г. Краснодар |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А32-847/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Воронцовское" (ИНН 2331003373, ОГРН 1022303860810) - Зарковой Т.П. и Мкртчян А.С. (доверенности от 12.10.2020 и 25.07.2017), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Прочко Е.П. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие третьих лиц: публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2020 по делу N А32-847/2020, установил следующее.
ЗАО "Воронцовское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 23.12.2019 N 52-51585/19-37-05, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:08:0201001:3;
- возложить на заинтересованное лицо обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:08:0201001:3, согласно заявлению общества от 04.12.2019;
- предоставить заявителю право обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вновь образуемых земельных участков;
- обратить решение суда к немедленному исполнению применительно к пункту 2 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс; уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Кубаньэнерго" (далее - сетевая организация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением от 27.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.2020, заявленные требования удовлетворены; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды исходили из того, что обжалуемый обществом отказ не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Общество инициировало процедуру раздела исходного земельного участка в целях реализации права на его приватизацию.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, вывод судов о незаконности обжалуемого отказа ошибочен. Общество в нарушение требований пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса, располагая сведениями о наличии в границах земельного участка объекта, принадлежащего иному лицу, не предоставило департаменту согласие сетевой организации - собственника объекта; суды не исследовали вопрос о достаточности формируемой площади для дальнейшей эксплуатации опор воздушных линий электропередачи. Образование земельного участка влечет ограничение доступа к дорогам общего пользования. Образование земельных участков под лесополосами и дорогами нецелесообразно.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Представители общества возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, администрация Ейского района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 29.10.1999 N 20 аренды земельного участка площадью 2240 га. Договор заключен на пять лет и зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 30.04.2003 договору присвоен новый номер 0800000241. Дополнительным соглашением от 25.06.2007 права арендодателя по договору аренды переданы департаменту; договор аренды изложен в новой редакции, согласно которой обществу в срок до 29.10.2017 переданы в аренду земельные участки (земельный участок общей площадью 2240 га, переданный в 1999 году, поставлен на кадастровый учет как четыре самостоятельных земельных участка) сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Кухаривский с/о, ЗАО "Воронцовское", участки N 4 - 7, с кадастровыми номерами 23:08:0201001:3 (площадью 6 296 613 кв. м), 23:08:0206000:2 (площадью 16 692 098 кв. м), 23:08:0206000:3 (площадью 165 542 кв. м) и 23:08:0206000:4 (площадью 185 586 кв. м).
В целях формирования земельного участка, пригодного для приватизации и учитывая результаты рассмотрения дела N А32-8704/2017, общество обратилось в департамент с заявлением от 04.12.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельных участков, в котором просило, в целях дальнейшего предоставления в аренду без проведения торгов, утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 23:08:0201001:3, предоставив департаменту заключение кадастрового инженера от 27.11.2019 N 454, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кадастровым инженером подготовлены для направления в департамент схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 10.09.2019 N 289 и от 16.10.2019 N 373, в которых предлагалось образовать из исходного земельного участка с кадастровым номером 23:08:0201001:3 земельные участки:
- ЗУ1 из 30 контуров общей площадью 290 кв. м (опоры ЛЭП), ЗУ2 из 7 контуров общей площадью 184 506 кв. м (лесополосы), ЗУ3 площадью 45 124 кв. м (дороги) с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 23:08:0201001:3;
- ЗУ1 площадью 241 765 кв. м (обмыв береговой линии), ЗУ2 из 30 контуров общей площадью 290 кв. м (опоры ЛЭП), ЗУ3 площадью 49 019 кв. м (дорога).
При обращении в департамент с заявлением от 04.12.2019 об утверждении схемы расположения земельных участков обществом представлено заключение кадастрового инженера от 27.11.2019 N 454, в котором предлагалось образование четырех земельных участков с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 23:08:0201001:3 в измененных границах:
- ЗУ1 площадью 241 765 кв. м (обмыв береговой линии);
- ЗУ2 из 30 контуров общей площадью 290 кв. м (опоры ЛЭП);
- ЗУ3 из 7 контуров общей площадью 177 632 кв. м (лесополосы);
- ЗУ4 площадью 49 019 кв. м (дорога) с определением путей доступа к образуемым и исходному земельным участкам.
Письмом от 23.12.2019 N 52-51585/19-37-05 департамент отказал в удовлетворении заявления, указав на то, что в заявлении не уточнены сведения о цели образования земельных участков, предполагаемое образование земельного участка не обосновано в связи с отсутствием информации, подтверждающей наличие препятствий к вовлечению в оборот данных частей земельного участка, отсутствует доступ к землям общего пользования образуемого земельного участка, раздел земельного участка с кадастровым номером 23:08:0201001:3 нецелесообразен, так как приведет к нерациональному использованию земельного участка, а также вклиниванию и изломанности его границ.
В соответствии с актом обследования земельного участка ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 13.12.2019 земельный участок с кадастровым номером 23:08:0201001:3 состоит из 9 земельных массивов, разделенных лесополосами и внутрихозяйственной грунтовой дорогой, по южной стороне участок пересекают 2 линии ВЛ 35 кВ с. Воронцовка - ст. Должанская и подстанция сетевой организации, с северной стороны участок подвержен обрыву земли в Таганрогский залив.
Общество, полагая, что действиями (бездействием) департамента нарушены его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса.
В целях раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве аренды, уполномоченный орган может на основании заявления заинтересованного лица либо принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, либо обоснованно отказать в этом (пункт 7 статьи 11.4 Земельного кодекса).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Статьей 11.10 Земельного кодекса установлено, что схема представляет собой изображение границ каждого образуемого земельного участка с указанием их площади (пункт 1). Ее подготовка осуществляется с учетом, в том числе документов территориального планирования, местоположения границ земельных участков (пункт 2), обеспечивается уполномоченным органом (пункт 3), а в целях образования участка для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена юридическим лицом (пункт 4). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (пункт 7).
В решении об утверждении схемы в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с нею, указываются площадь образуемого участка (подпункт 1 пункта 14). В утверждении схемы расположения земельного участка должно быть отказано, если она не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам, (подпункты 1 и 3 пункта 16).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Приказ N 762).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 10 которого лица, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Земельным кодексом в действующей с 01.03.2015 редакции к случаям приобретения в частную собственность публичных земель без проведения торгов отнесена продажа земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, лицу по истечении трех лет с момента заключения с ним договора аренды этого участка при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях порядка землепользования и подачи этим лицом заявления о заключении договора купли-продажи до истечения срока договора аренды (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 названного Кодекса).
При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган проверяет наличие оснований, препятствующих этому (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", статья 21 которого содержит аналогичные положения.
Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 8 статьи 27 и пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
В силу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые, в том числе внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ к государственной собственности субъектов Российской Федерации отнесены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся, в частности, противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях, полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения, пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
По смыслу названных положений защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники) не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств. Определенная часть защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения создана при осуществлении мероприятий по агромелиорации. Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка (в массиве земель сельскохозяйственного назначения).
В случае если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, в том числе и смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, и которая не создавалась заявителем в целях улучшения земель, такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность арендатору.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что схема расположения образуемого земельного участка не является произвольной и подготовлена по заданию общества в целях реализации им права на выкуп арендуемого исходного земельного участка в измененных границах, соответствует нормативно утвержденным требованиям к ее подготовке, форме и содержанию; раздел исходного земельного участка инициирован для исключения из него лесополос, дорог и территории водного объекта; образование земельных участков под полезащитными лесными насаждениями, автомобильными грунтовыми дорогами общего пользования и береговой линией не привело и не могло привести к их нерациональному использованию, вклиниванию и изломанности границ; исходный земельный участок сохраняется в измененных границах, суды пришли к верному выводу о незаконности принятого департаментом решения и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Сетевая организация, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, возражений относительно схемы раздела земельного участка не привела. В ответ на письмо департамента от 03.03.2020 N 52-8772/20-41-11 о предоставлении информации о собственнике линии электропередач 35 кВ, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 23:08:0201001:3, третье лицо сообщило департаменту, что земельный участок с кадастровым номером 23:08:0201001:3 является смежным с земельным участком с кадастровым номером 23:00:0000000:347, занятым опорами ВЛ 35 кВ "Отпайка - Моревская" и ВЛ 35 кВ "Урожайная - Должанская", входящими в состав электросетевого комплекса ПС-35/10 кВ, находящегося в собственности сетевой организации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2020 по делу N А32-847/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся, в частности, противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях, полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения, пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
По смыслу названных положений защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники) не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств. Определенная часть защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения создана при осуществлении мероприятий по агромелиорации. Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка (в массиве земель сельскохозяйственного назначения)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2020 г. N Ф08-8497/20 по делу N А32-847/2020