Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2020 г. N Ф08-7541/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2020 г. |
дело N А53-24647/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от СССПК "Песчанокопскагроснаб": представитель по доверенности от 09.01.2020 Мельникова Ю.В., паспорт;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области: представитель по доверенности от 26.02.2020 N 34-353 Бойко О.А., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Песчанокопскагроснаб"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.03.2020 по делу N А53-24647/2019
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
(ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378)
к сельскохозяйственному снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу "Песчанокопскагроснаб" (ИНН 6127018144, ОГРН 1136186000774)
при участии третьего лица: Администрации Печанокопского района Ростовской области (ИНН 6127007618, ОГРН 1026101492471)
о взыскании 7 113 040 руб., полученных в качестве предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в суд с заявлением к сельскохозяйственному снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу "Песчанокопскагроснаб" (далее - заинтересованные лица) о взыскании 7 113 040 руб., полученных в качестве предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (уточненные требования в порядке ст.49 АПК Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.03.2020 с сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Песчанокопскагроснаб" взысканы 7 113 040 руб., полученных в качестве грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Песчанокопскагроснаб" подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Материалами дела подтверждается использование гранта в полном объеме в соответствии с планом расходов. Использование гранта на иные цели либо не в полном объеме истцом не представлено. Само по себе непредставление отчетов при доказанности факта целевого использования денежных средств не может являться основанием для их возврата. Основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий и субвенций, определены законом, а установление в договоре иных, чем в законе, оснований для возврата в соответствующий бюджет субсидий недопустимо.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области возражало на доводы апелляционной жалобы, указало на правомерность вынесенного судом первой инстанции решения, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель СССПК "Песчанокопскагроснаб" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что нецелевого расходования денежных средств не выявлено, просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Администрации Печанокопского района Ростовской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Министерство), сельскохозяйственным снабженческо-сбытовым потребительским кооперативом "Песчанокопскагроснаб" (далее - получатель, кооператив) и Администрацией Песчанокопского района Ростовской области 15.09.2016 заключено соглашение о предоставлении грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Указанное соглашение заключено в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 на 2013-2020 годы.
Порядок предоставления указанного вида государственной поддержки регламентирован Положением о порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 26.03.2015 N 209 (далее - Положение).
Пунктом 1.1 раздела 1 Положения (в редакции от 15.02.2016, действовавшей на момент предоставления субсидии) предусмотрено, что грантовая поддержка предоставляется сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы в рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной кооперации на 2015 -2017 годы и на период до 2020 года" подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Ростовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 592.
В соответствии с пунктом 1.7 раздела 1 Положения министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области является главным распорядителем средств областного бюджета и уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области по распределению средств федерального бюджета.
В целях получения гранта на развитие материально-технической базы кооператив представил заявление на участие в конкурсном отборе от 05.09.2016 и другие необходимые документы, в том числе план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет средств грантовой поддержки для развития материально-технической базы сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Песчанокопскагроснаб" на сумму 7 113 040,00 руб.
Представленные кооперативом документы соответствовали требованиям действующего законодательства, регламентирующего предоставление данного вида государственной поддержки.
На основании пункта 3.1 раздела 3 Положения между министерством и кооперативом заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы от 15.09.2016 N 109 (далее - Соглашение).
Денежные средства в общей сумме 7 113 040,00 руб. были перечислены кооперативу на его расчетный счет N 40703810107220000009, что подтверждается копией платежного поручения от 29.09.2016 N 205803.
Министерство осуществляет проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта, а также исполнения обязательств, предусмотренных условиями соглашения. Ежеквартально, до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, осуществляет прием отчетов о расходовании гранта по форме согласно Приложению N 5 к соглашению (пункты 2.2.1, 2.2.5 соглашения).
В свою очередь получатель гранта обязуется выполнять показатели эффективности расходования бюджетных средств, установленных в Приложении N 7 к названному соглашению (пункт 2.3.4 соглашения).
Кроме того, в силу пункта 2.3.14 получатель гранта обязан представлять в министерство в период действия соглашения ежеквартально, до 1 -го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, - отчет о реализации соглашения о предоставлении гранта по форме согласно Приложению N 5; ежегодно, до 1 августа соответствующего года - копию заключения ревизионного союза, заверенную руководителем получателя и печатью организации, о достоверности бухгалтерской отчетности кооператива, соответствии порядка ведения кооперативом учета законодательству Российской Федерации, соблюдении органами управления получателем положений своих уставов и законодательства Российской Федерации, а также данные о выявленных нарушениях, которые могут повлечь за собой ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности получателя или их несостоятельность (банкротство).
В соответствии с приложением N 7 Соглашения согласованы показатели эффективности расходования бюджетных средств, согласно которым объем производства (оказания услуг) в натуральных показателях в четвертом квартале 2017 года составляет 334,8 тонн.
Во исполнение условий соглашения сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Песчанокопскагроснаб" представил отчет о реализации соглашения о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы за 2017 год, согласно которому объем производства (оказания услуг) в натуральных показателях в 4 квартале 2017 года составил 338,8 тонн.
Вместе с тем, из представленной управлением ветеринарии Ростовской области информации (исх. от 06.07.2018 N 41.03/444) министерству стало известно, что за период 2017 года кооперативом было убито 22 головы крупного рогатого скота (общий выход готовой продукции составил 4 800 кг), 700 голов мелкого рогатого скота (общий выход готовой продукции составил 15 409 кг). Общий выход готовой продукции по убою крупного и мелкого рогатого скота за период 2017 года составил 20 209 кг (20,209 тонн).
Таким образом, представленная управлением ветеринарии Ростовской области информация свидетельствует о фактическом осуществлении кооперативом убоя сельскохозяйственных животных в объемах меньших, чем отражено в представленной им отчетности за 2017 год.
Вышеуказанные факты, а именно предоставление недостоверных сведений и невыполнение принятых обязательств по убою сельскохозяйственных животных в объеме (пункт 2.3.4 соглашения), установленном соглашением, являются нарушением кооперативом условий соглашения.
Согласно пункту 4.2 соглашения в случае установления фактов необоснованного получения и (или) необоснованного (нецелевого) расходования гранта, представления получателем недостоверной информации, а также неисполнения получателем пункта 2.3 соглашения Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушений, письменно уведомляет получателя об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, по итогам сверки отчетности, предоставляемой кооперативом в соответствии с соглашением и данными Управления ветеринарии по Ростовской области, конкурсной комиссией по грантовой поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооператоров Министерства установлен факт невыполнения кооперативом показателей эффективности по соглашению от 15.09.2016 N 109. На основании изложенного комиссией принято решение о расторжении соглашения от 15.09.2016 N109 с сельскохозяйственным снабженческо-сбытовым потребительским кооперативом "Песчанокопскагроснаб" о предоставлении грантовой поддержки. Данное решение отражено в протоколе N 24 от 28.12.2018.
Письмом от 22.02.2019 N 34.5/262 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области уведомило председателя сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Песчанокопскагроснаб" об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Министерство в адрес ответчика направило претензию от 22.02.2019 N 34.5/262, в которой уведомило кооператив об одностороннем отказе от исполнения Соглашения и потребовало возвратить средства гранта в размере 7 113 040 руб. в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.
Указанная претензия вручена 19.03.2019 председателю кооператива Гридину С.П.
Ответа на указанную претензию в министерство не поступило.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, министерство обратилось с заявлением в суд.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поскольку соглашение о предоставлении гранта на поддержку фермеров предполагает расходование бюджетных средств на предоставление гранта, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Кодекса).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым названного пункта.
Положение о порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, утверждено постановлением Правительства Ростовской Области от 26.03.2015 N 209 (далее - Положение).
Положением установлены порядок и условия предоставления, расходования средств грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, а также ответственность за несоблюдение получателем условий, целей и порядка предоставления государственной поддержки в виде гранта и неисполнения условий Соглашения.
В целях получения грантовой поддержки заявителем в министерство представлены необходимые документы, предусмотренные законодательством, в том числе Программа развития материально-технической базы Кооператива (далее - Программа), имеющаяся в материалы дела, содержащая плановые показатели по производству и реализации мясной продукции мяса на кости в полутушках.
Данной Программой предусмотрены мероприятия по организации работы убойного цеха мощностью 10 голов КРС в сутки или 4,5 тонн готовой продукции - мяса на кости в полутушках с последующей реализацией на мясоперерабатывающие заводы.
Подразделом 6.1 раздела 6 "Маркетинг и сбыт продукции" Программы (стр. 20-21) установлен план реализации (на каждый год проекта), в соответствии с которым в 2017 году объем товарной продукции (в тоннах) по показателю "Мясо КРС" составляет 334,8 тонны.
Поскольку представленные документы соответствовали требованиям законодательства министерством Кооперативу предоставлена грантовая поддержка для развития его материально-технической базы в размере 7 113 040 рублей.
Грант предоставлен Кооперативу при соблюдении им условий, установленных пунктом 1.6 Положения, в числе которых - выполнение показателей эффективности, установленных соглашением.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения соглашение заключается по форме, устанавливаемой главным распорядителем - министерством, сроком на 5 лет и в обязательном порядке содержит, в том числе показатели эффективности расходования гранта.
Обязанность Кооператива по обеспечению выполнения показателей эффективности расходования бюджетных средств предусмотрена подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 соглашения.
Показатели эффективности расходования бюджетных средств при использовании гранта на развитие материально-технической базы СССПК "Песчанокопскагроснаб" установлены приложением N 7 к соглашению.
В частности, данным приложением N 7 предусмотрен показатель "Объем производства (оказания услуг) в натуральных показателях" с единицей измерения - тонна. В графе "2017 год" по позиции "4-й квартал" по данному показателю запланирован объем производства продукции - 334,8 тонн, что соответствует показателям, установленным подразделом 6.1 раздела 6 "Маркетинг и сбыт продукции" Программы.
Информации о выполнении показателей эффективности расходования бюджетных средств при использовании гранта на развитие материально-технической базы предоставляется Кооперативом в составе отчета о реализации соглашения о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы за отчетный период (далее - отчет о реализации Соглашения) по форме согласно приложению N 5 к соглашению. Обязанность по предоставлению данной отчетности установлена подпунктом 2.3.14 пункта 2.3 соглашения.
Согласно представленному Кооперативом отчету о реализации соглашения о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы за 2017 год объемы производства (оказания услуг) в натуральных показателях в 4 квартале 2017 года составил 338,8 тонн.
Представленная отчетность об объемах убоя сельскохозяйственных животных свидетельствовала о выполнении показателей эффективности осуществляемой Кооперативом деятельности по производству мясной продукции.
В рамках осуществления мониторинга деятельности убойных пунктов на базе действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов министерством в адрес управления ветеринарии Ростовской области направлен запрос от 03.07.2018 N 34.5/991 о предоставлении информации о количестве сельскохозяйственных животных, поступивших для убоя, объемах выхода готовой продукции (мяса), а также объемах мясной продукции, поступившей для последующей реализации и реализованных за 2017 год и прошедший период 2018 года, в различных кооперативах, том числе и в СССПК "Песчанокопскагроснаб".
В ответ на запрос министерства от 03.07.2019 N 34.5/991 управлением ветеринарии Ростовской области в письме от 06.07.2018 N 41.03/444 представлена информация о количестве произведенной и реализованной Кооперативом продукции за 2017 год.
Согласно данной информации в указанном периоде Кооперативом убито 22 головы крупного рогатого скота с общим выходом готовой продукции 4 800 кг (что эквивалентно 4,8 тоннам), 700 голов мелкого рогатого скота с общим выходом готовой продукции 15 409 кг (что эквивалентно 15, 409 тоннам), всего - 20 209 кг (20,209 тонн).
Соответственно, представленная управлением ветеринарии Ростовской области от 06.07.2018 N 41.03/444 информация свидетельствует, что за период 2017 года Кооперативом произведено продукции в объеме - 20,209 тонн, что не соответствует плановому показателю в 334,8 тонн, установленному приложением N 7 к соглашению, Программой, а также данным, представленным Кооперативом в составе отчета о реализации соглашения о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы за 2017 год.
Вышеуказанные факты (предоставление недостоверных сведений, невыполнение принятых обязательств по убою сельскохозяйственных животных в объеме, установленном соглашением) являются нарушением Кооперативом условий соглашения.
Кроме того, отчетные документы, содержащие недостоверные сведения об объемах убоя сельскохозяйственных животных и произведенной продукции, представлялись Кооперативом в министерство неоднократно.
Пунктами 4.11, 4.14 Положения (в ред. от 25.05.2016, действовавшей на момент предоставления гранта) установлено, что в случае установления фактов необоснованного получения и (или) необоснованного (нецелевого) расходования гранта, представления получателем гранта недостоверной информации, а также в случае неисполнения получателем гранта обязательств, предусмотренных условиями Соглашения, главным распорядителем принимается решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения Соглашения и о возврате в областной бюджет гранта:
в полном объеме - в случае установления фактов необоснованного получения гранта;
частично, в объеме выявленных нарушений - в случае необоснованного (нецелевого) расходования гранта.
В случае неперечисления получателем гранта необоснованно полученной и (или) израсходованной суммы гранта в областной бюджет в объеме и в срок, установленные пунктом 4.13 Положения, указанные средства взыскиваются главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде грантов, - министерством в судебном порядке.
Аналогичные положения установлены пунктами 4.2, 4.4 соглашения.
Установив, что кооператив необоснованно получил средств государственной поддержки ввиду невыполнения показателей эффективности, установленных Соглашением, а также представил недостоверные сведения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что министерство обоснованно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения заключенного с кооперативом Соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
Вышеизложенное подтверждает наличие двух оснований для возврата Кооперативом гранта в полном объеме:
В рамках дела N А53-10344/19 кооперативом оспаривалось решение конкурсной комиссии по грантовой поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов от 28.12.2018 в части расторжения соглашения N 109 от 15.09.2016.
Решением от 31.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2019 и постановлением кассационной инстанции от 02.03.2020, суд отказал в удовлетворении заявленного кооперативом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного кооперативом требования, ввиду предоставления кооперативом недостоверной информации и неисполнения пункта 2.3 Соглашения о предоставлении грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы от 15.09.2016 N 109.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу судебным актом подтверждена законность решения конкурсной комиссии по грантовой поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов от 28.12.2018 в части расторжения соглашения N 109 от 15.09.2016, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с кооператива 7 113 040 руб., полученных в качестве предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что единственным основанием для возврата суммы граната является нецелевое расходование средств.
Поскольку в ходе проверки министерством были установлены факты неоднократного предоставление недостоверных сведений, невыполнение принятых обязательств по убою сельскохозяйственных животных в объеме, установленном соглашением, что является нарушением Кооперативом условий соглашения, было принято обоснованное решение о предъявлении претензии и обращении в суд с заявлением о возврате суммы гранта.
Доводы, приводимые ответчиком, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку противоречат выводам, установленным судами при рассмотрении дела N А53-10344/19.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.03.2020 по делу N А53-24647/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24647/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
Ответчик: Сельскохозяйственный кредитный "Песчанокпскагроснаб", СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ "ПЕСЧАНОКОПСКАГРОСНАБ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕСЧАНОКОПСКОГО РАЙОНА, АДМИНИСТРАЦИЯ ЖУКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ