г. Краснодар |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А15-6355/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании истца - сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Кутульский" (ИНН 0519000235, ОГРН 1130529000150), ответчиков: Правительства Республики Дагестан (ИНН 0541019009, ОГРН 1060562005514), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572019545, ОГРН 1170571015691), администрации муниципального образования "сельсовет Моллакентский" Курахского района Республики Дагестан (ИНН 0519000436, ОГРН 1020501590031), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Моллакентская средняя общеобразовательная школа" (ИНН 0519002169, ОГРН 1020501588876), администрации муниципального образования "Курахский район" Республики Дагестан (ИНН 0519013139, ОГРН 1120529000096), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Правительства Республики Дагестан и администрации муниципального образования "сельсовет Моллакентский" Курахского района Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А15-6355/2016, установил следующее.
СПК (колхоз) "Кутульский" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан (далее - правительство), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата), министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и администрации муниципального образования "сельсовет Моллакентский" Курахского района Республики Дагестан (далее - администрация сельсовета), в котором просил:
- признать недействительным распоряжение правительства от 15.07.2016 N 297-р;
- признать незаконными действия кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 05:07:000101:7, 05:07:000101:8 и 05:07:000101:9;
- возложить на кадастровую палату обязанность устранить допущенные нарушения прав кооператива путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 05:07:000101:7, 05:07:000101:8 и 05:07:000101:9 и восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:4;
- признать отсутствующим право собственности муниципального образования "сельсовет Моллакентский" Курахского района на земельный участок площадью 116,165 га с кадастровым номером 05:07:000101:7, земельный участок площадью 2,822 га с кадастровым номером 05:07:000101:8 и земельный участок площадью 93,3726 га с кадастровым номером 05:07:000101:9.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Моллакентская средняя общеобразовательная школа", администрация муниципального образования "Курахский район" Республики Дагестан (далее - администрация района).
Решением от 22.05.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 16.08.2017, в удовлетворении требований кооператива отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.01.2018 решение от 22.05.2017 и апелляционное постановление от 16.08.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Арбитражный суд округа указал на необходимость оценки доводов кооператива о наличии у него права постоянного (бессрочного) пользования в отношении исходного земельного участка в совокупности с обстоятельствами, установленными судебными актами по делу N А15-987/2013, применительно к требования об оспаривании раздела исходного земельного участка, а также к требованию к органу кадастрового учета (страница 11 постановления).
При новом рассмотрении кооператив заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которым просил:
- признать недействительным распоряжение правительства от 15.07.2016. N 297-р;
- признать отсутствующим право собственности муниципального образования "сельсовет Моллакентский" Курахского района на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (в части площади 58,7375 га) и 05:07:000101:9 (в части площади 37,3174 га) в соответствии точками координат, указанных в экспертном заключении от 10.12.2019 N 331/19 (т. 8, л. д. 130 - 132).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.03.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020, исковое заявление удовлетворено. Суд признал недействительным пункт 2 распоряжения Правительства Республики Дагестан от 15.07.2016 N 297-р в части, касающейся земельных участков с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 58,7375 га) и 05:07:000101:9 (площадью 37,3174 га). Суд также признал отсутствующим право собственности муниципального образования "сельсовет Моллакентский" Курахского района на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 в части площади 587375 кв. м и 05:07:000101:9 в части площади 373 174 кв. м в соответствии точками координат, указанных в экспертном заключении от 10.12.2019 N 331/19. В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы по проведению судебной экспертизы в размере 150 тыс. рублей взысканы с администрации сельсовета в пользу кооператива. Суды с учетом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу N А15-987/2013, заключили о переходе кооперативу в порядке универсального правопреемства и на основании передаточного акта от 18.04.2013 права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000101:4 (прежний кадастровый номер 05:07:000101:0001), из которого в последующем образованы спорные земельные участки (кадастровые номера 05:07:000101:7 и 05:07:000101:9). В целях определения свободной площади земельных участков с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 и 05:07:000101:9 (не занятой объектами иных лиц) суд первой инстанции назначил по делу землеустроительную экспертизу. Экспертным заключением от 10.12.2019 N 331/19 установлено, что свободная площадь земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:7 составляет 587 375 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 05:07:000101:9 - 373 174 кв. м. Поскольку перевод земельных участков с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (в части площади 587 375 кв. м) и 05:07:000101:9 (в части площади 373174 кв. м) из категории земель отгонного животноводства осуществлен без согласия кооператива как правообладателя данных участков, пункт 2 оспариваемого распоряжения противоречит нормам Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в связи с чем признан судами недействительным. Суды заключили, что в рассматриваемом случае надлежащим способом защиты нарушенных прав кооператива является признание отсутствующим права собственности муниципального образования на спорные земельные участки, координаты частей которых определены в заключении судебного эксперта.
В кассационных жалобах правительство и администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просят отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к отсутствию у кооператива вещного права на спорный земельный участок и соответствию принятого правительством распоряжения от 15.07.2016 N 297-р нормам действующего законодательства.
В отзыве кооператив указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Определением от 01.10.2020 судебное разбирательство по кассационным жалобам отложено на 14 часов 00 минут 21 октября 2020 года
Судебное заседание арбитражного суда округа 21.10.2020 проведено в отсутствие представителей сторон в соответствии с правилами части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы жалоб и отзыва на них, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на основании постановления Совета Министров и бюро обкома КПСС Дагестанской АССР от 29.04.1956 N 123/17 за сельскохозяйственной артелью "Правда" на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 1070,92 га сезонных пастбищ Госфонда. Артели "Правда" выдан государственный акт на вечное пользование землей N 591149 (т. 1, л. д. 38 - 51).
По сведениям управления сельского хозяйства (справка от 24.05.2011 N 07) колхоз "Правда" на основании приказа Госагропрома ДАССР от 25.05.1977 N 25 реорганизован в совхоз "Кутульский". На основании постановления райисполкома от 26.01.1993 совхоз "Кутульский" реорганизован в колхоз "Кутульский".
Постановлением администрации Курахского района от 03.06.2002 N 80 колхоз "Кутульский" реорганизован в МСП "Кутульский", учредителем которого выступила администрация (т. 1, л. д. 52).
Из кадастрового плана земельного участка от 25.03.2007 N 07-02/07-0403 следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 8 857 050 кв. м (885,7050 га) с кадастровым номером 05:07:000101:0001 имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного назначения (для отгонного животноводства).
23 июля 2007 года в ЕГРН внесена запись о регистрации права собственности Республики Дагестан на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:07:000101:0001, что подтверждено свидетельством от 25.07.2007 серии 05-АА N 090119 (т. 2, л. д. 112).
Распоряжением Мингосимущества Республике Дагестан (далее - министерство) от 21.04.2010 N 174-р указанный участок предоставлен СПК "Кутульский" в аренду для ведения отгонного животноводства сроком на 49 лет.
30 апреля 2010 года министерство (арендодатель) и СПК "Кутульский" (арендатор) заключили договор N 44 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, по условиям которого арендатору сроком до 30.04.2059 предоставлен в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 8 857 050 кв. м с кадастровым номером 05:07:000101:0001. Договор зарегистрирован в установленном порядке (запись от 21.06.2010 N 050501/074/2010-156). Участок передан арендатору по акту от 30.04.2010.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.12.2011 по делу N А15-1485/2011 распоряжение от 21.04.2010 N 174-р и договор от 30.04.2010 N 44 признаны недействительными. Суд возложил на министерство обязанность отменить указанное распоряжение, аннулировал запись о государственной регистрации аренды и возложил на кооператив обязанность возвратить МСП "Кутульский" участок с кадастровым номером 05:07:000101:0001.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 решение от 05.12.2011 отменено в части возложения на кооператив обязанности возвратить предприятию земельный участок, в остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.07.2012 судебные акты отменены, в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием у МСП "Кутульский" прав на спорный земельный участок.
Постановлением главы администрации от 15.02.2013 N 18 отменено постановление администрации от 03.06.2002 N 80 "О реорганизации колхозов района в муниципальные сельскохозяйственные предприятия". Руководителю предприятия поручено привести учредительные документы в соответствие с законом (т. 1, л. д. 53).
Решением общего собрания колхозников (протокол от 25.03.2013 N 1) утвержден устав колхоза "Кутульский" в новой редакции, колхоз реорганизован в форме преобразования в кооператив (т. 1, л. д. 54 - 57, 66 - 101).
Распоряжением министерства государственного имущества Республики Дагестан (далее - министерство) от 13.11.2010 N 670-р земельный участок с кадастровым номером 05:07:000101:0001, переданный СПК "Кутульский" по договору аренды от 30.04.2010 N 44, разделен с образованием двух земельных участков. Участок площадью 7 га с кадастровым номером 05:07:000101:5 передан в аренду индивидуальному предпринимателю Ризаеву Ф.Р., а участок площадью 878,7050 га с кадастровым номером 05:07:000101:4 остался во владении СПК "Кутульский".
В рамках дела N А15-987/2013 кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к СПК "Кутульский о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 30.04.2010 N 44 и истребовании из незаконного владения данного лица земельного участка площадью 878,7050 га с кадастровым номером 05:07:000101:4.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.11.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.2016, исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным (ничтожным) договор аренды от 30.04.2010 N 44. Из владения СПК "Кутульский" истребован земельный участок с кадастровым номером 05:07:000101:4 (исходный земельный участок кадастровый номер 05:07:000101:0001). Суды установили, что в соответствии с учредительными документами и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.06.2015 по делу N А15-627/2014 истец является правопреемником колхоза "Кутульский"; к колхозу в порядке универсального правопреемства и на основании передаточного акта от 18.04.2013 перешло право постоянного (бессрочного) пользования на спорный участок.
Согласно распоряжению правительства от 07.11.2014 N 357-р в целях формирования и установления границ застроенных земельных участков, расположенных на землях отгонного животноводства, определения их правового положения министерству поручено разработать и утвердить дорожную карту мероприятий по формированию и установлению границ застроенных земельных участков, расположенных на землях отгонного животноводства, определению их правового положения (далее - дорожная карта). Министерство совместно с органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, управлением и кадастровой палатой необходимо обеспечить реализацию дорожной карты. Министерству финансов Республики Дагестан поручено выделить за счет средств республиканского бюджета министерству в 1 квартале 2015 года денежные средства в сумме 10 млн. рублей на реализацию дорожной карты. По итогам реализации дорожной карты министерству юстиции Республики Дагестан и министерству поручено разработать и представить в установленном порядке в правительство проект Закона Республики Дагестан "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан"" (т. 2, л. д. 5).
Во исполнение распоряжений правительства от 07.11.2014 N 357-р и от 02.10.2015 N 623-р министерство распоряжением от 29.12.2015 N 844-р внесло в реестр государственного имущества Республики Дагестан земельные участки категории "земли сельскохозяйственного назначения", указанные в приложении к распоряжению, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 (2,8220 га) и 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв. м), местоположение: Дербентский район, с. Моллакент и с. Арабляр, СПК "Кутульский" Курахского района (т. 2, л. д. 2 - 4).
16 мая 2016 года зарегистрировано право собственности Республики Дагестан на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 (площадью 2,8220 га) и 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв. м).
Распоряжением правительства от 15.07.2016 N 297-р приняты предложения Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - комитет), Минсельхозпрода Республики Дагестан и ходатайство администрации сельсовета о передаче безвозмездно из собственности Республики Дагестан в собственность муниципального образования "сельсовет Моллакентский" земельных участков площадью 384,4427 га, в том числе с кадастровыми номерам 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 га), 05:07:000040:50 (площадью 75,0111 га), 05:07:000101:7 (площадью 116,165 га), 05:07:000101:8 (площадью 2,822 га) и 05:07:000041:535 (площадью 97,072 га), расположенные в границах муниципального образования "сельсовет Моллакентский" Курахского района на территории Дербентского района. Пунктом 2 распоряжения указанные в пункте 1 земельные участки исключены из земель отгонного животноводства Республики Дагестан. Пунктом 3 распоряжения комитету поручено оформить передачу земельных участков, указанных в пункте 1 данного распоряжения, и внести в реестр государственного имущества Республики Дагестан соответствующие изменения (т. 1, л. д. 59).
На основании распоряжения от 27.10.2016 N 298-р комитет по акту приема-передачи от 27.10.2016 передал, а администрация сельсовета приняла в муниципальную собственность указанные в распоряжении правительства от 15.06.2016 N 297-р земельные участки, расположенные в границах муниципального образования "сельсовет Моллакентский" Курахского района на территории Дербентского района (т. 1, л. д. 144 - 146).
15 ноября 2016 года за администрацией сельсовета зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000101:7 (площадью 116,1650 га), 05:07:000101:8 (2,8220 га) и 05:07:000101:9 (площадью 93,3726 кв. м; записи государственной регистрации права от 15.11.2016 N 05-05/001-05/140/012/2016-30107/2, 05-05/00105/140/012/2016-30110/2 и 05-05/001-05/140/012/2016-30116/2; т. 3, л. д. 35 - 46).
Согласно выписке из ЕГРН от 25.01.2017 N 05/001/003/2017-266 и отзыву органа кадастрового учета от 03.02.2017 сведения о земельном участке площадью 6 503 703 кв. м +/- 20701 кв. м с кадастровым номером 05:07:000101:4 (ранее присвоенный государственный учетный номер - 05:07:000101:1), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Республика Дагестан, Дербентский район, совхоз "Кутульский", являются актуальными (т. 2, л. д. 25 - 27, 62 - 76).
Кооператив, полагая, что оспариваемым распоряжением и государственной регистрацией права собственности сельсовета нарушены принадлежащие ему права в отношении участков, закрепленных за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с Законом Республики Дагестан от 09.10.1996 N 18 "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан" (далее - Закон об отгонном животноводстве) земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации. Управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан или уполномоченным органом. Изменение статуса земель отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан (статья 3).
Согласно статье 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1).
Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).
В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий (пункт 3).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о признании недействительным пункта 2 распоряжения Правительства Республики Дагестан от 15.07.2016 N 297-р, как несоответствующего статье 8 Земельного кодекса и статье 21 Закона N 172-ФЗ, не принял во внимание, что самостоятельной категории земель "земли отгонного животноводства" не существует. Данное понятие указывает на назначение соответствующих участков, их особый статус (особый правовой режим использования). В силу статьи 1 Закона об отгонном животноводстве к землям отгонного животноводства относятся земли, расположенные в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, используемые для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства, а также земли, занятые государственными трассами скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно.
Спорное распоряжение, предписывающее исключение из земель отгонного животноводства земельных участков площадью 384,4427 га (т. 3, л. д. 57), принято Правительством Республики Дагестан в соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса, статьи 3 Закона об отгонном животноводстве. Указанный ненормативный правовой акт не изменяет категорию спорных земельных участков, которые продолжают относиться к землям сельскохозяйственного назначения (т. 5, л. д. 37 - 48). Фактически оспариваемое распоряжение связано с реализацией распоряжения Правительства Республики Дагестан от 07.11.2014 N 357-р, предписывающего реализацию мероприятию по формированию и установлению границ застроенных земельных участков, расположенных на землях отгонного животноводства, определению их правового положения (т. 3, л. д. 69). Изложенное подтверждено актами осмотра спорных земельных участков (т. 3, л. д. 20 - 32; т. 5, л. д. 118 - 121; т. 6, л. д. 85 - 121; 126 - 140), а также заключением судебной экспертизы (т. 8, л. д. 92 - 121).
Сведения о том, что в результате принятия данного распоряжения истцом утрачены трассы скотопрогонов, стоянки скота, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения названного требования кооператива у судов отсутствовали (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе.
Согласно статье 20 Земельного кодекса, действовавшей до 01.03.2015, и статье 39.9 Земельного кодекса, действующей в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39.1 Земельного кодекса).
В силу статьи 3 Закона N 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса, сохраняется (пункт 1).
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (пункт 2).
Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Исковые требования к лицам, фактически занимающим участки кооператива, в рамках настоящего дела не заявлены. Фактически уточненные требования кооператива сводятся к закреплению (оформлению) принадлежащего ему права на оставшиеся свободными части спорных участков. В то же время посредством признания отсутствующим права собственности публичного образования данная цель не может быть достигнута.
В материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права собственности кооператива в отношении спорных земельных участков, процедура переоформления принадлежащего истцу права постоянного (бессрочного) пользования на данные участки (как следует из представленных в суд округа пояснений) в установленном порядке не реализована.
С учетом изложенного и положений статей 268 и 269 Гражданского кодекса кооператив не может быть признан надлежащим истцом по иску об оспаривании права муниципальной собственности на спорные земельные участки, поскольку право собственности муниципального образования само по себе не нарушает каких-либо принадлежащих истцу прав на них. Кооператив не представил доказательств наличия у него права собственности на спорные земельные участки либо каких-либо иных прав на них, не совместимых с правом публичной собственности. Напротив, материалы дела подтверждают, что правопредшественнику истца исходный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое может быть установлено только на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2010 N 12478/09, субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не вправе оспаривать право собственности публично-правового образования на данный участок.
Республика Дагестан (в лице уполномоченных органов) обладала полномочиями передать спорные участки в муниципальную собственность (т. 2, л. д. 112; т. 3, л. д. 35 - 46; т. 7, л. д. 78 - 84). Такая передача не нарушает принадлежащее истцу право постоянного (бессрочного) пользования.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения иска кооператива о признании отсутствующим права собственности муниципального образования в отношении частей спорных земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 11.8 Земельного кодекса у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки. Следовательно, раздел исходного земельного участка не прекращает право истца и сам по себе не препятствует реализовать процедуру переоформления в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами, подтвердившими наличие у него право постоянного (бессрочного) пользования в отношении исходного участка (дело N А15-987/2013).
В соответствии с уточненными требованиями истец не требует восстановления кадастрового учета исходного земельного участка. Образование земельных участков из земель публичной собственности и их предоставление в собственность или в аренду (подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 11 пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса) осуществляется путем обращения в уполномоченный орган (статьи 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса). Отказ в предоставлении участка, бездействие уполномоченного органа могут быть оспорены в судебном порядке.
Поскольку суды неправильно применили нормы материального права при рассмотрении уточненных требований кооператива, решение и постановление следует отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска (пункт 2 части 1 статьи 287 Кодекса).
В связи с отказом в удовлетворении иска расходы по уплате государственной пошлины, расходы по проведению экспертизы относятся на истца (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А15-6355/2016 отменить, в удовлетворении искового заявления СПК (колхоз) "Кутульский" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 11.8 Земельного кодекса у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки. Следовательно, раздел исходного земельного участка не прекращает право истца и сам по себе не препятствует реализовать процедуру переоформления в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами, подтвердившими наличие у него право постоянного (бессрочного) пользования в отношении исходного участка (дело N А15-987/2013).
В соответствии с уточненными требованиями истец не требует восстановления кадастрового учета исходного земельного участка. Образование земельных участков из земель публичной собственности и их предоставление в собственность или в аренду (подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 11 пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса) осуществляется путем обращения в уполномоченный орган (статьи 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса). Отказ в предоставлении участка, бездействие уполномоченного органа могут быть оспорены в судебном порядке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2020 г. N Ф08-7665/20 по делу N А15-6355/2016
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7665/20
16.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2916/17
16.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6355/16
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6355/16
31.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9137/17
16.08.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2916/17
22.05.2017 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6355/16
28.12.2016 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-6355/16