г. Краснодар |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А32-6664/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Миронова С.Г. (доверенность от 26.08.2019), в отсутствие заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 по делу N А32-6664/2020, установил следующее.
Администрация г. Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 10.05.2018 N 7518496А о государственной регистрации ликвидации ООО "Турбаза "Горный воздух"" (далее - общество).
Решением суда от 11.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, инспекция нарушила порядок ликвидации общества. Ликвидатор общества не мог не знать о наличии у общества задолженности перед администрацией и представил недостоверный ликвидационный баланс на государственную регистрацию ликвидации общества.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2018 по делу N А32-16645/2016 с общества в пользу администрации взыскано 17 547 792 рубля 24 копейки неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:04020012:134. Возбуждено исполнительное производство.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2018 по делу N А32-48954/2018 с общества в пользу администрации взыскано 837 427 рублей задолженности за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0120013:1352 с 28.09.2015 по 01.10.2017 и 159 973 рубля 57 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. Возбуждено исполнительное производство.
На основании решения единственного участника общества о ликвидации от 17.11.2017 N 1/2017 общество ликвидировано по решению инспекции от 10.05.2018 N 7518496А.
Как указывает администрация, о ликвидации общества она узнала из письма прокуратуры Адлерского района г. Сочи от 12.02.2020 N 07-07-2020/924.
Полагая, что действиями инспекции нарушены ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения, возникающие в связи с исключением из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации;
далее - Гражданский кодекс).
В силу пункта 4 статьи 62 Гражданского кодекса с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица предусмотрена в статье 64 Гражданского кодекса.
Согласно положениям статей 61 - 64 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1 и 10 Гражданского кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно правовой позиции, отраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 04.12.2012 N 9632/12, от 18.06.2013 N 17044/12, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2015 N 310-ЭС14-8980, от 31.03.2016 N 304-ЭС15-16673, установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, однако ликвидатор внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел по ним расчеты. Если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу статей 9, 13, 14 и 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной деятельности организации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N 4407/14).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса, пункт 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Как видно из материалов дела, решение о ликвидации общества принято инспекцией 10.05.2018, в то время как у ликвидируемого юридического лица имелась задолженность перед администрацией (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2018 по делу N А32-16645/2018), сведения о которой не были отражены ликвидатором в ликвидационном балансе общества (доказательств уведомления ликвидатором администрации в письменной форме о ликвидации юридического лица не представлено). При этом сведения о наличии указанного судебного спора и рассмотрения арбитражным судом дела N А32-48954/2018 являлись открытыми и общедоступными, а инспекцией не была надлежащим образом проведена проверка, предписанная законом.
Суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что принятие инспекцией решения об исключении общества из ЕГРЮЛ на основании представленных ликвидатором документов, в частности ликвидационного баланса, содержащих недостоверную информацию об имущественном положении ликвидируемого юридического лица, не может соответствовать требованиям Закона N 129-ФЗ, а также нарушает права и законные интересы кредиторов и самого заявителя (в судебных актах не указано, что ликвидационный баланс общества содержал сведения о действительном имущественном положении ликвидируемого юридического лица и его расчетах с кредиторами, а также не нарушен порядок ликвидации общества, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации).
Таким образом, на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией представлен ликвидационный баланс с заведомо недостоверными сведениями, в котором не отражена кредиторская задолженность перед администрацией и ликвидатор был уведомлен о наличии данной задолженности.
В рассматриваемом случае ликвидация общества осуществлена на основании ликвидационного баланса, не отражающего наличие задолженности перед администрацией. При этом ликвидируемому должнику и его ликвидатору было известно о неисполненных перед кредитором обязательствах, об осведомленности наличия данной задолженности свидетельствует активное участие представителя общества в судебных заседаниях по делу N А32-16645/2018, в том числе при принятии решения от 28.02.2018. Кроме того, администрация не уведомлена в письменной форме о ликвидации общества, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса.
Поскольку представленные в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества (представленные в регистрирующий орган данные промежуточных и ликвидационных балансов не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации).
Суды принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела должны были исходить из необходимости неформального подхода к принятию решения о прекращении деятельности юридического лица, учесть наличие задолженности перед администрацией, а также то обстоятельство, что исключение из реестра препятствует, в том числе, разрешению вопросов об удовлетворении администрацией своих имущественных требований по обязательствам должника.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.01.2013 N 11925/12.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает следующее. При наличии не погашенных долгов и соответствующих притязаний кредиторов юридическое лицо не может быть ликвидировано кроме как посредством прохождения процедуры несостоятельности. В противном случае могут быть нарушены права и законные интересы кредиторов, требования которых не могут быть удовлетворены при добровольной ликвидации должника. С заявлением о признании общества банкротом ликвидатор в арбитражный суд не обращался, чем лишил администрацию возможности получить удовлетворение своих требований и реализовать права кредитора, предусмотренные законодательством о банкротстве, а именно: совершать действия, направленные на выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, оспаривать сделки должника, совершенные в преддверии банкротства. Именно ликвидация через процедуру конкурсного производства обеспечивает справедливое распределение среди кредиторов средств, вырученных от продажи имущества несостоятельного должника, которой предшествует формирование конкурсной массы, в том числе за счет реализации конкурсным управляющим предоставленных ему законодательством о банкротстве полномочий, касающихся выявления и возврата имущества должника, находящегося у третьих лиц, оспаривания сделок должника, совершенных в преддверии банкротства, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и т. п.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся практике рассмотрения аналогичных споров в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа (постановления от 25.08.2020 по делу N А22-1572/2019, от 13.02.2020 по делу N А53-16468/2019, от 17.12.2019 по делу N А32-43021/2018, от 29.05.2019 по делу N А32-25598/2018, от 21.05.2019 по делу N А32-18795/2018).
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, не рассмотрен вопрос о привлечении к участию в деле ликвидатора обществ.
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку обжалуемые судебные акты не могут быть признаны судом кассационной инстанции законными и обоснованными, то они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть указания суда кассационной инстанции, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле ликвидатора обществ, устранить все нарушения, установить и исследовать имеющие значение для дела обстоятельства с учетом требований и возражений сторон, исследовать представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 по делу N А32-6664/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае ликвидация общества осуществлена на основании ликвидационного баланса, не отражающего наличие задолженности перед администрацией. При этом ликвидируемому должнику и его ликвидатору было известно о неисполненных перед кредитором обязательствах, об осведомленности наличия данной задолженности свидетельствует активное участие представителя общества в судебных заседаниях по делу N А32-16645/2018, в том числе при принятии решения от 28.02.2018. Кроме того, администрация не уведомлена в письменной форме о ликвидации общества, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса.
...
Суды принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела должны были исходить из необходимости неформального подхода к принятию решения о прекращении деятельности юридического лица, учесть наличие задолженности перед администрацией, а также то обстоятельство, что исключение из реестра препятствует, в том числе, разрешению вопросов об удовлетворении администрацией своих имущественных требований по обязательствам должника.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.01.2013 N 11925/12.
...
Подобный правовой подход соответствует сложившейся практике рассмотрения аналогичных споров в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа (постановления от 25.08.2020 по делу N А22-1572/2019, от 13.02.2020 по делу N А53-16468/2019, от 17.12.2019 по делу N А32-43021/2018, от 29.05.2019 по делу N А32-25598/2018, от 21.05.2019 по делу N А32-18795/2018)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2020 г. N Ф08-8875/20 по делу N А32-6664/2020
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8875/20
15.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16229/2021
05.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6664/20
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8875/20
21.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11128/20
04.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6664/20