г. Краснодар |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А53-24647/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Воловик Л.Н., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Колесник И.В.), от заявителя - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378) - Бойко О.А. (доверенность от 26.02.2020), Городницыной М.В. (доверенность от 18.10.2019), от заинтересованного лица - сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Песчанокопскагроснаб" (ИНН 6127018144, ОГРН 1136186000774) - Мельниковой Ю.В. (доверенность от 01.10.2020), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Песчанокопского района Ростовской области (ИНН 6127007618, ОГРН 1026101492471), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Песчанокопскагроснаб" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2020 по делу N А53-24647/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее -министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к сельскохозяйственному снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу "Песчанокопскагроснаб" (далее - кооператив) о взыскании 7 113 040 рублей, полученных в качестве предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 12.08.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрацию Песчанокопского района Ростовской области (далее - администрация).
Решением суда от 17.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2020, заявленные требования удовлетворены. С кооператива в пользу министерства взысканы 7 113 040 рублей, полученных в качестве грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Судебные акты мотивированы наличием правовых оснований для взыскания с кооператива суммы ранее предоставленного ему гранта в связи с выявленными нарушениями условий порядка и соглашения о его предоставлении.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 17.03.2020 и постановление апелляционной инстанции от 09.07.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Материалами дела подтверждается использование гранта в полном объеме в соответствии с планом расходов. Использование гранта на иные цели либо не в полном объеме министерством не подтверждено. Само по себе непредставление отчетов при доказанности факта целевого использования денежных средств не может являться основанием для их возврата. Основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий и субвенций, определены законом, а установление в договоре иных, чем в законе, оснований для возврата в соответствующий бюджет субсидий недопустимо.
В отзыве на кассационную жалобу министерство считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители министерства в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях получения гранта на развитие материально-технической базы кооператив представил в министерство заявление на участие в конкурсном отборе от 05.09.2016 и другие необходимые документы, в том числе план расходов на 7 113 040 рублей, предлагаемых к софинансированию за счет средств грантовой поддержки для развития материально-технической базы кооператива.
Поскольку представленные кооперативом документы соответствовали требованиям действующего законодательства, регламентирующего предоставление данного вида государственной поддержки, между министерством, кооперативом и администрацией в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 на 2013 - 2020 годы, 15.09.2016 заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы от 15.09.2016 N 109 (далее - Соглашение).
Денежные средства в общей сумме 7 113 040 рублей перечислены кооперативу на его расчетный счет N 40703810107220000009, что подтверждается копией платежного поручения от 29.09.2016 N 205803.
В связи с выявленными нарушениями условий получения и использования гранта (предоставление недостоверных сведений и невыполнение принятых обязательств по убою сельскохозяйственных животных в объеме (пункт 2.3.4 Соглашения), установленном соглашением) министерство в адрес кооператива направило претензию от 22.02.2019 N 34.5/262, в которой уведомило кооператив об одностороннем отказе от исполнения Соглашения и потребовало возвратить 7 113 040 рублей гранта в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.
Поскольку кооператив в добровольном порядке спорные денежные средства не возвратил, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленных министерством требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались пунктом 1 статьи 1, статьями 34 и 38, пунктами 1, 2, 3, 3.1 и 5 статьи 78, статьями 162, 306.1, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Кодекса).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Положение о порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы утверждено постановлением Правительства Ростовской области от 26.03.2015 N 209 (далее - Положение), которым с учетом положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены порядок и условия предоставления, расходования средств грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, а также ответственность за несоблюдение получателем условий, целей и порядка предоставления государственной поддержки в виде гранта и неисполнения условий Соглашения, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Суды учли, что в целях получения грантовой поддержки заявителем в министерство представлены необходимые документы, предусмотренные законодательством, в том числе Программа развития материально-технической базы Кооператива (далее - Программа), имеющаяся в материалы дела, содержащая плановые показатели по производству и реализации мясной продукции мяса на кости в полутушках.
Данной Программой предусмотрены мероприятия по организации работы убойного цеха мощностью 10 голов КРС в сутки или 4,5 т готовой продукции - мяса на кости в полутушках с последующей реализацией на мясоперерабатывающие заводы.
Подразделом 6.1 раздела 6 "Маркетинг и сбыт продукции" Программы (страницы 20 - 21) установлен план реализации (на каждый год проекта), в соответствии с которым в 2017 году объем товарной продукции (в тоннах) по показателю "Мясо КРС" составляет 334,8 т.
Поскольку представленные документы соответствовали требованиям законодательства, министерство предоставило кооперативу 7 113 040 рублей грантовой поддержки для развития материально-технической базы при соблюдении им условий, установленных пунктом 1.6 Положения, в числе которых - выполнение показателей эффективности, установленных соглашением.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения соглашение заключается по форме, устанавливаемой главным распорядителем - министерством, сроком на 5 лет и в обязательном порядке содержит, в том числе показатели эффективности расходования гранта.
Обязанность кооператива по обеспечению выполнения показателей эффективности расходования бюджетных средств предусмотрена подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 Соглашения.
Показатели эффективности расходования бюджетных средств при использовании гранта на развитие материально-технической базы кооператива установлены приложением N 7 к Соглашению.
В частности данным приложением предусмотрен показатель "Объем производства (оказания услуг) в натуральных показателях" с единицей измерения "тонна". В графе "2017 год" по позиции "4-й квартал" по данному показателю запланирован объем производства продукции - 334,8 т, что соответствует показателям, установленным подразделом 6.1 раздела 6 "Маркетинг и сбыт продукции" Программы.
Информация о выполнении показателей эффективности расходования бюджетных средств при использовании гранта на развитие материально-технической базы предоставляется кооперативом в составе отчета о реализации Соглашения за отчетный период (далее - отчет о реализации Соглашения) по форме согласно приложению N 5 к Соглашению. Обязанность по предоставлению данной отчетности установлена подпунктом 2.3.14 пункта 2.3 Соглашения.
Как видно из материалов дела, согласно представленному кооперативом отчету о реализации Соглашения за 2017 год объем производства (оказания услуг) в натуральных показателях в 4 квартале 2017 года составил 338,8 т. Представленная отчетность об объемах убоя сельскохозяйственных животных свидетельствовала о выполнении показателей эффективности осуществляемой кооперативом деятельности по производству мясной продукции.
Вместе с тем, в рамках осуществления мониторинга деятельности убойных пунктов на базе действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов на запрос министерства от 03.07.2018 N 34.5/991 о предоставлении информации о количестве сельскохозяйственных животных, поступивших для убоя, объемах выхода готовой продукции (мяса), а также объемах мясной продукции, поступившей для последующей реализации и реализованных за 2017 год и прошедший период 2018 года, в различных кооперативах, том числе и в кооперативе, Управление ветеринарии Ростовской области в письме от 06.07.2018 N 41.03/444 представило информацию о количестве произведенной и реализованной кооперативом продукции за 2017 год.
Согласно данной информации суды установили, что в указанном периоде кооперативом убиты 22 головы крупного рогатого скота с общим выходом готовой продукции 4 800 кг (что эквивалентно 4,8 т), 700 голов мелкого рогатого скота с общим выходом готовой продукции 15 409 кг (что эквивалентно 15,409 т), всего - 20 209 кг (20,209 т). Соответственно, представленная Управлением ветеринарии Ростовской области от 06.07.2018 N 41.03/444 информация свидетельствует, что за 2017 год кооператив произвел продукцию в объеме 20,209 т, что не соответствует плановому показателю в 334,8 т, установленному приложением N 7 к Соглашению, Программой, а также данным, представленным кооперативом в составе отчета о реализации Соглашения за 2017 год.
Таким образом, установив фактические обстоятельства при рассмотрении данного дела, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что предоставление недостоверных сведений, невыполнение принятых обязательств по убою сельскохозяйственных животных в объеме, установленном Соглашением, являются нарушением кооперативом условий Соглашения. При этом суды установили, что кооператив неоднократно представил в министерство отчетные документы, содержащие недостоверные сведения об объемах убоя сельскохозяйственных животных и произведенной продукции.
Пунктами 4.11, 4.14 Положения (в редакции от 25.05.2016, действовавшей на момент предоставления гранта) установлено, что в случае установления фактов необоснованного получения и (или) необоснованного (нецелевого) расходования гранта, представления получателем гранта недостоверной информации, а также в случае неисполнения получателем гранта обязательств, предусмотренных условиями Соглашения, главным распорядителем принимается решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения Соглашения и о возврате в областной бюджет гранта:
в полном объеме - в случае установления фактов необоснованного получения гранта;
частично, в объеме выявленных нарушений - в случае необоснованного (нецелевого) расходования гранта.
В случае неперечисления получателем гранта необоснованно полученной и (или) израсходованной суммы гранта в областной бюджет в объеме и в срок, установленные пунктом 4.13 Положения, указанные средства взыскиваются главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде грантов, - министерством в судебном порядке.
Аналогичные положения установлены пунктами 4.2, 4.4 Соглашения.
Установив, что кооператив необоснованно получил средства государственной поддержки ввиду невыполнения показателей эффективности, установленных Соглашением, а также представил недостоверные сведения, суды сделали правильный вывод о том, что министерство обоснованно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения заключенного с кооперативом Соглашения.
Суды также учли, что в рамках дела N А53-10344/19 вступившими в законную силу судебными актами подтверждена законность решения конкурсной комиссии по грантовой поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов от 28.12.2018 в части расторжения Соглашения ввиду предоставления кооперативом недостоверной информации и неисполнения пункта 2.3 Соглашения.
Судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с кооператива 7 113 040 рублей, полученных в качестве предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Суды обоснованно отклонили довод кооператива о том, что единственным основанием для возврата суммы гранта является нецелевое расходование средств, при этом указали, что в ходе проверки министерство установило факты неоднократного предоставление кооперативом недостоверных сведений, невыполнение принятых обязательств по убою сельскохозяйственных животных в объеме, установленном Соглашением, что свидетельствует о нарушении кооперативом условий Соглашения и является основанием для вынесения решения о предъявлении претензии и обращения в суд с заявлением о возврате суммы гранта.
Кроме того суды отметили, что приводимые кооперативом доводы, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку противоречат выводам судов по делу N А53-10344/19.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2020 по делу N А53-24647/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Положение о порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы утверждено постановлением Правительства Ростовской области от 26.03.2015 N 209 (далее - Положение), которым с учетом положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены порядок и условия предоставления, расходования средств грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, а также ответственность за несоблюдение получателем условий, целей и порядка предоставления государственной поддержки в виде гранта и неисполнения условий Соглашения, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2020 г. N Ф08-7541/20 по делу N А53-24647/2019