставрополе (Ленинский район, Октябрьский район) от 07.12.2017 N 0321300001117000354_331266 (далее - контракт) и 165 211 рублей 04 копеек пеней с 26.06.2018 по 04.02.2020 (уточненные требования).
Решением суда от 20.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2020, исковые требования удовлетворены частично;
с предприятия в пользу общества взыскано 30 116 рублей 11 копеек, в том числе 26 824 рублей 52 копейки основного долга по контракту, 3291 рубль 59 копеек пеней с 26.06.2018 по 04.02.2020; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Податель жалобы указывает, что представил в материалы дела надлежащие доказательства, подтверждающие выполнение обществом работ в заявленном объеме и стоимости. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Поскольку участвующие в деле лица не оспаривают вывод судов первой и апелляционной инстанции в части удовлетворения иска, то судебные акты в данной части не являются предметом исследования суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприятие (заказчик) и общество (подрядчик) в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.11.2017 N 254-ЭА-И/17 (идентификационный код закупки N 173263300129126350100100500504211244) заключили контракт, по условиям которого подрядчик обязался в установленный контрактом срок в соответствии с условиями контракта выполнить работы по капитальному ремонту покрытий дорог, проездов и тротуаров после разрытий в г. Ставрополе (Ленинский район, Октябрьский район) и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязался создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат на основании актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и оплатить в соответствии с условиями контракта (пункт 1.1 контракта).
Содержание, объем и стоимость работ, предусмотренных пунктом 1.1 контракта, определяются приложениями к контракту (приложение N 1 "Локальный сметный расчет", приложение N 2 "Товары, используемые при выполнении работ"; пункт 1.2 контракта).
Пунктами 2.1, 2.4 и 2.7 контракта предусмотрено, что цена контракта составляет 4 871 087 рублей 28 копеек, в том числе НДС 18%. Цена контракта включает в себя все расходы подрядчика, связанные с выполнением работ, приобретением материалов, оборудования и т. д., используемых при выполнении работ, транспортные издержки, и иные сопутствующие расходы подрядчика, связанные с исполнением контракта, а также уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, которые являются обязательными в силу закона. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Оплата по контракту производится по факту выполнения работ на основании счета в течение 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком подрядчиком актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (форма N КС-3).
Цена контракта может быть изменена по соглашению сторон, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем работы не более чем на 10% или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта.
При уменьшении предусмотренного контрактом объёма работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы (пункт 2.9 контракта).
Согласно пункту 13.4 контракта внесение изменений и дополнений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в условия контракта осуществляется путем заключения сторонами в письменной форме дополнительных соглашений к контракту, которые являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта работы выполняются в период со дня подписания контракта до 10.12.2017 по мере возникновения потребности заказчика. Работы выполняются на основании заявок заказчика не позднее, чем за сутки до начала выполнения работ. В заявках указывается место выполнения работ и другие, имеющие значения условия. Заявки могут делаться устно, посредством телефонной связи или электронной почты.
Согласно пунктам 6.4, 6.5 и 6.7 контракта подрядчик в день окончания работ составляет акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) в 4-х экземплярах, подписывает их у уполномоченных представителей заказчика. На основании подписанных актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) подрядчик составляет справку о стоимости выполненных работ и затрат за отчетный период (форма N КС-3) в 4-х экземплярах.
Заказчик в течение 5 календарных дней с момента получения указанных в пункте 6.4 контракта документов подписывает их, скрепляет печатью, либо дает мотивированный отказ в письменной форме, после чего один экземпляр подписанных документов возвращает подрядчику.
Заказчик обязан принять выполненные подрядчиком работы, предусмотренные пунктом 1.1 контракта, в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения письменного уведомления подрядчика, за исключением случаев, когда он воспользовался правом потребовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок или отказался от исполнения контракта.
Пунктом 12.1 контракта установлено, что он вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2017, а в части гарантийных обязательств - полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
В ходе исполнения контракта сторонами подписаны акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 25.12.2017 N 1 (на сумму 2 228 100 рублей 32 копейки) и от 26.12.2017 N 2 (на сумму 2909 рублей 07 копеек).
Платежными поручениями от 28.12.2017 N 4905 и 4891 на общую сумму 2 231 009 рублей 39 копеек работы оплачены в полном объеме.
25 декабря 2017 года общество подписало в одностороннем порядке акты о приемке выполненных работ на сумму 1 658 636 рублей 32 копейки (работы на территории Ставропольского водохранилища, Комсомольского пруда, на очистных сооружениях по ремонту асфальтового покрытия, укладке тротуарной плитки) и на сумму 1 582 502 рубля 72 копейки (работы по восстановлению покрытий после разрытий).
В ответах на требования общества оплатить работы по данным актам предприятие сообщило, что в соответствии с контрактом обществом в 2017 году выполнены работы по капитальному ремонту покрытий дорог, проездов и тротуаров после разрытий на сумму 2 231 009 рублей 39 копеек и данные работы оплачены предприятием в полном объеме.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 711 Гражданского кодекса заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача ему подрядчиком результата работ.
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (пункт 1 статьи 743 Гражданского кодекса).
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы, и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику (пункт 3 статьи 743 Гражданского кодекса).
В силу пункта 4 статьи 743 Гражданского кодекса подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 данной статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
В силу пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 названного Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта допускается по соглашению сторон, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. Таким образом, законом установлена возможность увеличения объема и изменения цены контракта путем подписания дополнительного соглашения, но не более чем на 10% цены контракта.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статья 1).
Целью правового регулирования осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) по гражданским делам, в силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм закона (статья 10 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 названного Кодекса).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, установив, что проведение дополнительных работ не согласовано в установленном условиями контракта и законом порядке, сторонами не оформлялось письменное соглашение об изменении твердой цены контракта и сметной документации (отсутствует дополнительное соглашение сторон об изменении условий контракта в части видов, объемов, стоимости работ и применяемых материалов), учитывая поведение сторон, а также принимая во внимание заключение судебной экспертизы, суды первой и апелляционной инстанций правомерно частично удовлетворили заявленные требования.
Из материалов дела, выводов судебной экспертизы и пояснений эксперта суды установили отсутствие необходимости выполнения обществом дополнительных работ для достижения целей контракта. Доказательства выполнения спорных работ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, а также их необходимый и обязательный характер, не позволяющий воздержаться от выполнения данных действий даже в отсутствие дополнительного соглашения к контракту, в материалах дела отсутствуют.
Суды установили отсутствие подтверждения наличия оснований, предусмотренных непосредственно пунктом 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, а также условиями контракта; учли предусмотренный контрактом порядок изменения его условий. Подтверждением одобрения заказчика на изменение условий контракта могло быть только явное и утвердительное его согласие на изменение сметной стоимости контракта. Суды обоснованно приняли во внимание организационно-правовой статус предприятия, закупочная деятельность которого строго регламентирована законодательством, запрещающим заключать дополнительные соглашения в отсутствие на то законных оснований.
Общество, осуществляя дополнительные работы без государственного контракта, не могло не знать о том, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательств.
Таким образом, в условиях отсутствия государственного контракта на выполнение дополнительных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, фактическое выполнение обществом работ не может влечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 303-ЭС17-4541 и от 13.09.2017 N 301-ЭС17-13268).
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции такими полномочиями не наделен.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми суд кассационной инстанции не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения или постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А63-11322/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили отсутствие подтверждения наличия оснований, предусмотренных непосредственно пунктом 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, а также условиями контракта; учли предусмотренный контрактом порядок изменения его условий. Подтверждением одобрения заказчика на изменение условий контракта могло быть только явное и утвердительное его согласие на изменение сметной стоимости контракта. Суды обоснованно приняли во внимание организационно-правовой статус предприятия, закупочная деятельность которого строго регламентирована законодательством, запрещающим заключать дополнительные соглашения в отсутствие на то законных оснований.
Общество, осуществляя дополнительные работы без государственного контракта, не могло не знать о том, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательств.
Таким образом, в условиях отсутствия государственного контракта на выполнение дополнительных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, фактическое выполнение обществом работ не может влечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 303-ЭС17-4541 и от 13.09.2017 N 301-ЭС17-13268)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 октября 2020 г. N Ф08-9077/20 по делу N А63-11322/2018